Контрнаступление Красной Армии под Москвой зимой 1941 - 1942 гг.
29 ноября было принято решение Ставки о контрнаступлении. Цель: неожиданно от обороны перейти в контрнаступление и отбросить фашистов от Москвы. Основная задача возлагалась на Западный фронт (генерал армии Жуков). Севернее и южнее наносили удары войска Калининского (генерал-полковник Конев) и Юго-Западного (маршал Тимошенко, с 18 декабря – генерал-лейтенант Ф.Я. Костенко) фронтов. Немецкая разведка не заметила сосредоточения дополнительных сил советских войск. Немцы были уверены, что РККА была не способна вести активные действия.
Красная Армия начинала контрнаступление в трудных условиях: превосходство было еще на стороне противника: в живой силе – 800 тыс. против 720 тыс. у наших, в танках – 1000 против 670 наших, 10400 орудий против 5900. только в авиации было примерное равенство за счет Резерва Главного командования.
5-6 декабря 1941 года советские войска, опираясь на сибирские дивизии, перешли в контрнаступление: 5 декабря – Калининский, а 6 – Западный и Юго-Западный фронты. Оно продолжалось до 7 января 1942 года.
Уже 8 декабря была издана директива Гитлера о переходе к стратегической обороне на всей линии фронта. Группа армий «Центр» получила приказ любой ценой удерживать важные стратегические районы («стоп-приказ»).
9 декабря, несмотря на глубокий (до 1 метра) снег и морозы 14-16 градусов, освобождены Красная Поляна, Елец, 11 – Истру, 12 - Солнечногорск. Центральный участок фронта противника был прорван.
12 декабря Ю. Левитан объявил по радио о провале немецкого плана захвата Москвы. 16 декабря наши войска освободили Клин, Калинин и Ясную Поляну, 20 – Волоколамск, 30 – Калуга. Успешно развивалось контрнаступление на левом крыле Западного фронта и в полосе Брянского фронта (воссоздан 18 декабря, командующий – генерал Я.Т. Черевиченко).
Еще в начале декабря, в связи с неудачным развитием событий на Донбассе, был освобожден от должности фон Рундштедт. 19 декабря 1941 г. Гитлер сместил командующего сухопытными войсками фон Браухича с поста командующего сухопутными силами и фон Бока (по их личной просьбе в связи с «болезнью»). Несколько позже, после того, как Гитлер отверг его предложение об отходе на Северном участке фронта, у Ленинграда, подал в отставку Лееб. Гудериан без разрешения фюрера отвел свои измотанные войска и был тоже снят. Гитлер взял командование сухопутными силами на себя (несколько позже он сместил ещё 35 генералов).
Проявлением героизма и духовного порыва была гибель красноармейцев, заслонявших амбразуры вражеских дотов своим телом: лейтенанта Шевлякова (348 с.д.), сержанта Васильковского (185 с.д.), рядового Падерина (355 с.д.). Благодаря героизму солдат врага отогнали на 100 – 250 км от Москвы при отсутствии численного превосходства над гитлеровцами. Это вынудило наше командование снизить темпы контрнаступления, а затем и приостановить его.
Немцы потеряли свыше 400 тыс. человек убитыми и ранеными, РККА – 140 тыс. человек убитыми, 232 тыс. ранеными.
Значение Московской битвы:
1) Крах операции “Тайфун”;
2) Развеян миф о непобедимости вермахта;
3) Ускорилось формирование антигитлеровской коалиции;
4) Япония и Турция сохранили нейтралитет.
Одним из главных факторов, приведших к провалу вторжения, была неправильная оценка немцами тех резервов, которые Сталин мог подтянуть из глубины России. В этом отношении немецкий генеральный штаб и его разведка были введены в заблуждение. Немцам пришлось теперь иметь дело со свежими армиями. Советская система массовой мобилизации успешно действовала в районах, недосягаемых для немецких армий. Не оправдался и расчет на то, что по мере отступления РККА ее сопротивление будет ослабевать.
Следующей крупной ошибкой было то, что Гитлер и высшее немецкое командование весь август потратили на споры, в каком направлении должно было развиваться наступление.
Гитлер потерял шанс на победу еще и потому, что мобильность его армий основывалась на использовании колесных, а не гусеничных машин, что не позволило к осени 1941 года достичь жизненно важных центров СССР.
К апрелю 1942 года в результате продолжающегося наступления Западного и Калининского фронтов противник был отброшен от Москвы на 350 км, разбито 38 дивизий противника. Наши войска освободили 11 тыс. населенных пунктов. В феврале- апреле тяжелые бои развернулись под Ржевом и Вязьмой, где, несмотря на огромные потери, советские войска не смогли прорвать оборону противника.
26 декабря 1941 года началась Керченско-Феодосийская десантная операция с целью деблокировать Севастополь и освободить Крым. Черноморский флот высадил десанты в Феодосию и Керчь. Но прорвать оборону противника на Керченском полуострове не удалось. 8 мая последовал контрудар немцев, в результате которого наши войска были рагромлены. В немецкий плен попало более 150 тыс. солдат. Часть бойцов (около 20 тысяч) укрылись в каменоломнях Аджимушкая, где продолжали свою личную войну еще около полугода, пока не погибли все.
На северо-западном направлении наши войска потерпели поражение. Наше командование с целью прорыва блокады Ленинграда 7 января 1942 года направило на прорыв 2-ю ударную прмию Волховского фронта под командованием генерала Власова. Наши войска прорвали немецкую оборону, но, в результате контрудара, 15 марта оказались в окружении в районе Любани. Власов сдался в плен, а его армия, понеся огромные потери (около 400 тыс. убитыми и пленными) все-таки вырвалась из «мешка».
Стратегическая инициатива временно перешла к РККА, но это далось большой ценой. Безвозвратные потери в РККА с июня по декабрь 1941 г. составили 2 млн.850 тыс. человек, с декабря 1941 г. по апрель 1942 г. – 1 млн. 250 тыс. человек. Потери немцев составили 1,5 млн. человек.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 386;