Учение о музыкально-риторических фигурах.
Фигурой назывался мелодический или гармонический оборот, или музыкальный прием. “Аккорд в музыке – то же, что слово в языке: как из нескольких связанных и полных смысла выразительных слов возникает предложение, так и в музыке возникают гармонические предложения или период из нескольких связанных аккордов, которые кончаются заключением. И как связанные друг с другом периоды создают целую речь, так и музыкальная пьеса формируется из ряда связанных периодов” (И. Ф. Кирнбергер, ученик Баха).
Учение предназначалось больше для вокальной и хоровой музыки. Однако, фигуры использовались и в инструментальной. Расшифровывать символический смысл этих оборотов современным исследователям помогло наличие литературного текста в вокальной музыке, оно позволило выяснить значение многих фигур (известно более 80). Особенно часто изучают символику в музыке Баха.
Учение о музыкально-риторической диспозиции.
Из этого учения в нашем музыкальном лексиконе сохранилось много терминов:тема, мотив, фраза, экспозиция, период, разработка, эпизод, предложение.
Dispositio– это раздел риторики, в котором говорится о построении ораторской речи. Музыкально-риторическая диспозиция – это учение о расположении музыкального материала в произведении.
Исходный риторический принцип: есть тема-тезис и затем - ее всестороннее рассмотрение и доказательство. Это основа построения и речи оратора, и музыкального произведения (например, фуга – это тема и ее всестороннее развитие-обоснование).
Музыкально-риторическая диспозиция включает в себя разделы, имеющие определенное значение или функцию и располагающиеся в произведении в четкой последовательности. Риторический смысл или название частей музыкальной формы в эпоху барокко даны в таблице:
Риторические функции частей музыкальной формы: Вступление, тема или главная партия, противопартии, расчленения, возражения, подтверждения, усиления, заключение (Форкель.“Всеобщая история музыки”. 1788 г.). |
Теория аффектов
Теория аффектов была связана с музыкальной риторикой, играла большую роль в эпоху барокко и была призвана объяснить, какие страсти и состояния может и должна и изображать, и вызывать в человеке музыка. По сути, это вопрос о содержательных возможностях и предназначении музыкального искусства.
Известны разные варианты группировки аффектов. Примером может служить перечень Кирхера, включившего в ряд музыкальных аффектов любовь, печаль, отвагу, восторг, умеренность, гнев, величие, святость. Такой список позволяет увидеть, к чемубыла призвана музыка.
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 3325;