Раздел IV. Западноевропейское искусство Нового времени (XVII – XIX вв.).
Лекция 15.
В чем суть идеологии Просвещения?
Просвещение представляет собой широкое антифеодальное движение периода становления капитализма (XVII-XVIII вв.). Оно охватило практически все европейские страны. Даже абсолютизм, уступая потребностям времени, становился просвещенным. В Австрии, Пруссии, России монархи используют идеи Просвещения для укрепления централизованной системы управления. Разум и Просвещение превратились в основные лозунги эпохи. Новый прогрессивный класс буржуазии через своих идеологов провозгласил культ Разума и Природы.
Просветители были убеждены в том, что развитие разума и, прежде всего, прогресс науки и просвещение народа могут оказать решающее воздействие на все стороны жизни общества и перестроить его на началах всеобщего равенства, соответствующего законам Природы.
В отличие от более консервативных английских просветителей, озабоченных закреплением завоеваний буржуазной революции, французские просветители фактически подготавливали революцию в своей стране, отталкиваясь от английского опыта. Как мощное идейное движение. Просвещение, начавшись в Англии, набирает силу во Франции в 40-е гг. XVIII века. Монтескье, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Руссо и другие были выходцами из различных социальных слоев, но их объединили ненависть к пережиткам феодально-абсолютистского строя, требование равенства, оценки человека по его личным заслугам, а не по родовитости и знатности. Просветители считали, что причины общественного неблагополучия коренятся, в первую очередь, в невежестве людей, в заблуждениях рассудка. Поэтому главной своей задачей они считают пропаганду знаний, в том числе научных, направленную на воспитание в народе смелости мысли, независимости суждений. И здесь трудно переоценить роль издания, которому суждено было стать крупнейшим культурным свершением XVIII века. Речь идет о получившей всемирную известность 35 томной «Энциклопедиип или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751—1780). Идейным вдохновителем и организатором издания был известный философ Д.Дидро, сумевший привлечь к сотрудничеству многих выдающихся ученых и философов — Вольтера, Монтескье, Руссо, Тюрго, Бюффона, Д'Аламбера, Гольбаха и других. Никогда еще буржуазная культура не выдвигала столь блестящей плеяды публицистов: ярких, остроумных, изящных и страстных.
Одни из них считали возникновение государства благом, другие — злом. Но даже самый выдающийся представитель буржуазной «робинзонады» Руссо, в конечном счете, приходит к выводу, что гражданское общество, возникающее в результате общественного договора, значительно выше первоначального «естественного состояния». Французских просветителей, как и их предшественников в XVII в., волнует вопрос, как не допустить перерождения государственной власти в деспотическую форму правления. Развивая идеи Локка, Монтескье указывает, что недопустимо соединение в одном лице законодательной, исполнительной и судебной властей. А американский просветитель, интерпретатор идей Локка — Т.Джефферсон утверждал, что правительство становится хорошим не в результате укрепления его власти, а в результате ее правильного перераспределения. Идеалом для него выступает «слабое» государство, решающее лишь главные, а не частные вопросы.
Что касается искусства, то во многом благодаря атеистической пропаганде просветителей оно становится преимущественно светским. Исчезает принципиальная несовместимость культур различных религиозных конфессий, светское зодчество впервые берет верх над культовым, идет «обмирщение» в живописи и скульптуре, где жанровое направление занимает одно из главных мест. Можно сказать, что искусство XVIII в. совершает плавный переход от возвышенного — к непосредственно данному,человеческому.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 1789;