Каковы основные направления в художественной культуре Нового времени?


Художественная культура Нового времени насчитывает множество различных направлений и стилей, причем каждый век имеет свои ведущие художественные направления, национальные школы и т.д.

XVII век породил два больших стиля — классицизм и барокко. Стиль барокко получил преимущественное распространение в католических странах, где пошатнулись позиции официальной церкви после Реформации и где зрелищность, помпезность, порой утрированная экспрессивность, характерные для названного стиля, стали приманкой, служащей цели возврата паствы в лоно католической церкви. Римский зодчий Барромини, архитектор и скульптор Бернини создали множество церквей, скульптурных алтарей (Собор Св.Петра, церковь Сан-Иво, алтарь

Происхождение термина «барокко» не установлено. В переводе с итальянского — странный, вычурный. Это прекрасные соборы, благодаря которым католическая столица обрела свой барочный вид. Помимо культовой архитектуры стиль барокко воплотился в парковых и дворцовых ансамблях, декоративной живописи и скульптуре, парадном портрете, натюрморте и пейзаже, а также в музыке. Он был созвучен и буржуазии. Этот стиль остро выразил кризис гуманизма, ощущение дисгармоничности жизни. Он открывал мир в состоянии становления, а в таком состоянии был тогда мир буржуазии. Буржуа ищет стабильности и порядка, а синонимом устойчивости выступает для него достаток, богатство. Отвечающий устремлениям различных социальных слоев, стиль барокко соединил в себе несоединимое: монументальность, фантастичность, иррациональность — с трезвостью и рассудочностью, истинно бюргерской деловитостью. В стиле барокко творили, в частности, такие гиганты, как Питер Пауль Рубенс и ИоганнСебастьян Бах.

Другой влиятельный стиль – классицизм.Абсолютистским государствам не могла не импонировать идея величая порядка, строгой подчиненности, внушительного единства. Претендующее на «разумность» государство стремилось к тому, чтобы в нем видели объединяющее, героически возвышенное начало. Классицизм выражал стремление к разумному, гармоничному строю жизни, стабильности и порядку. Его привлекательной стороной выступал нравственный пафос, гражданская направленность. Ориентируясь на античные образцы, он фактически базировался на рационализме Декарта. Широкое распространение этот стиль получил в абсолютистской Франции и ряде других стран. Он оставил такие вехи на пути художественного развития человечества, как трагедииКорнеля, Расина, комедииМольера, поэзияЛафонтена, Буало, музыкаЛюлли, картиныПуссена, Лоррена, наконец, парковый и архитектурный ансамбль Версаля.

Ведущий мастером классицизма французской живописи предреволюционной и революционной эпохи — Ж.-Л.Давид. Он первым соединил культ античности с идеалами Просвещения и политической борьбой. Этот синтез дал культуре новый стиль — революционный классицизм. Классицизм в скульптуре связан с именами Фальконе, Гудона, в музыке — с творчеством Гайдна, Моцарта, Бетховена, Глюка.

Во времена Империи классицизм вырождается в имперский стиль —стиль ампир, который прежде всего проявился в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Для него характерно широкое применение ордерной системы, позолоты на темно-синем или красном фоне в сочетании с белым мрамором. Это массивный, величественный стиль, широко использующий восточные мотивы (например: египетские) как бы в подтверждение связи наполеоновской империи с древнейшими империями Востока (орнамент, элементы «звериного» стиля и др.).

Помимо классицизма в XVIII веке сложился такой стиль, как рококо (от фр.рокайль - раковина). Этот стиль доминировал в первые десятилетия. О нем часто говорят как о вырождающемся барокко, как о стиле изысканном и весьма легковесном. В рококо причудливо соединяются прихотливость, пренебрежение естественным ради эстетства, экзотики, — и блестящая художественная культура. Стремление к освобождению от официоза классицизма «выливается» пристрастие к сельским идиллиям и пасторалям, игривым галантным сценам; пышности, величию и патетике противопоставляются камерные, интимные, связанные с бытом формы искусства, экстерьеру — интерьер, где, кроме красоты, важным становится и требование удобства. Рококо находит яркое проявление в прикладном искусстве — мебели, посуде, бронзе, фарфоре. Ощущение праздника в интерьере создавали многочисленные зеркала, обильная лепнина, позолота, шелк обоев, вычурная, но и удобная мебель, статуэтки, живописные полотна преимущественно пюбовного содержания. Наиболее выдающиеся представители последнего: А. Ватто,Ф.Буше, Ж.Фрагонер и др.

В конце XVIII-XIX вв. в европейской художественной культуре сложилсясентиментализм. Он так же, как и рококо, выражал протест против сухости и высокопарности классицизма, но в отличие от рококо не был аристократическим стилем. Он противостоял и холодной аристократической галантности и бездушному утилитаризму буржуа, идеализируя естественно-патриархальную жизнь «маленького человека», проявляя подчеркнутое внимание к его чувствам и переживаниям. Сентиментально-дидактическое творчество французского художника Ж. Греза было близко сентиментализму в литературе Ж.-Ж.Руссо. Выдающийся английский художник Т.Гейнсборо был близок по своему мировосприятию к сентиментализму Стерна в литературе, хотя в лучших своих произведениях он преодолевает рамки этого стиля, создает сложные и глубокие реалистические произведения.

Реализм в Новоевремя переживает несколько взлетов. Развитие реализма в целом сопровождает становление капиталистического способа производства, и это не случайно: все более острыми становятся социальные противоречия, и зеркалом этих процессов выступает реалистическое искусство. В XVII в. реалистическое искусство развивалось в протестантской Голландии. Групповые и индивидуальные портретыФ.Халса, пейзажиЯ.Рейсдала, натюрмортыП.Класса, В.Хеда, картины бытового жанраТерборха, Стена передают поэтическую красоту в обыденном, возвышают и одухотворяют мир материальных вещей. Вершиной голландского реализма явилось творчество Рембрандта, который мог превратить любое полотно в философское обобщение, в героический образ эпохи и общества, в многогранную характеристику человеческой личности.

В XVIII в. сложился и развивался реализм Просвещения. Видным художником английского Просвещения был У.Хогарт, который своими сатирическими полотнами предвосхищал критический реализм XIX века. Реалистическая живопись Ж.Шардена отражала уют буржуазного быта, прославляла добропорядочность и трудолюбие выходцев из третьего сословия.

Критический реализм XIX века был наследником лучшихтрадиций предшествующих этапов развития реалистического искусства (Мопассан). Европейский реализм выводил на историческую арену искусства людей дела, мир предпринимательства и бизнеса, нового героя — буржуа. Прежде всего, это нашло выражение в социальном романе (Золя,Диккенс, Теккерей, Бальзак и др.). Блестящие образцы реализма дало иэоб разительное искусство: пейзажиТ.Руссо, графикаО.Домье, «крестьянская живопись»Ж.Милле,рабочая темаМенцеля, многожанровое творчество Г.Курбе.

 



Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 3275;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.