Каковы особенности культуры Итальянского Возрождения?
Из-за переходного характера эпохи Возрождения хронологические рамки этого исторического периода установить довольно трудно. И хронология будет выглядеть примерно так:
Проторенессанс (дученто и треченто — XII-XIII — XIII-XIV вв.), Раннее Возрождение (кватроченто XIV-XV вв.), Высокое Возрождение (чинквеченто
XV-XVI вв.).
Термин «Renissance» (Возрождение) был введен мыслителем и художником самой этой эпохи Джордже Вазари («Жизнеописание знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»). Так он назвал время с 1250 по 1550 гг. С его точки зрения это было времявозрождения античности. Для Вазариантичность предстает идеальным образцом.
В дальнейшем Возрождение стало означать эмансипацию науки и искусства от богословия, охлаждение к христианской этике, зарождение национальных литератур, стремление человека к свободе от ограничений католической церкви. То есть Возрождение, в сущности, стало означать гуманизм.
С социологической точки зрения причиной независимости человека, его растущего самоутверждения сталагородская культура. В городе более, чем где-либо, человек открывал достоинства нормальной, обычной жизни.
Это происходило потому, что горожане были более независимыми людьми, чем крестьяне. Первоначально города населяли подлинные умельцы, мастера, ведь они, покинув крестьянское хозяйство, рассчитывали прожить только своим ремесленным мастерством. Пополняли число городских жителей и люди предприимчивые. Реальные обстоятельства заставляли их полагаться только на самих себя, формировали новое отношение к жизни.
Немалую роль в формировании особого менталитета играло и простое товарное производство. Чувство хозяина, который и производит, и распоряжается доходом сам, безусловно также способствовало формированию особого независимого духа первых жителей городов.
Итальянские города расцвели не только в силу указанных выше причин. В VIII-IX веках Средиземное море вновь становится местом, сосредоточения торговых путей. Оно связывало между собой приморские страны. Особую роль в обогащении городов сыграли крестовые походы (перевозка огромного числа людей со снаряжением и конями оказалась весьма выгодным делом).
Итак, городская культура создавалановых людей, формировалановое отношение к жизни, создавалаатмосферу, в которой рождались великие идеи и великие произведения. Но идейно все это оформлялось наэлитарном, уровне. (Простые жители, конечно, были далеки от идейного оформления мироощущения).
Новое нарождающееся мироощущение человека нуждалось вмировоззренческой опоре.Античность и выступила такой опорой. Конечно, не случайно к ней обратились жители Италии, ведь этот выдающийся в Средиземное море «сапожок» более тысячи лет назад населяли представители ушедшей античной (римской) цивилизации. Бог становитсяближе к человеку. Он мыслится пантеистически (бог слит с миром, он одухотворяет мир). Поэтому-то мир и влечет человека.Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из главных мировоззренческих задач эпохи Возрождения.
Характерные черты художественной культуры возрождения
Наилучшим способом постижения Божественной красоты, растворенной в мире, справедливо признается работа человеческих чувств. Поэтому возникает такой пристальный интерес к визуальному восприятию, отсюда — расцвет пространственных видов искусства (живописи, скульптуры, архитектуры). Ведь именно эти искусства, по убеждению деятелей Возрождения, позволяют более точно запечатлеть Божественную красоту. Поэтому культура Возрождения носит отчетливыйхудожественный характер.
Интерес к античности связан у возрожденцев с модификацией христианской (католической) традиции. Это придаетуникальность и неповторимость культуре Италии XIV-XVI веков. Возрожденцы по-новому взглянули на самих себя, но при этом не потеряли веру в Бога. Они начали осознавать себя ответственными за свою судьбу, значимыми, но при этом не перестали быть людьми средневековья.
Противоречивостью культуры Возрождения являютсярадость самоутверждения и трагизм мироощущения. Наличие этих двух перекрещивающихся тенденций (античность и модификация католицизма) определилопротиворечивость культуры и эстетики Возрождения. С одной стороны, человек Возрождения позналрадость самоутверждения, с другой стороны, постиг всютрагичность своего существования. И одно, и другое связано в мироощущении человека Возрождения с Богом. Художники были ориентированы на создание иного бытия, ощущали в себе силы, подобные силам Творца. Однако эти задачи были заведомо невыполнимыми в земной жизни, в мире культуры. Художественное творчество, отличающееся психологической природой, таких задач не решает и решить не может. Опора художников на достижения эпохи античности и их устремленность в высший мир, открытый Христом, не совпадают, Это и приводит к трагическому мироощущению, к возрожденческой тоске. Бердяев пишет: «Тайна Возрождения в том, что оно не удалось. Никогда еще не было послано в мир таких творческих сил, и никогда еще не была так. обнаружена трагедия общества».
Культура итальянского Возрождения дала миру целую плеяду блестящих деятелей, неизмеримо обогативших сокровищницу мировой культуры. Среди них необходимо назвать имена поэта Данте Алигьери (1265-1321), живописца Джотто ди Бондоне (1266-1337), поэта гуманиста Франческо Петрарки (1304-1374), поэта, писателя гуманиста Джованни Бокаччо(1313-1375), архитектора Филиппе Брунеллески (1377-1446), скульптора Донателло Барди (1386-1466), живописца Мазаччо (Томмазо ди Джованни ди Симоне Гвиди (1401-1428), живописца Сандро Боттичелли (1445-1510), живописца, ученого Леонардо да Винчи (1452-1519), живописца, скульптора, архитектора Микеланджело Буонароти (1475-1564), живописца Джорджоне (1477-1510), живописца Тициана (1477-1556), живописцаРафаэля Санти (1483-1520), живописца Якопо Тинторетто (1518-1594) и многих других.
Лекция 13.
Какими различиями характеризуется Возрождение в романских странах и на севере Европы?
Самобытный характер Северного Возрождения проявился, в перврую очередь, в культуре Нидерландов и Германии. Главными центрами этой культуры были Антверпен, Нюрнберг, Аугсбург, Галле, Амстердам. В формировании немецкого Возрождения немалую роль сыграл экономический фактор: развитие горного дела, книгопечатания, текстильной промышленности. Все более глубокое проникновение в хозяйство товарно-денежных отношений, включенность в общеевропейские рыночные процессы касались больших масс людей и меняли их сознание.
Для формирования возрожденческого мировосприятия в романских странах, на юге Европы, колоссальное значение имело влияние античного наследия. Оно задавало идеалы и образцы светлого, жизнеутверждающего характера. Влияние античной культуры для Северного Возрождения незначительно, оно воспринималось опосредованно. Поэтому у большинства его представителей легче обнаружить следы не до конца изжитой готики, чем найти античные мотивы. Судьбы лидеров Северного Возрождения крепко связаны с движением Реформации и Крестьянской войной. Век Северного Возрождения был недолог, но его влияние на европейскую культуру ощущается и сегодня.
В раздробленной на сотни крохотных феодальных государств Германии было объединяющее начало: ненависть к католической церкви, обложившей страну поборами и обременительными регламентациями духовной жизни. Поэтому одно из главных направлений борьбы за «царство Божие на земле» — борьба с папством за реформирование церкви. Юг Европы будет задет процессами Реформации в значительно меньшей степени.
Подлинным началом Северного Возрождения можно считать перевод Мартином Лютером Библии на немецкий язык. Эта работа продолжалась двадцать лет, но отдельные фрагменты стали известны раньше. Лютеровская Библия делает эпоху, во-первых, в немецком языке: она становится основой единого немецкого языка; во-вторых, она создает прецедент перевода Библии на современный литературный язык, и вскоре последуют ее переводы на английский, французский и др.
Идеи лютерантства объединяют наиболее прогрессивные круги Германии: в него оказываются вовлечены и такие мыслители-гуманисты, как Филипп Меланхтон, художники Дюрер и Хольбейн, священник и вождь народного движения Томас Мюнцер.
Возрожденческая литература в Германии опиралась на творчество мейстерзингеров. Наиболее совершенные образцы поэзии того времени представил продолжатель этих народных традиций Ханс Сакс. Выдающимся прозаиком Северного Возрождения сталЭразм Роттердамский. Его лучшая книга «Похвала глупости» увидела свет в 1509 г. Среди видов художественной деятельности лидировала — как и в итальянском Возрождении — живопись. Первым в ряду великих мастеров этого периода должен быть назван Хиеронимус Босх (ок. 1450-60 — 1516 гг.) Его творчество подводит итог достижениям средневековой живописи и служит прологом Возрождения. В картинах Босха, написанных большей частью на религиозные сюжеты, поражает объединение мрачных средневековых фантазий и символов с элементами фольклора и точными реалистичными деталями. Влияние Х.Босха XX век ощутит в творчестве сюрреалистов.
Крупнейшим мастером Северного Возрождения в изобразительном искусстве был Альбрехт Дюрер (1471-1528). Он оставил колоссальное наследие: картины, графические работы, статьи, переписку. Листы его гравюр ярче всего отразили стойкость духа людей этого времени, их готовность отвергнуть любые искусы, их горестные размышления о конечном результате борьбы. Именно об этом думаешь, глядя на его «Всадников Апокалипсиса», «Меланхолию».
Вершиной творчества Альбрехта Дюрера явилось грандиозное изображение четырех апостолов, подлинный гимн человеку, одно из самых ярких выражений возрожденческого гуманизма.
Одним из лучших портретистов этого периода может считатьсяГанс Гольбейн Младший (ок. 1497— 1543). Ему принадлежат портреты Эразма Роттердамского и астронома Николоса Кратцера, Томаса Мора и Джейн Сеймур, трактующие образы современников как людей, полных достоинства, мудрости, сдержанной духовной силы. Им также созданы замечательные иллюстрации к Библии и «Похвале Глупости», цикл гравюр «Пляски смерти».
Век Северного Возрождения был недолог. Тридцатилетняя война вторглась в этот процесс и задержала развитие немецкой культуры. Но в истории оно осталось как поразительно целостная эпоха, как клуб гениев, мастеров слова и живописи. Вовлечение народов северных стран в общеевропейский культурный процесс началось в пору Северного Возрождения.
Когда в искусстве появляется жанр пейзажа?
Жанр пейзажа предполагает реальное изображение какой-либо местности. В западноевропейском искусстве пейзаж начинает осмысляться как принципиальная часть духовной атмосферы произведения. Его часто используют в живописи XIII-XV веков как дополнительную характеристику изображаемого на портрете. Ярким примером может служить «Джоконда», зрелой красоте которой вторит летний пейзаж в окнах. Однако самостоятельный жанр пейзажа сложится в Германии.
Для ряда ведущих мастеров Северного Возрождения пейзаж становится реальной средой действия. Интерес к изображению городской среды мы видим у Грюневальда. В лесах живут отшельники и святые на его картинах и на картинах Дюрера. В нидерландском искусстве произойдет слияние пейзажа с жанровым искусством. Там будут созданы многочисленные камерные вещи, в которых большое место займут море, небо, городские улочки, каналы — и все это полно либо людской суетой, либо показывает нам идиллические сцены с животными.
В нидерландской живописи почетнейшее место занимаетПитер Брейгель Старший. Именно он создает «обжитые» пейзажи: «Охотники на снегу», «Возвращение стад», где нет главенства ни человека, ни природы, а есть гармония между ними. В дальнейшем сложатся многочисленные школы пейзажа, как в западноевропейском, так и в восточном искусстве, они будут влиять друг на друга, создавать традиции, порождать новаторов, но первыми мастерами пейзажной живописи останутся художники Северного Возрождения.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 3302;