Сложная двухчастная форма
Как особый вид, в теории музыки сложная двухчастная форма была осмыслена в 20 веке. В ней, в отличие от трехчастной формы, сложнее периода может быть любая часть.
Классификация
Есть два вида: AB -контрастная форма, основной вид и AA1 – однотемная - редчайший случай.
Кроме того, есть классификация из трех типов (В. Цуккерман):
1. Уравновешенный тип – части примерно равны по объему и значению.
2. Хореический тип – смысловым центром является первая часть, вторая – чаще развернутый или сложный период – типа “коды”.
3. Ямбический тип – наоборот, смысловым центром является вторая часть, а первая – типа “вступления”.
Второй и третий вид более распространены.
Использование:В сложной двухчастной форме музыкальная мысль необратима, поэтому чаще применяется в вокальной и оперной музыке, где текст не повторяется и идет развитиедействия, но бывает и в инструментальной. Иногда спорно определить, какая это форма: сложная двухчастная или контрастно-составная (слитно-циклическая). Возможна и двойная трактовка.
Проблематичность формы. В ней обе части – крайние и нет привычного репризного итога, каков же тогда вывод? Как композитор объединяет две разные и развитые части в одно произведение? Если части небольшие, их соединить легко, получается простая двухчастная форма.
Контраст между частями – разной степени и типа (производный, дополняющий, оттеняющий, сопоставление). На него могут влиять жанровые традиции. Например, в “Камаринской” М. И. Глинки – это использование русских “сдвоенных” песен: лирической и плясовой. В чардаше – разнохарактерных танцев: лашана и фришки, в опере – сочетание речитатива и арии, в старинной инструментальной музыке – фантазии и фуги и т. п. Другим фактором - может быть, текст и сюжет.
С другой стороны, эти же моменты, в силу традиции играют и объединяющую роль. Способствуют цельности произведения также: логика тонального плана (одноименные, параллельные и т.п. тональные соотношения), разомкнутость первой части и связующий переход ко второй, наличие интонационных связей, вступления и коды, подобие строения и прочее.
Тема 12. Рондо
Основные понятия: Рондо (пер. круг) – это форма, иногда жанр и принцип формообразования. Рефрен (пер. припев)– главная тема. Эпизоды – другие темы или разделы, основанные на развитии рефрена (в однотемном рондо).
A B A C A, A B A C A D A ит.п. A– рефрен (или R);B, C, D и т.п. - эпизоды |
О рефрене. “Он и стимул, и тормоз, и исходная точка, и цель движения”(Б. Асафьев), то есть обладает свойствами, позволяющими выступать в экспозиционной, промежуточной и заключительной роли. Повторения рефрена могут быть точными и варьированными, тогда в рондо возникает две линии развития: первая - из сопоставления рефрена с эпизодами, вторая – из сравнения его проведений (образуется как бы тема с вариациями).
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 5991;