Рондо в вокальной музыке.
Количество частей не регламентировано, на что влияет поэтический текст. Рефрен и эпизоды или эпизоды между собой могут быть тематически связаны. Тональный план имеет свободный характер. Часто проявляется рефренность на уровне таких построений, как: фраза, предложение.
Тема 13. Вокальная музыка
Главное отличие вокальной музыки от инструментальной заключается в наличии литературного текста.Есть красивые легенды о первоначальном синкретизме (единстве) музыки и слова. В них утверждается, что люди когда-то не говорили, а пели, что у каждого была своя песня, поэтому и сейчас тембр голоса любого человека неповторим. Языки были тональными, то есть, мелодичными, от повышений и понижений высоты голоса зависел смысл слов.
Некоторые современные ученые также считают, что поэзия древнее прозы: она – “божественный язык”, а проза - “земная речь”, отражающая суетность жизни.
Интересно, что в Древней Греции законы перед их принятием пропевались. И в церкви тексты и молитвы читаются нараспев или поются.
Немного о слове
Слово в обычной жизни – средство общения, с помощью слов мы мыслим, самовыражаемся, передаем знания. В нем содержится понятие, иногда не одно, поэтому существуют толковые словари. Слово способно вызвать эмоциональный отклик и нести образную информацию. Каждый народ говорит на своем языке.
Известно, что слова могут иметь древние корни, но менять со временем значение. Это исторический процесс, связанный с общей эволюцией человечества. Слово живет, обогащаясь новыми, более высокими и современными смыслами, но бывает и устаревает, выходит из обращения или деградирует, так как люди его используют в низких значениях.
Известно христианское понимание великой силы и значения слова.В Библии есть знаменитые строки: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его” (Евангелие от Иоанна). Слово (греч. Логос) отождествляют с Иисусом Христом. “И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца”.
Человек предупрежден о большой ответственности за свое отношение и обращение со словом. В Евангелие от Матфея приводятся слова Иисуса Христа: “Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься.”
В слове есть тайна, которая человеку неизвестна, но о ней думали многие великие люди: “Слово – человеческая энергия, и рода человеческого, и отдельного лица”, но оно и “выводит ум за пределы субъективности и соприкасается с миром, что по ту сторону наших собственных психических состояний”, “слово магично и слово мистично” (П. Флоренский). “В языке действуют творческие первосилы человека, его глубинные возможности, существование и природу которых невозможно постичь, но нельзя и отрицать”(Гумбольдт).
Слово обладает энергией. Согласно некоторым эзотерическим представлениям, буквы алфавита имеет свою энергию, которая кодируется с помощью цифр, образуется цепочка: энергия – цифры – буквы – слова, и далее: предложение → текст. Смысл и характер текста (религиозный, научный, бытовой) определяют его энергетическую мощь. Над текстом стоит мысль, она также разной силы у людей.
Что же происходит, когда соединяются сила слова и музыки? Какова роль литературного текста в вокальном произведении?
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 2810;