Классификация с позиций духовного смыслаВ. Медушевского
(обусловлено исторической связью европейского искусства с христианством)
Повтор, контраст, развертывание, развитие |
1. Повтор - его сущность – молитва, славословие, гимн. Исходный смысл – вживание в духовное состояние близости Богу. При антимолитве (заклинании) человек хочет менять все вокруг, а сам не меняться.
2. Контраст – противопоставление. Его гениальность – в мгновенном осмотресущего, быстрый охват мира. Контрасты могут складываться в иерархическую систему.
3. Развертывание - открытие барокко. Выдерживается один аффект[16]. В музыке Баха и иных композиторов барокко - просветляющее вертикальное соединение земного и небесного; будучи взято в одномоментности, составило сущность аффекта. Мир Истины превзойти нельзя, развитие здесь было бы логически абсурдно.
4. Развитие - открытие классицизма. Смысл развития - в нем отразилась коренная идея христианства какрелигии пути. Вертикальное соединение земного и небесного стало горизонтальным, раскрыло себя во времени. Сутью стал подъем на духовную высоту вечности.
Тема 5. Функции частей музыкальной формы. Типы изложения.
Если посмотреть на историю европейской музыки нотной традиции с точки зрения развития музыкального склада, то в ней можно выделить такие периоды:
1. Одноголосное грегорианское пение - григорианский хорал с VI-VII вв.
2. Раннее Средневековое многоголосие (органум с IXв.).
3. Полифония строгого стиля эпохи Возрождения XIV–XVI вв.
4. Полифония свободного стиля XVIII в. (Бах, Гендель).
5. Гомофонно-гармонический склад XVII- XIX вв.
6. Полифония и гомофония в музыке cконца XIXдо нашего времени.
Эпоха барокко. Музыкальная риторика: риторические функции частей
Музыкальной формы.
В вокальной музыке эпохи Средневековья и Возрождения словесный текст раскрывал смысл сочинения и определял его форму (тексто-музыкальную). В развивающейся инструментальной или “чистой” музыке XVII – XVIII вв. понимание вопросов содержания и построения произведений стало сложным. Помочь разобраться в этом была призвана музыкальная риторика.
Риторика – это наука о красноречии, известная еще с античности. В эпоху барокко так стала называться и теория искусства, одним из разделов которой и была музыкальная риторика. Согласно новой теории, композитор и исполнитель подобны оратору, а музыка может рассматриваться как своеобразная речь, язык. Поэтому начинающим авторам при сочинении инструментальных произведений предлагалось, например: “пропевать”, озвучивать соответствующие характеру и смыслу пьесы слова,как бы изображая их звуками. Cэтой “педагогической” целью издавались специальные перечни или списки подходящих слов.
Музыкальная риторика включала в себя несколько учений, главные – это о музыкально-риторических фигурах и музыкально-риторической диспозиции.
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 1690;