Тема 9. Сложные формы.


Сложные формы – это формы, в которых есть части сложнее периода (простая двух- или трехчастная, вариации, рондо, сонатная форма и т.п.).

В сложной трехчастной форме - это обязательно I часть, IIи III могут быть как простые, так и сложные.

В сложной двухчастной форме - сложнее периода любая часть или обе.

 

Если в трехчастной форме I часть – период, а II – сложнее, то возникает промежуточная форма (среднее между простой и сложной). Она нередко встречается в вокальной музыке.

 

Возможен и вариант с зеркальной симметрией (концентрическая форма): ABCBA(1), где трехчастное BCB – II часть.

 

Сложная трехчастная форма

Это сложенная или составная форма из самостоятельных, замкнутых частей. Они могут быть контрастны друг другу тематически, образно, жанрово, ладотонально. Виды контраста: сопоставление или оттеняющий.

Композитор может ввести элементы связи, слитности между частями, сквозного развития, например: переходы, разомкнутые окончания.

 

Классификаци

Есть 2 основных вида сложной трехчастной формы:

1. Сложная трехчастная форма с трио.

2. Сложная трехчастная форма с эпизодом.

 

Таким образом, вид определяется особенностями II части, которая называется трио или эпизод.

 

Трио – содержит новый тематический материал, который изложен в конкретной форме. Трио чаще бывает в подвижной и быстрой музыке, в танцах, маршах. Обозначается: Trio, Minore, Maggiore, Alternarivo. Разделы в нем повторяются. III часть после него обычно точная.

 

Эпизод – тоже может иметь новый тематизм, но структурно полностью не оформлен, то есть, используются черты серединного построения, разработочность. Эпизод, который богаче по выразительным возможностям, встречается в лирических и медленных произведениях или частях. Он не повторяется и после него в III части типичнее измененная реприза: варьированная или динамическая.

 

“Трио по форме, эпизод по содержанию” – это иногда встречающийся смешанный вариант, при котором есть ясная форма, но музыка тонально-гармонически неустойчива. Такое сближение трио и эпизода часто встречается в музыкеXIXвека, и тогда II часть не классифицируют.

В формахA +BC+ Aили A+ BCD+A- составная середина, не с одним трио. Вообще в понимании ее сути нет достаточной ясности. Составной серединой называют и вариант II части, состоящий из разделов, относящихся к разным типам середины (новый материал, разработка, связка).

 

Повторение частей. При варьированном повторе возникает сложная двойная трехчастная форма: ABA1B1A2.

Дополнительные разделы в форме: вступление (иногда), кода, связки (Iи II части обычно даются в сопоставлении, от II к IIIбывает переход, особенно, если IIчасть - эпизод).

Виды реприз:Dacapo (с начала, то есть, точная), варьированная, сокращенная, динамическая. Изредка встречается прогрессирующая форма, когда I часть – период, а III – расширенная, например, простая трехчастная форма.

Тематизм коды:

1. Материал крайних частей.

2. Материл II части.

3. Синтез частей.

4. Новый.



Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 5686;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.