ЗАКОН ТИПИЗАЦИИ И НОВИЗНЫ
Типизация - это один из краеугольных камней в теории композиции. Суть его заключается в том, что художник, создавая образ, должен понимать, к чему стремится и придать ему типичные черты, которые помогут зрителю понять замысел автора.
Типизация - это придание типичных черт герою или предмету |
Например, рисуете вы бабушку. Что отличает бабушек от остальных людей? Обычно они невысокие, полные, ссутулившиеся, в длинных платьях с седыми волосами, собранными в пучок и в очках.
Если вы к тому же вооружите ее палочкой, то уже никто никогда не засомневается, что это именно бабушка. Герой может быть и более сложным, например, бабушка – путешественница – фрик. Тогда необходимо добавить характерные черты путешественника и фрика: рюкзак или чемодан на колесиках, яркие цвета одежды, фенечки, странный головной убор или экстравагантная обувь. | ||
Типизация необходима не только персонажам, но и пейзажу, интерьеру и другим деталям. Художник Поленов специально ездил в восточные страны, чтобы изучить архитектуру, ландшафт и костюмы для картины «Христос и грешница». | ||
В исторических полотнах доскональное знание всех атрибутов изображаемого времени очень важно для художника. Это относится не только к живописи, но и к кино и литературе. Например, в фильмах о войне, оружие, танки, самолеты должны соответствовать времени.
Вы можете возразить, спросить меня, где же свобода художественного самовыражения, ведь закон типизации связывает художника по рукам и ногам? Ничего подобного. Без типичных черт, без острых ушей и хвоста кошка не будет кошкой, никто не поймет ваш замысел. Свобода художника заключается в интерпретации этого образа, нужно найти нечто новое в привычном персонаже и обычной обстановке, окружающей его. Это другой, но не менее важный закон композиции – закон новизны.
Закон новизны: художник должен найти новое видение привычных вещей |
Новое видение может проявиться в неожиданной композиции.
Например, мы точно знаем, как должен выглядеть старый рыбак, который всю жизнь прожил в ветхой лачуге на берегу моря. Это сильный, жилистый старик с бородой, с очень смуглой кожей в старой, ветхой одежде и вязаной шапочке. Самый знаменитый образ создал Хемингуэй в романе «Старик и море», но не менее сильное воздействие оказывает на нас картина Уайета. Увидев однажды, ее невозможно забыть. |
Закон новизны требует от художника способность показать необыкновенное в обыденном.
Очевидно, есть художники, которые иначе видят и чувствуют окружающий мир, поэтому они могут представить привычные вещи так, как мы не смогли бы и предположить. |
Наиболее яркое впечатление вызывают и лучше запоминаются такие картины как «Мертвый Христос» Мантеньи, «Автопортрет в выпуклом зеркале» Пармиджанино, эксперименты художников начала 20 века.
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 5400;