Восточные славяне в древности
Предки славян, так называемые праславяне, по мнению большинства историков, принадлежат к индоевропейской группе народов и занимали территорию от р. Одер на Западе до Карпатских гор на Востоке. Их выделение из этой общности произошло в середине II тыс. до н.э. Арабские, ви-зантийские, греческие и римские авторы именовали славян венедами, анта-ми или склавинами. К середине I тыс. до н.э. славяне постепенно освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. В этот же период произошло их разделение на три ветви: на восточных – русские, украинцы, белорусы; западных – словаки, чехи, поляки, лужецкие сербы, кашуб и южных – болгары, сербы, словенцы, хорваты, македонцы, черногорцы и боснийцы.
В VI-VII в.в. восточные славяне заселили большую часть Русской (восточно – европейской) равнины. Границами их обитания на западе были Карпатские горы, на восток-верховье Дона, на севере – Нева, Ладожское озеро, юге – среднее Приднепровье.
Согласно «Повести временных лет» (XII в.) на западном берегу среднего Днепра (Киев) расположились поляне, к западу от них, по южным притокам – древляне, к западу от них, по западному Бугу – волынянеили дулебы, по восточному берегу Днепра, по Десне и Суле (Чернигов и Переяславль) жили северяне; по притоку Днепра Сожи – радимичи; на верховьях трех рек Днепра, западной Двины и Волги (Смоленск и Полоцк)-жили кривичи, к юго-западу от них, между Припятью и западной Двиной-дреговичи; к северу от них, на западной Двине, поселилась ветвь кривичей полочане, а к северу от кривичей, у озера Ильмень и далее по реке Волхву (Новгород и Полоцк) обитали ильменские славяне. В исторической литературе за этими областями укрепился условный термин «племена». Развитие хозяйства, а также родоплеменных связей постепенно привели к возникновению у славян сильных племенных союзов. Эти союзы стали основой, на которой возникли ранние политические государственные образования. Их центрами были Киев, Новгород, Смоленск, Полоцк, Изборск. По мнению ученых, в глубокой древности такой племенной союз восточных славян объединял от 100 до 150 отдельных племен, которые состояли в свою очередь из отдельных родов. Социально-экономическое развитие славян было различным. По мнению академика Б.Н. Рыбакова ядром древнерусского государства была территория около Киева, на которой жили поляне. Самые ранние летописи начинали свое изложение с княжения Кия, счи-тавшегося основателем города Киева и Киевского княжества. По одной из версий само название «Русь» произошло от имени одного из племен жившего по реке Рось. По другой версии, название «Русь» скандинавского происхождения.
Племенной союз возглавлял князь. Бывшая родоплеменная верхушка составляла его окружение, каждое племя имела свое вече (народное собрание), на котором решались наиболее важные вопросы общественной жизни. Общеплеменное ополчение состояло из полков и тысяч, разделенных на сотни, во главе которых стояли тысяцкие и сотские.
Основными занятиями восточных славян были земледелие и скотоводство. Кроме того, славяне занимались охотой и бортничеством. Суровые природно-климатические условия и низкий уровень производительных сил требовали больших затрат труда. Усилиями большого количества людей осуществлялись сезонные сельскохозяйственные работы, поэтому здесь на многие столетия важное значение приобрела община – мир или вервь (от слова «веревка»).
На стадии разложения первобытно-общинного восточные славяне были язычниками. Их мифология базировалась на почитании видимой природы. В русских памятниках уцелели следы поклонения небу.
На протяжении VI-IX в.в. у восточных славян в результате поступательного развития производительных сил возникают предпосылки феодальных отношений: на смену родовой общине приходит община соседская (территориальная), возрастает число городов, власть постепенно концентрируется в руках родоплеменной и военной дружинной знати, появляется частная собственность, начинается разделение общества по социальному и имущественному принципу, К IX-X вв. сложилась основная этническая территория древнерусской народности, определился процесс вызревания феодальных отношений в наиболее развитых областях восточного славянства.Формировавшийся класс феодалов нуждался в создании государствен-ного аппарата, который должен был помочь ему закрепить за собой общинные земли и решать другие внутри государственные задачи, а также проблемы защиты от внешних врагов.
К этому времени определились соседи славян. На севере и северо-востоке от восточных славян проживали водь, карелы, саами, ижфа, пермь, весь; на северо-западе соседями с ними были балтийские (жмудь, пруссы, литва, земгалы и др.) и финно-угорские племена (чудь-эсты, ливы). В верховьях рек Печоры и Камы жили меря, югры, мурома, мещера и др. На востоке располагалась Волжско-Камская Булгария, населенная тюрка-ми, рядом с которыми соседствовали башкиры. В южнорусских степях с IX в. господствующее положение занимали племена печенегов. На Нижней Волге, между Каспийским и Азовским морями, располагался Хазарский каганат, столицей которого с середины VII в. стал г. Итиль, а район Черного моря контролировали Византийская империя и Дунайская Болгария.
Важную роль в начальной русской истории играли отношения с двумя странами, которые оказали существенное влияние: одна – на политический строй, другая – на всю культуру Древней Руси. Это были Скандинавия на севере и Византия на юге.
Викинги или варяги, часто совершали набеги на территорию племен ильменских славян, чудь и кривичей и облагали их данью. В мирное время варяги вели оживленную торговлю с русскими городами. Однако внутренние междоусобицы и постоянная внутренняя угроза побудили эти племена и их соседей финнов обратиться за помощью к своим бывшим врагам. Они решили найти князя, который «судил и правил справедливо». Так, в 862 г. в Новгороде появился варяжский конунг (князь) Рюрик с двумя братьями Синеусом и Трувором. Рюрик обосновался в Новгороде, а его братья Белоозере и Изборске. На основе этой легенды немецкие ученые в XVIII в. создали т.н. норманскую теорию, которая объясняла возникновение Древнерусского государства не объективными социально-экономическими и политическими процессами, а как результат колонизации Руси варягами и иноземной инициативы.
История российской государственности, согласно летописной традиции, начинается в 882 г. В этом году князь Олег, правитель северных областей восточнославянского мира, совершил поход на юг, захватил Киев, и на территории Восточной Европы возникло новое политическое образование – Киевская Русь. Однако 882 г.- это лишь начало создания Древнерусского государства. Пройдет почти век, прежде чем все восточнославянские племена будут окончательно подчинены власти Киевских князей.
Большинство исследователей условно делят историю государства Русь на три больших периода: первый – IX-середина X в. – образование раннефеодального государства, утверждение на престоле династии Рюриковичей и правление в Киеве первых киевских князей Олега, Игоря, Ольги, Святослава; второй – вторая половина X - первая половина XI вв. – расцвет Киевской Руси (время Владимира I - 980-1015) и Ярослава Мудрого (1019-1054); третий период – вторая половина XI-начало XII вв. – появление первых элементов распада, обособление Новгородской Земли и Полоцко-Минского княжества, переход к феодальной раздробленности. К 1132 г. Киевская Русь распалась на отдельные княжества.
Киевская Русь.
Древнерусское государство (Киевская Русь) было раннефеодальной монархией. Верховная власть принадлежала великому киевскому князю, который являлся формальным собственником всей земли и военным руко-водителем государства. Однако его деятельность направлялась и контро-лировалась верхушкой класса феодалов-боярством.
Управление государством строилось по принципу военной органи-зации в подвластных великому князю землях и городах. Его осуществляли княжеские наместники – посадники и их ближайшие помощники-тысяц-кие, возглавлявшие во время военных действий народное ополчение, в XI-XII в.- через княжеский двор и многочисленную администрацию, которая ведала сбором дани и податей, судебными делами, взысканием штрафов.
Особенностью Древнерусского государства было то, что новому го-сударственному аппарату принадлежали далеко не все властные полномочия и функции. В обществе еще были сильны институты власти, своими корнями, уходившие в первобытное общество. Наиболее важным из них в IX-X вв. было народное собрание (вече). Таким образом, политический строй Руси характеризовался дуализмом княжеской и вечевой власти.
Для осуществления власти над населением, расширения границ государства и защиты его от внешних врагов великий князь имел значительные военные силы.
Князья-правители отдельных земель и другие крупные, средние и мелкие феодалы - находились в вассальной зависимости от великого князя. Они обязаны были поставлять ему воинов, являться по его требованию с дружиной, а их смерды были обязаны платить ему дань. В то же время эти вассалы сами осуществляли в полной мере функции управления в своих вотчинах.
Важную роль в укреплении государства играли правовые нормы, выработанные в X веке. Нормы раннефеодального права нашли отражение в т.н. «Русской Правде», написанной в начале XI в. князем Ярославом Мудрым, в которой были отражены правовые положения, регламентирующие различные стороны жизни.
Основой общественно-экономического строя Киевской Руси являлась условная феодальная собственность на Землю, которая осуществлялась в виде феодальной ренты: натуральная (оброк), отработочная (барщина). В обществе существовало два основных класса – крестьяне (прежде всего смерды) и феодалы. Оба класса по своему составу были неоднородными. Смерды делились на свободных общинников и зависимых. Свободные смерды имели свое натуральное хозяйство, платили дань князьям и боярам. Зависимое население состояло из закупов, рядовичей, изгоев, пущенников и холопов. Закупами назывались те, кто попадал в зависимость, взяв купу (долг). Рядовичами становились те, кто попадал в зависимость после заключения ряда (договора). Изгои – это обедневшие выходцы из общин, а пущенники – вольноотпущенные рабы. Холопы были полностью бесправны и находились на положении рабов. Феодальные отношения со временем расширились за счет закабаления лично свободных общинников.
Класс феодалов составляли представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен и земель, бояре, а также старшие дружинники.
Важным элементом феодального общества был город, представлявший собой укрепленный центр ремесленного производства и торговли. Одновременно города являлись важными административными центрами, в которых сосредотачивались богатства и большие объемы крупных продовольственных запасов, которые завозились боярами. По данным древних летописей в XIII в. на Руси насчитывалось около 225 городов разных размеров. Наиболее крупными были Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов и др. Киевская Русь славилась своими плотницкими, гончарными, кузнечными, ювелирными изделиями – всего насчитывалось до 60 видов ремесел.
Укреплению государственной власти и территориальной целостности Руси во многом способствовало принятие христианства в 988 г. в результате религиозной реформы проведенной Владимиром I. Считается, что в 957 году христианство приняла правительница Руси Ольга, но сам процесс христианизации растянулся на ряд десятилетий. Введение христианства в основном было завершено князем Ярославом уже в XI в. Ко времени княжения Ярослава относится и окончательное оформление церкви как организации. Во главе ее стоял Киевский митрополит, который назначался из Константинополя или самим Киевским князем с последующим избранием собором епископов.
В крупных городах Руси всеми практическими делами церкви ведали епископы. Митрополит и епископы владели Землями, селами, городами.
Князья на содержание храмов отдавали почти десятую долю собираемых в казну средств. Кроме того, церковь имела свой суд и законодательство, которое давало возможность вмешиваться практически во все стороны жизни прихожан.
Введение христианства способствовало ускорению развития фео-дального способа производства в Древней Руси. В Византии церковь являлась крупным феодальным учреждением и землевладельцем. С принятием крещения эти же принципы были привнесены и в социально-экономичес-кое устройство Киевской Руси.
Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение. Укрепилось единство славян, ускорилось отмирание пережитков брачного права.
Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т.д. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось и в художественной области. Заметный след оно оставило и в области просвещения и книгоиздательского дела. Письменность в Древней Руси развивалась на ос-нове кириллицы. Быстрое развитие русской письменности происходило в XI в. после признания христианства официальной религией на Руси.
В целях подчинения соседних славянских племен, упрочения международного положения, обеспечения выхода к морям, защиты торговых пу-тей и своих границ, а также захвата военной добычи киевские князья вели активную экспансионистскую внешнюю политику.
Русские дружины совершали военные походы. В 941-944 гг. Игорь совершил поход на Византию, в 964-972 гг. Святослав-на Волгу, Каспий и Византию. Только в походах к Волге и Каспию рать под предводитель-ством Святослава прошла свыше 3 тыс. км по суше и около 1,5 тыс. км по рекам. На рубеже IX-X вв. началось планомерное наступление русских дружин на Хазарию. В конце IX и X вв. русские совершили ряд походов на побережье Каспийского моря и в степи Кавказа. Постоянную борьбу Древней Руси приходилось вести с кочевниками. Владимиру удалось наладить оборону против печенегов, но, тем не менее, их набеги продолжались. В 1036 году печенеги осадили Киев, но потерпели поражение, от которых так и не смогли оправиться, и другие кочевники (половцы) вытеснили их из черноморских степей. Вторая половина XI-XII вв. – время борьбы Руси с половецкой опасностью. В 1061 г. произошло первое столкновение с половцами. С середины XI до начала XIII вв. известно более 50 половецких вторжений. По инициативе Владимира Всеволодича Мономаха (1113-1125), в 1097 г. для объединения усилий в борьбе с половецкой опасностью и прекращения усобиц в г. Любече собрался съезд князей. Однако принцип, провозглашенный на нем: «Каждо да держит отчину свою», означал стремление княжеских родовых центров к политической самостоятельности и фактическое разделение Руси на удельные княжества.
Владимиру Мономаху и его сыну Мстиславу I Великому (1125-1132) еще некоторое время удалось удерживать под своей властью всю русскую землю, однако после его смерти Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка удельных княжеств-государств. В истории Руси наступил период феодальной раздробленности.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 354;