II. Особенности развития турецкой буржуазии. Становление младотурецкого движения


Социально-экономическая отсталость, засилие иностранного капитала обусловили неравномерное и запоздалое развитие турецкой буржуазии. В ее становлении можно выделись следующие отличительные черты.

Во-первых, в промышленности, финансах, внешней и внутренней торговле господствовал иностранный капитал, а также османский капитал, но не турецкого происхождения. Процент национальной турецкой буржуазии и процент национального турецкого пролетариата был незначителен. С чем это было связано?

Во-вторых, турецкая буржуазная нация складывалась медленнее, чем другие нации, например балканские. Консолидации турок мешала огромная территория, где они составляли треть населения. Экономическое единство Турции (в узком смысле) тоже было относительным вследствие узости внутреннего рынка, на внешний рынок страна явно опоздала. Мешали консолидации нации оторванность экономических районов друг от друга, наличие средневековых таможенных границ и т.д.

В-третьих, объединению турецкой нации препятствовало отсутствие турецкого национального языка. Сложный для усвоения арабский язык был непонятен простым людям.

В-четвертых, слабо проявился турецкий национальный характер как фактор сплочения нации. Идеология панисламизма не способствовала формированию турецкого национального сознания. Само слово «турок» до середины XIX в. означало «мужик», «мужлан», «невежда».

Все эти особенности повлияли на облик турецкой буржуазии: она была в основном торговой, небогатой и ориентировалась на внутренний рынок. Поэтому турецкая буржуазия не могла стать лидером в революционном движении.

Для понимания расстановки политических сил в Турции нужно учитывать следующее:

– в условиях полуколониальной зависимости борьба против тирании султана должна была сочетаться с антиколониальной борьбой. Однако этого не произошло. Турецкая буржуазия была слишком слаба, чтобы отважиться на последовательную антиколониальную революцию;

– в традиционном обществе с отсталыми аграрными отношениями в революционную борьбу должно было включиться крестьянство. Но турецкие крестьяне со своими собственными требованиями не выступили. Стихийные выступления крестьянства не слились с революционным движением, так как турецкая буржуазия часто выступала в роли ростовщиков, давала крестьянам деньги в долг на кабальных условиях. Поэтому союз этих двух социальных групп не мог сложиться;

– национально-освободительное движение нетурецких народов носило чаще всего независимый характер. Армяне, арабы, греки, болгары не всегда поддерживали младотурок. Это и понятно. Адепты национально-освободительного движения боролись за государственный суверенитет, им не импонировали имперские амбиции младотурок.

Все это придавало революционному движению ограниченный, незрелый характер.

Каким же был социальный состав движения?

Ядро оппозиции составляла турецкая интеллигенция из среды офицерства и учащейся молодежи. По происхождению лидеры движения были связаны с крупными землевладельцами, офицерством, бюрократией, реже – с буржуазией. Интересно, что и национальный состав оппозиции был пестрым. По национальности многие участники движения не были турками. Это были представители других мусульманских народов Империи. Тем не менее, их деятельность отвечала интересам в первую очередь турецкой буржуазно-предпринимательской прослойки.

Организационное оформление революционного турецкого движения произошло в 1889 г., когда в Стамбуле был создан тайный комитет «Единение и прогресс». В него вошли студенты военно-медицинского училища. Это были турки, албанцы, черкесы. Через два года (1891) в Париже возник заграничный центр, стала выходить первая газета тайного комитета «Дебаты». Членов общества стали называть иттихадистами (иттихад – единение). За границей иттихадистов называли оттоманскими либералами или младотурками, то есть молодыми турками.

В 1895 г. в газете «Дебаты» была опубликована программа младотурок, в которой они выступали:

– за неделимость Империи;

– за невмешательство иностранных государств во внутренние дела страны;

– за проведение прогрессивных реформ, направленных на развитие национальной экономики;

– за равенство всех подданных Империи независимо от религиозной и национальной принадлежности.

Эти же положения были включены в Устав общества. Важной частью устава была третья статья, где декларировалась первоочередная задача: восстановление конституции и созыв парламента. Так началась деятельность первой политической партии Турции. В 1897 г. революционеры организовали политическую демонстрацию в Стамбуле. Это стоило некоторым из них жизни. По стране прокатилась волна репрессий. К концу столетия в тюрьмах Порты отбывали наказание около 50 тысяч политических заключенных, 80 тысяч человек вынуждены были уехать в эмиграцию.

В конце XIX – начале XX вв. члены комитета «Единение и Прогресс» были заняты агитационной работой. Они издавали газеты и журналы, вели агитацию в армии и на флоте и т.д. Несмотря на внутренние репрессии, в подполье действовали нелегальные отделения Комитета. В организации была установлена строгая конспирация и дисциплина. Иттихадисты работали по принципу «пятерок». В 1902 г. в Париже состоялся первый объединительный конгресс младотурок. На нем присутствовали представители различных регионов Империи. Острая дискуссия происходила по двум основным вопросам будущего восстания:

– о привлечении армии к движению;

– об использовании помощи иностранных держав для успеха конституционных реформ.

По первому вопросу участники конгресса пришли к единому мнению. Они считали, что без помощи армии бороться с режимом Абдул-Хамида нереально. По второму вопросу мнения делегатов разделились, это привело к расколу Комитета. Следует заметить, что младотурки никогда не отличались внутренним единством. Наиболее влиятельными в партии «Единение и прогресс» были три группы.

Первая группа во главе с Ахмедом Риза-беем сложилась в Париже. Сам руководитель был студентом сельскохозяйственного института, увлекался философией Огюста Конта. Он разделял позитивистскую концепцию французского философа о гармонии между классами. Группировка Ризы-бея выступила на Конгрессе против использования помощи западных стран.

Второй группой руководил Мурад-бей. Его организация действовала на территории Восточной Анатолии, затем Египта. Сам лидер иттихадистов родился в Дагестане, окончил Ставропольскую гимназию, затем учился в Европе. Мурад-бей возглавлял правое крыло младотурок, выражал интересы крупных землевладельцев и купечества Восточной Анатолии. Его революционность была сфокусирована на критике личности султана. Члены этой группы выступали за умеренные реформы и занимали крайне реакционную позицию по национальному вопросу. В частности Мурад-бей одобрял геноцид против армянского населения Империи. Он считал, что Турция не созрела для парламентаризма. Ей нужен султан, но другой.

Третью группировку возглавлял племянник султана Сабахеддин. Он считал, что причиной отсталости страны является отсутствие в ней частной инициативы и предпринимательства. В Турции сохраняются средневековые порядки, их нужно устранить. По мнению Сабахеддина, восстановление конституции крайне необходимо, это первый шаг на пути к прогрессу. Члены группы стояли на либеральных позициях и отражали интересы турецкой буржуазии. Они считали, что реформы невозможны без опоры на западные страны. Поэтому на Конгрессе группа предлагала обратиться за помощью к странам Запада. Вскоре после дискуссии в среде младотурок последовал раскол. Группа Сабахеддина вышла из Комитета, но в революции принимала участии.



Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 3126;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.