Проектирование. Что такое проектирование?
Работа начинается с разработки опытным архитектором на основе данных опросного листа подробной программы строительства.
Затем необходимо схематично зарисовать помещения в виде простых прямоугольников с требуемым размером площадей в едином масштабе и определить желаемые связи помещений друг с другом.
Во время этой работы проектировщик начинает все четче и образнее понимать задачи строительства.
Однако это еще не начало проектирования — перед ним на основе выявленной площади застройки, как описано выше, определяется окончательный вариант расположения дома на участке.
Решающую роль при этом играют такие вопросы как ориентация по сторонам света, роза ветров, возможности въезда, план местности, наличие деревьев, соседей. Причем, необходимо создать несколько исчерпывающих вариантов (..,), как следует обсудив и взвесив все за и против, если только изначально сам собой не напрашивается единственно правильный вариант расположения дома. На основе такого исследования решение принимается, как правило, очень быстро,- и тогда складывается уже более ясная картина строительства (...).
И тут начинаются родовые схватки — рождается первый проект дома, сначала в мыслях, когда проектировщик глубоко погружается в организационные и органические взаимосвязи стоящей перед ним задачи.
Постепенно складывается схематичное представление об общей линии строения и его внутренней атмосфере, а затем его облик приобретает физические очертания в виде горизонтальной и вертикальной проекции.
В зависимости от характера проектировщика, у одного этот эскиз-набросок может быть филигранно прорисован, а у другого стать лишь началом родового процесса проектирования.
Полет первого эскиза часто бывает прерван из-за неумелой работы помощников.
Опыт и характер проектировщика чаще всего напрямую связаны с ясностью воображения. Зрелые архитекторы старшего возраста часто могут сразу от руки начертить проект с точными размерами и всеми деталями в окончательном виде.
Так возникают поздние, благоразумные произведения, которым чаще всего все-таки не хватает свободного полета фантазии ранних произведений.
После того как предварительный проект (...) будет готов, рекомендуется 3—14 дней отдохнуть, что даст возможность отдалиться от проекта, четче увидеть его недостатки и найти пути для их устранения, поскольку во время перерыва уходят те идеи, которые были навязаны проектировщику, в том числе при обсуждении с коллегами или с застройщиком.
После этого начинается разработка проекта, обсуждение со специалистами по статике и водоснабжению, с энергетиками и инженерами-теплотехниками, короче говоря, определяется конструкция и инженерия здания.
Вслед за этим или же, что бывает чаще, еще до этого, строительные чертежи передаются в органы строительного надзора, проверка проекта в которых занимает 3—6 месяцев.
В это время составляется предварительная смета строительства и проводится тендер на работы — так, чтобы при получении разрешения в органах надзора уже были предоставлены предложения на работы, можно было быстро разместить заказы и начать строить.
Вся вышеописанная процедура занимает при проектировании средних домов на одну семью, начиная с размещения заказа до начала строительства, в зависимости от обстоятельств, 2—3 месяца, а при проектировании крупных объектов (больницы и т.п.) — от 3 до 12 месяцев.
Было бы неблагоразумно экономить на планировании. Дополнительно затраченное на тщательную подготовку время будет быстро наверстано за счет сокращения времени строительства, что к тому же сократит издержки и сбережет средства, отпущенные на строительство».
Как функционирует проектирование и чем «построенное» отличается от «архитектуры»? Как явствует из цитируемого отрывка из первого издания «Теория строительного проектирования» Нойферта, он затрагивает существенные моменты процесса проектирования и вопрос роли человеческого фактора, о котором он сознательно говорит так мягко, не обостряя проблем.
В новом издании больше нет разделов «Дом и формы», «Части здания как результат обработки строительных материалов» и «Архитектурные формы».
Он и сам, наверняка, рассматривал бы сегодня вопрос факторов, влияющих на восприятие архитектурных форм, в новом ракурсе. Но как именно и с какой целью, уже не узнать, так как в последние 20—30 лет теория архитектуры продолжала развиваться на опытной основе.
Таким образом, к нынешнему поколению обращен вопрос о том, что должно быть положено в основу конкретного архитектурного проектирования.
Проектирование кажется очень простым и, в то же время, очень сложным делом, в котором определенную роль играет множество аспектов. Но все же речь всегда идет о помещении и его конструкции, а решение складывается из архитектурных элементов: если одно отдельно взятое помещение характеризуется той функцией, которую оно несет, то, если рассматривать большое количество помещений вместе, они получают смежные функции, так называемую общую тематику.
Архитектурные элементы служат для реализации этой тематики и выражения индивидуальной формы и аутентичности, соответствующих духу времени. Как известно из истории, характеристики помещений могут быть определены при постановке задачи строительства весьма условно. Часто тип здания преобразуется по причинам, совсем не обязательно связанным с его функциями. Здание допускает свое самое разнообразное использование, так как оно не просто функциональная «одежда», о чем свидетельствует долгая жизнь домов старой постройки.
Для преобразования типологической характеристики здания важно образное восприятие культурного значения объекта, выраженного в вариантах его пространственных и архитектурных элементов.
Постройки, играющие значительную роль в истории архитектуры, как правило, обладают очень точно, подчеркнуто выраженной общей тематикой помещений, определяющей весь ансамбль. При этом незаурядность и мастерство могут выражаться двояко: например, сведением комплексных задач строительства к одной единственной, простой концепции или же множеством вариаций на конкретную тему.
Проектирование никогда не бывает академичным, творения — это результат интуитивных действий, в которых участвует вся чувственная сфера восприятия их создателя. Однако творениям не обойтись без своего рода архитектурной грамматики, имеющей не стилистическую, а тематическую структуру.
Архитектурные идеи, определяющие произведение архитектуры, формируются в комплексную систему, состоящую из тем, каждая из которых имеет различную силу, разыгрывается сознательно или возникает случайно, но в любом случае нераздельно вплетена в общую ткань. Необходимо вскрыть основные элементы языка архитектуры и использовать их в аспекте архитектурной грамматики.
При этом соотносятся типология, топография и архитектурные элементы (основные уровни соотнесения).
Каждое произведение архитектуры должно соответствовать месту и топографическим условиям. В соответствии с функцией выбирается типология помещений, а архитектурные элементы образуют собой стилистику форм.
Дата добавления: 2023-04-06; просмотров: 436;