Новгородская феодальная республика
В Новгородской земле в отличие от других русских земель установилась боярская республика. Это была одна из самых развитых русских земель. Ее основная территория располагалась между Ильмень озером и Чудским озером, по берегам рек Волхова, Ловати, Великой, Мета. Территория новгородской земли делилась на пятины, которые в свою очередь, в адми-нистративном отношении делились на сотни и погосты. На границах новгородской земли военно-опорными пунктами были Псков, Ладога, Старая Руса, Торжок, Великие Луки, Юрьев. Через эти города проходили важные торговые пути. Самым крупным из этих городов был Псков, который к концу XIII века стал фактически самостоятельной республикой. С XV века жители Новгородской и Ростово-Суздальской земли начали активную колонизацию земель Карелии, по реке Двине, вокруг Онежского озера и Северного Поморья. В результате колонизации в состав Новгородской земли вошли карелы, водь, заволочская чудь (финно-угорские племена). Саамы и ненцы платили Новгороду дань, в основном пушниной.
Новгород был крупнейшим торгово-промышленным центром. Город был расположен в средоточии торговых путей, которые связывали Балтийское море с Черным и Каспийским морями. Активная торговля велась с Волжской Булгарией, восточными странами. Новгород, в котором археологами найдены остатки немецкого торгового двора, был крупным центром торговли с Прибалтикой, Скандинавией, северонемецкими городами, заключившими в XIV веке торговый и политический союз Ганза.
Ремесленное производство Новгорода отличалось широкой специа-лизацией. В целом ремесленники работали на заказ, но кузнецы, ткачи, кожевники и представители ряда других специальностей уже в это время начинали работать на рынок как на внутренний, так и на внешний. Река Волхов делила Новгород на две стороны – Софийскую и Торговую. Город делился на пять концов – районов. Концы делились на улицы. Ремесленники и купцы создавали свои уличанские по профессиям сотни и братчины. Наиболее значимым по влиянию на жизнь Новгорода было купеческое объединение «Иванское сто», купцы которого вели торговлю медом и воском. Несмотря на большой процент торгово-ремесленного населения, основой экономики Новгородской земли было земледелие. Правда, климатические условия не давали возможности получать высокие урожаи.
В Новгородской земле рано сложилось боярское землевладение. Все пло-дородные земли были фактически перераспределены между боярами, что не привело к созданию крупной княжеской вотчины. Ее складыванию также не способствовало положение князей, присылаемых в качестве князей-на-местников. Это ослабляло позиции князя в борьбе с новгородским боярством, фактически превратившем князя с дружиной в военно-полицейскую силу.
Новгородская земля отделилась от Киева после восстания 1136 г. Восставшие горожане изгнали князя Всеволода Мстиславича за «небре-жение» городских интересов. В Новгороде установился республиканский строй. Высшим органом власти в Новгороде стало собрание свободных горожан — владельцев дворов и усадеб в городе—вече. Оно собиралось или на Софийской площади, или на Ярославовом дворище Торговой стороны. Вече было гласным. На нем очень часто присутствовала масса городского населения (феодально-зависимые, кабальные люди), не имевшая права голоса. Они бурно реагировали на прения по тем или иным вопросам. Эта реакция оказывала на вече давление, иногда достаточно сильное. Вече обсуждало вопросы внутренней и внешней политики, приглашало князя, заключало с ним договор. На вече избирался посадник, тысяцкий, архиепископ. Посадник вершил управление и суд, контролировал деятельность князя. Тысяцкий возглавлял народное ополчение и вершил суд по торговым делам. Дабы сделать новгородскую епископию своим союзником, боярство в 1156 году добилось выборности архиепископа, который не только возглавлял в Новгороде церковь, но также ведал казной республики и ее внешними сношениями.
Пять концов были самоуправляющимися, территориально-адми-ни-стративными и политическими единицами. В концах собирались кончанские вече, где избирались кончанские старосты. Нижней ступенью новгородской организации и управления были объединения «уличан», жителей каждой улицы, возглавлявшихся выборными старостами, избиравшихся на уличанских вече.
Вечевой строй Новгорода был формой феодальной «демократии», где демократические принципы народного представительства, гласности и выборности должностных лиц, создавали иллюзию народовластия.
Фактическая власть в республике находилась в руках боярства и верхушки купечества. За всю ее историю должности посадников тысяцких и кончанских старост занимали только представители элитной знати, называвшейся «300 золотых поясов».
«Меньшие» или «черные» люди Новгорода подвергались произвольным поборам со стороны «лучших» людей, т. е. боярства и верхушки привиле-гированного купечества. Ответом на это были частые восстания простых новгородцев. Самым крупным из них было восстание 1207 года против посадника Дмитра Мирошкинича и его родственников.
Новгород вел постоянную борьбу за свою независимость против сосед-ских княжеств, в первую очередь против Владимиро-Суздальского, стремив-шихся подчинить себе богатый и вольный город. Новгород был форпостом обороны русских земель от крестоносной агрессии немецких и шведских феодалов.
4. Культура Руси XII — первой половины XIII в.
Сельское хозяйство и ремесленное производство XII — первой половины XIII в продолжало развиваться в тех чертах, которые были намечены предшествующим периодом. Пашенное земледелие распространялось глубже на Севере. Основными орудиями труда в хозяйстве смерда продолжали оставаться деревянное рало, соха, борона. В тоже время несколько больше стал применяться плуг с железным лемехом, правда он применялся в богатых хозяйствах. Дальнейшее развитие получает ремесло, опиравшееся на опыт предшествующего периода. Во всех-землях продолжало развиваться кузнечное дело, изготовление оружия и доспехов, обработка меди, серебра, золота, литейное дело, ковка, штамповка, чернь, позолота, филигрань, эмаль. Русские мастера искали новые приемы работы и технологии. Применив новую технологию, новгородские мастера стали изготавливать более прочные, твердые, гибкие сабельные клинки. В XII веке русские литейщики открыли способ двухстороннего литья по двум восковым моделям. Повсеместно стали применяться с XII века водяные мельницы. Наряду с материальной культурой развивалась культура духовная. Основой подъема культуры был экономический подъем, который в XII – первой половине XIII в. переживали русские земли, а также рост городов. В этот период оформились многие местные черты в культуре. Однако в основе своей культура оставалась общерусской. Несмотря на раздробленность для многих произведений духовной культуры было характерно понимание общих задач, стоявших перед русскими землями.
В период феодальной раздробленности увеличивается количество центров летописания, которое приобретало местный, областной характер. Кроме Новгорода и Киева летописи велись во Владимире, Суздале, Смоленске, Галиче и других центрах русских земель. В местных летописях основное внимание сосредотачивалось на местной истории, которую летописцы рассматривали, как продолжение истории Руси. Поэтому местные летописные своды начинались с «Повести временных лет». Появлялись отдельные летописи, посвященные жизнеописанию князей, взаимоотношениями между князьями. Авторами таких летописей были светские люди, близкие князьям – бояре или дружинники. Появлявшиеся местные особенности проявлялись в следующем.
Новгородское летописание характеризовалось деловитостью и лапидарностью изложения основных событий городской жизни. В Новгородских летописях напрочь отсутствовала церковная риторика.
Галицко-Волынское летописание главное внимание уделяло борьбе между князем и боярством, отличалось светским характером. В Галицко-Волынском летописании были слышны отзвуки дружинной поэзии.
Владимиро-Суздальское летописание утверждало идею сильной княжеской власти, притязание владимиро-суздальских князей на политическое главенство в русских землях. Наряду с описанием местных событий во владимиро-суздальских летописях присутствовали рассуждения, свидетельствовавшие о стремлении летописцев придать летописанию общерусский характер. Красной линией во владимиро-суздальских летописях проходила идея единой и сильной власти владимирских князей, являвшихся преемниками киевских князей. Для ее обоснования широко использовалась церковная аргументация, что придавало Владимиро-Суздальскому летописанию в отличие от Новгородского и Галицко-Волынского религиозный характер.
С узкими интересами местных феодальных центров было связано развитие церковной и гражданской литературы. В церковной литературе все меньше места отводилось политическим вопросам. Все большее место в многочисленных поучениях, сказаниях занимали «истины веры и благочестия». В этом плане среди произведений церковной литературы XII в выделялись произведения видного церковного деятеля Кирилла Туровского и второго после Иллариона русского метрополита Клемента Смолятича. На рубеже XII – ХIII вв. возник большой компилятивный памятник «Киево-Печерский патерик» – сборник поучений, рассказов, житий святых. Это была по сути история Киево-Печерского монастыря игравшего видную роль в жизни русских земель. Поэтому патерик проводил в жизнь идею главенства этого монастыря над другими монастырями русских земель.
Среди произведений гражданской литературы следует выделить «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Фактически эти два произведения связаны между собой. «Слово» относится к XII веку, «Моление» к XIII в. Исследователи этого памятника пришли к выводу, что было два автора, и оба носили имя Даниил и называли себя Заточниками. Оба из заточения обращались к князьям: автор «Слова», как полагают исследователи, новгородец, мастер-ремесленник обращался к Новгородскому князю Ярославу Владимировичу, а автор «Моления» – служилый человек близкий к сыну Всеволода Большое Гнездо Ярославу Всеволодовичу. Автор «Моления» выступал за сильную княжескую власть и недоброжелательно относился к боярам. В «Слове» и «Молении» остро звучала тревога за независимость Руси. В этом отношении они перекликались со «Словом о полку Игореве».
«Слово о полку Игореве» – жемчужина древнерусской литературы. В нем повествуется о неудачном походе князей во главе с новгород-северским князем Игорем Святославичем против половцев в 1185 году. Этот поход стал для автора «Слова» поводом к размышлению о судьбах Русской земли. Причины бедствий, обрушившихся на нее, автор видит в междуусобных бранях князей, жаждавших славы и не думавших о судьбе Руси. Это ослабляло обороноспособность русских земель, подвергавшихся опустошительным набегам половцев. «Слово» – общерусское произведение. Его автор отбросил узость интересов своего княжества и поднялся до высоты понимания общерусских интересов. Он обращался к князьям с призывом прекратить усобицы, объединить свои силы в борьбе с внешними врагами, «постоять за землю Русскую». Автору «Слова», видимо, представителю дружинной среды была дорога не честь и слава какого-то отдельного княжества или князя, но слава .и честь Земли Русской.
«Слово о полку Игореве» – светский памятник, начисто лишенный церковной риторики, но художественной форме и идейному содержанию тесно связанный с устным народным творчеством. В «Слове» воплотились характерные для литературы XII — первой половины XIII в черты: связь с исторической действительностью, патриотизм, гражданственность.
Определенные изменения во время феодальной раздробленности происходили в архитектуре. Постройки XII — первой половины XIII в отличались от сооружений предшествующего этапа меньшей масштабностью зданий, простотой отделки. Типичной постройкой этого времени стал кубический храм с массивным световым барабаном и главой шлемовидной формы. Очень заметно в этот период влияние романского стиля на русскую архитектуру. Это выразилось прежде всего во внешнем оформлении построек (аркатурные и колончатые пояса, перспективные порталы, причудливая каменная резьба).
Архитектурные постройки Галицко-Волынской земли плохо сохранились и многие из них известны лишь по археологическим данным. Особенность архитектуры этой земли заключалась в соединении византийско-киевской композиции с элементами романского убранства.
После установления в Новгороде республики сократилось княжеское строительство. Заказывали строительство церквей бояре, купцы, жители улиц и концов города. Церкви в Новгороде были центрами общественной жизни, часто служили складами товаров, местом хранения имущества горожан. Наиболее яркими архитектурными памятниками Новгорода этого периода являлись церкви Спаса-Нередицы, Благовещения в Аркажах, Параскевы-Пятницы на Торгу.
В отличие от суровой архитектуры Новгорода зодчество Владимиро-Суздальской земли носило торжественный характер, выделялось изяществом и утонченностью линий. Большого размаха достигло строительство во Владимире при Андрее Боголюбском. Вокруг города были возведены укрепления, от которых до наших дней сохранились Золотые ворота. В загородной резиденции князя Андрея Боголюбове был сооружен замок, состоявший из комплекса построек. До наших дней дошли лишь остатки этих сооружений. В 1158-1161 годах был построен Успенский собор, ставший главным храмом княжества. Признанным шедевром Владимиро-Суздальской архитектуры стала, построенная в 1165г. церковь Покрова на Нерли, поражающая стройностью и устремленностью ввысь. В 1194-1197 гг. в период правления Всеволода Большое Гнездо в центре княжеского двора был построен Дмитриевский собор, отличающийся богатством резьбы по белому камню, из которого строили храмы во Владимире. Резной декор Дмитриевского собора называют поэмой в камне. Декоративной резьбой снизу доверху был покрыт Георгиевский собор в г. Юрьеве-Польском, построенный в 1230-34гг. Это была последняя крупная постройка во Владимиро-Суздаль-ском княжестве накануне Батыева нашествия. Часто Георгиевский собор называют «лебединой песней» русской архитектуры домонгольской Руси.
В XII—XIII вв в живописи различных русских земель также все заметнее становятся местные особенности. Это новгородский стиль монументальной живописи с упрощенной трактовкой художественных приемов. Для владимиро-суздальской живописной школы была характерна мягкость, доброта, задушевность и простота. Особенно это проявилось в иконах «Боголюбская Богоматерь» и «Дмитрий Солунский».
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 380;