Классическая тема (2-ая половина XVIII – начало XIX вв.)
Традиционные определения темы были выработаны, исходя из особенностей формообразования классических произведений.
Тема - главная музыкальная мысль произведения, обладающая интонационно-выразительной индивидуальностью и лежащая в основе развития. |
Функции темы в музыкальном произведении[23]
1. Основная композиционная функция темы – экспозиционная (хотя новая тема возможна и в неэкспозиционных разделах формы, как эпизодическая или промежуточная). Типичная минимальная форма классической музыкальной темы – период, хотя возможны и другие (предложение-период, двухчастная, трехчастная формы).
2. Тема – это импульс, источник движения музыки в произведении.
3. Тема – это основной музыкальный материал, который развивается в произведении. Он обеспечивает единство процесса развития и целостность сочинения.
4. Тема – воплощение художественного образа, то есть содержательной стороныпроизведения.
5. Темаимеет индивидуальный характер и придает неповторимость произведению.
6. Тема – раздел формы, она выполняет формообразующую роль и определяет важнейшие цезуры в классической композиции, складывающейся из чередования тем и “не-тем”.
Классическая тема - это концентрированный тематизм, он излагается сразу целиком, обычно в начале произведения или его частей. Противоположностью концентрированного является рассредоточенный тематизм, появляюшийся в ходе развертывания композиции, например: в полифонии строгого стиля. Суть в том, что “много раз новое становится отправной точкой для дальнейшего развития мысли” (В. Медушевский).
Виды концентрированного тематизма: 1. Мотивно-составной. 2. Протяженный или песенный. 3. Фигурационный. |
Мотивно-составной тематизм. Тема состоит из ряда мотивов, которые являются ее единицами и легко могут вычленяться из целого. Они бывают одинаковыми, похожими, различными, со слабой или сильной степенью контраста. В соответствии с этим, есть два типа мотивно-составных тем:
1) однородные или одномотивные;
2) контрастные(мотивно-контрастные)– двух и многомотивные.
Протяженный или песенный (слитный) тематизм. Тема распевная, кантилена широкого дыхания, мелодия воспринимается целостно, она не имеет явных внутренних цезур. Разделение на мотивы или невозможно, или весьма условно, поэтому обычно не делается.
Фигурационный тематизм.Внешне основывается на фигурации, но она имеет тематическое, а не фоновое значение (как общие формы движения или аккомпанемент).
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 2394;