Готическое искусство
Готическими принято называть памятники архитектуры XII, XIII, XIV и отчасти XV и XVI вв. В этих памятниках менее всего обнаруживается влияние греческого и римского искусства, а особо проявляется средневековое настроение. Готический стиль подвергался отчаянной критике. Сам термин «готика», принадлежащий возрожденцам, свидетельствует о враждебности последних к нему. Искусство, которое называют готическим, вовсе не было создано готами. В середине XV в. в Италии появляется ряд сочинений, в которых античный стиль (возрожденный в архитектуре зодчим раннего Возрождения Ф.Брунеллески) противополагается «современному» (занесенному в Италию варварами). «Готический» выступает синонимом слова «варварский». Само изобретение термина приписывается Рафаэлю.
Готический стиль называли также стрельчатым. Хотя сама по себе стрельчатая арка не исчерпывает сущности готики.
Более корректным может быть название стиля «оживным» (ogivale), значение этого слова — выдающиеся ребра. Действительно, «выдающиеся ребра» поддерживают свод с целью увеличить его прочность.
Называли готику и «французским искусством». И в самом деле, готика берет свое начало во Франции, но в последней трети средневековья распространяется по всей Европе. Любопытно, что сами французские деятели искусства и культуры часто весьма отрицательно относились к готике. Так, архитектор Филибер де л'0рм вообще не считал готический стиль настоящей архитектурой. Мольер с возмущением отзывался о соборе Парижской Богоматери. Для Лабрюйера и Расина готический — синоним варварского. В 1800 году был даже представлен проект разрушения готических церквей, в 1857 г. Beule доказывал, что готика во Франции не национальна.
В Германии также существовали противники готического искусства. Молодой Гете сначала видел в готике исконно немецкий стиль, воплощение высшей гармонии, но под влиянием идей Воэрож дения изменил взгляды. Немецкий архитектор Шинкель прошел путь, подобно Гете — от увлечения готикой до отрицания ее и преклонения перед возрожденным античным искусством. Исследователь эпохи Возрождения Якоб Буркхардт также не любил готику. Противники готического стиля главным его недостатком считали отсутствие каких-либо принципов и беспорядок (нагромождение деталей).
В начале XIX в. положение изменилось. Это была эпоха романтизма. С этого периода готика истолковывалась поэтически. Для Шатобриана готические храмы были полны религиозной жути и таинственности, сродни таинственности галльских лесов. По его мнению, сплетение ветвей деревьев привело к появлению стрельчатой арки. Во Франции возрождению готики способствовала школа археологов (среди которых знаменитый Viollet le Due).
Было бы, наверное, правильным сказать, что готическое искусство было создано особым настроением. Этот стиль начинает формироваться во второй половине Х века во Франции. Окончательно формируется в XII в. В это время во Франции возникает религиозное движение, охватившее затем всю Европу. Особым влиянием в это время пользовались монастыри. Если романская архитектура наиболее точно выражала власть теократии, готическая, оставаясь также религиозной по духу, содержит все-таки новые черты. В конце XII — начале XIII веков жизнь в Европе начинает меняться. Власть постепенно сосредотачивается в руках государей. Исчезает анархия, начинают процветать города (городские общины, цеха, дру гие светские корпорации). Религиозное сознание учитывает эти изменения в своих идеологических построениях.
Готическое искусство является наглядной иллюстрацией схоластических построений. Оно представляется гармоничным соревнованием всех живых сил той эпохи. Готическое искусство сформировали, с одной стороны, значительные достижения в области техники, так сказать, материальная сторона; с другой стороны, глубокая религиозность, борьба со всем материальным, жажда высшей свободы, вера в святость страданий. Как уже отмечалось, этот стиль сформировался во Франции в XII веке, затем перешел в Англию, в XIII веке был воспринят в Германии и распространился по всей Европе.
В каждой стране готический стиль принимал особые черты. В целом для готики доминирующим видом искусства является архитектура. Собор — главное архитектурное сооружение. Готический собор — место не только богослужений, но и место театральных представлений, собраний. Обычно это самая высокаяточка городского силуэта. Для мироощущения XII и последующих веков средневековья было характерно ощущение, что для того, «чтобы быть христианином, недостаточно повторять несколько ритуальных жестов и читать несколько молитв, но необходимо помнить о том, что у богатого мало шансов войти в Царствие Небесное: об этом говорил Иисус, который сам жил среди блудниц и прокаженных и который любил этих отверженных. Это рождало беспокойство, подталкивавшее к пожертвованиям — пожертвованиям на строительство собора. Собор же — и об этом не следует забывать — при всем своем внешнем великолепии был памятником смирению, символом отрешения. Его этика — этика добровольной жертвы от слишком быстро и легко полученного богатства. Если собор строился с таким, размахом и. нередко в столь короткие сроки, ото это потому, что буржуа. обязанные своим процветанием росту городов, в стремлении спасти свою душу от проклятия, угрожавшего им как никому другому, жертвовали церкви огромные суммы. Собор возвышался над суетным возбуждением и греховностью мира городов. Он был гордостью, их защитой, их прибежищем»1. Если монастырь замкнут в самом себе, то собор — открыт миру. Он — публичная проповедь, безмолвная речь. Он — демонстрация власти. Он говорит о верховной власти, о Христе-царе. Собор утверждал, что спасения достигают, соблюдая порядок и дисциплину, под контролем власти епископа и государя. Вся архитектурная организация пространства, наглядные картины, представленные в скульптуре и росписях собора (эти виды искусства носили подчиненный характер), служат этому призыву. Искусство этого стиля религиозно.
К особенностям готической архитектуры относят базиличную форму. Готика перенимает у романскогостиля базилику, но перерабатывает ее в деталях. Нормой становится крестообразный план (трехнефньш или пятинефный корпус с мало развитым трансептом (поперечным нефом) илисовсем без трансепта. По краям главного западного фасада бывает две башни, иногда башня на перекрещивании трансепта и центрального нефа.
Для готического стиля характерна стрельчатая (килевидная) арка. Но она не составляет сущности готики. Она венчается и в романском стиле. Но там она имела только декоративное значение, а в готике — конструктивное значение для свода. Стрельчатый свод влечет за собой применение опорных арок (аркбутанов). Сущность готического зодчества состоит в соединении стрельчатого свода с целой системой подпорок. Свод, по сути, покоится на столбах. Стены не несут тяжесть. Давление бокового свода главного нефа (корабля) переносится на корфорсы при помощи перекинутых через боковые нефы опорных арок (аркбутаны), контрфорсы увенчаны фиалами {башенками).
Грандиозность и легкость готических соборов создает иллюзию оторванности от земли, что в свою очередь достигается через особое строение готического свода. Он покоится на каркасе каменных остроконечных сходящихся диагональных ребер, перехваченных в вершине замочным ремнем. Промежутки между ребрами заполнены мелкой заделкой. Стрельчатый свод применим к любому основанию.
Фасад собора делится на ярусы. При фасаде три портала, соответствующие главным нефам. Башни над запасным фасадом обычно четырехугольные. Каждая сторона башни сплошь закрыта окном. Окна готического собора особенно красивы.В них вставлены разноцветные стекла — витраж. Витраж — один из видов живописи, успешно разрабатывавшийся в период готики Готический стиль навсегда остался великим культурным достижением Европы.
Лекция 12.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2095;