Исторические этапы развития формы рондо
1. Рондо французских клавесинистов (старинное, простое, куплетное) – с конца
XVII до 1 пол. XVIII вв. (Шамбоньер, Луи и Франсуа Куперен, Рамо и др.).
Преобладающие черты:
1. Монотематичность (однотемность, монотематическое рондо) – когда эпизоды (куплеты) строятся на материале рефрена, они имеют разработочно-вариационный характер.
2. Многочастность – более 5 частей (Пассакалия Куперена состоит из 17 частей).
3. Форма рефрена – период, повторения рефрена почти точные, иногда несколько раз подряд.
4. Форма эпизодов – более свободны по структуре; распространено полифоническое изложение. Заключительный эпизод играет роль “коды”, в нем могут быть общие формы движения и более активный характер и темп.
5. Связующие разделы и кода – отсутствуют, но возможны короткие переходы.
6. Программность – пьесы часто имеют названия изобразительного характера.
7. Тональный план - включает родственные тональности и одноименную.
Исключением стали рондо Ф. Э. Баха. В них яркие контрасты, смелые тональные планы, варьирование и транспонирование рефрена, использование музыкальной риторики.
II. Классическое рондо (эпоха венских классиков).
Типовой вариант:
1. 5 частей.
2. Новый тематизм в эпизодах.
3. Формы частей - не только период, а и простая двух- или трехчастная форма.
4. Рефрен - при повторениях может варьироваться.
5. Дополнительные разделы - связки и кода (бывает кодовое проведение рефрена, реже эпизода).
6. Соотношение эпизодов – имеет часто такой вид:
I эпизод - меньший | II эпизод- больший |
Структура – свободная, из ряда построений (может быть и четкая форма). | Структура – четкая форма (типа трио в сложной трехчастной форме): простая двух- или трехчастная, реже период |
Тональность – D или параллельная. | Тональность – S |
Классическое рондо используется в пьесах, финалах сонатно-симфонического цикла, вокальных произведениях. В быстрых рондо тематизм песенно-танцевальный; в медленных - лирический.
Зрелый этап в развитии классического рондо и рождение рондо-сонаты связывают с именем Моцарта. Его произведения сложны для анализа, так как очень разнообразны и имеют особенности. Встречаются как в инструментальной, так и в оперной музыке. Стоит обратить внимание, что Бетховен в сонатах часто словом рондо обозначал рондо-сонаты.
Варианты классического рондо:ABACA, ABAB1A (B1 – в другой тональности, черты сонатности, П.п.).
Есть особые виды рондо:ABAразработка A, AA1ACA, ABAA1A.Редко встречается в музыке четное рондоBACA…
Крометого, бывают формы с добавочным рефреном,это не рондо, в них между частями (простой или сложной трехчастной формы) вставляется повторяющаяся тема (добавочный рефрен).Например,в ABA добавляется R и получается ARBRAR.
III. Послеклассическое рондо (эпоха романтизма, русская музыка XIX века, современная).
Возможные черты:
1. Многочастность (Шуман, “Венский карнавал”, Iч.-11 частей, Глинка, “Вальс-фантазия - 9 частей).
2. Формы рефрена и эпизодов – сложные. Части и завершенные, и разомкнутые (тенденция к слитности).
3. Яркий контраст между частями – смена жанра, темпа, фактуры, размера.
4. Программность – используется в любых жанрах (оперных номерах, вокальной музыке), возникают оригинальные жанровые сочетания, напрмер: рондо-сюита в “Картинках с выставки” Мусоргского.
5. Тональный план - включает далекие соотношения.
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 3921;