Тема 6. Тема в музыкальном произведении.
Представление о теме существует во всех видах искусства, где его связывают с содержательной стороной произведения или творчества. Используется и более расширительный термин – тематик
Музыкальная тема
При слушании или разборе музыкального сочинения в центре нашего внимания также оказывается его тематическая сторона, и понятие темы становится одним из основополагающих.
Тема в музыке имеет несколько аспектов:cодержательный (идея, образ, настроение, “герой”произведения) и структурный (категорияформы) – раздел или часть формы.
Дать однозначное или универсальное определение теме в музыке непросто. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к произведениям разных исторических эпох и жанров. Легко ли ответить на вопрос: “Где тема в прелюдии До мажор И. С. Баха из первого тома ХТК?”
В старинной полифонии строгого стиля, как и во многих явлениях музыки XX века может не быть темы в традиционном понимании, например: у А. Шнитке есть “Вариации на один аккорд”.
В теории известнытакие словосочетания, как: тематическое ядро,тематическая ячейка, лейт-гармония, лейт-ритм, лейт-тембр, микротема[18], макротема (занимающая все произведение) и другие – все они отражают особенные проявления тематизма.
В музыке нашего времени, как отмечаютисследователи, тематизм“стал всеуровневым в плане масштабном, всеэлементным в отношении средств музыкального языка и всефактурным по составу голосов”[19], то есть, вся музыкальная ткань произведения может считаться тематически значимой.
Итак, вопрос,что считать темой, является дискуссионным. Высказываются идеи о том, что “общее представление о теме должно быть скорее системой понятий”[20], предлагается сохранение “единой сущности” и приэтом - установление “множественности понятий”[21]. Распространен ифункциональный подход, когда определяется роль или круг значений темы в произведении, что позволяет отнести тот или иной материал к теме. Но важно учитывать, что тема – явление исторически изменчивое и связано с особенностями музыки и творчества в ту или иную эпоху.
Из истории.Термин “тема” пришел из риторики, хотя в теории встречался с XV – XVI веков. Он был связан с голосами в полифонии. В XVII – XVIII вв. распространение получило “Учение об инвенции”, которое “послужило общему пониманию темы как не случайного, а специально подобранного материала”[22]. Согласно такому представлению, тема и invention(изобретение) – синонимы.
С эпохи гомофонии утверждается мнение о теме как построении типа периода, хотя в Германии был популярен термин главная партия, а в XIX веке, как и раньше в Италии (по отношению к арии) – мотив. В нашем языке тоже сохранилось выражение: спеть мотив песни.
Фуга, вариации и соната – это жанры, сыгравшие особо значительную историческую роль в формировании классической музыкальной темы.
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 3298;