ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦВЕТОВ
Цвета имеют свои характеристики, но как и ноты, они не работают сами по себе, они начинают играть только в определенных сочетаниях. Цвета воздействуют друг на друга.
Существует три цвета, которые принято называть основными – это красный, синий и желтый. Их невозможно получить путем | |||||||
смешивания других цветов, зато из них можно сделать разнообразные оттенки. Если смешать синий с желтым, получится зеленый, если смешать желтый с красным – оранжевый, а синий с красным – фиолетовый. Это дополнительные цвета. | |||||||
Давайте нарисуем треугольник, обозначив вершины названиями основных цветов, а стороны названиями цветов, получившихся при их смешивании. Окажется, что желтый напротив фиолетового, красный напротив зеленого, а синий напротив оранжевого. | |||||||
Желтый и фиолетовый, красный и зеленый, синий и оранжевый – это пары противоположных цветов. При сопоставлении они усиливают друг друга. |
Импрессионисты часто сопоставляли противоположные цвета. Моне в картине «Поле маков» пишет красные цветы на фоне зеленой травы, и они просто горят пламенем на полотне. |
Советский художник Пластов придавал краскам несравненное сияние, сопоставляя красные отблески закатного солнца на лицах и одежде героев с темно-зелеными оттенками фона («Ужин трактористов»).
Цвета отражаются один в другом. Это легко увидеть, если белый шар положить на зеленый фон - на белом появятся зеленоватые оттенки, если на красный, то розовые и т.д.
Отражения цветов друг в друге называются рефлексами. |
Наши глаза обладают инерцией восприятия, о которой знали художники конца 19 века. В связи с этим появилось художественное направление – пуантилизм. Пуантилисты рисовали картины отдельными точками. Например, они ставили рядом голубые и розовые точки, которые с некоторого расстояния сливаются и кажутся ровным сиреневым цветом. | |
Матисс "Роскошь, покой и наслаждение" |
Важно не путать цвет с тоном.
Тон – это светлота или затемненность. |
Контрастные или сближенные сочетания тонов сообщают нам о силе освещения. Еще Гете сказал: «Где ярче свет, там гуще тени». Коровин передает ощущение яркого солнечного дня в пейзаже "Москворецкий мост" пользуясь резким контрастом тени и света. |
Тон показывает объем фигур за счет собственной и падающей тени, помогает передать глубину пространства.
Каждое живописное произведение имеет несколько преобладающих оттенков, их не должно быть много, иначе не будет цельности. Например, в картине Серова «Девочка с персиками» преобладают серые, розовые и желтые цвета. | ||
Это придает ощущение юности, легкости, тепла, уюта. В картине Рембрандта «Возвращение блудного сына» мы видим в основном красно-коричневые оттенки, которые наполняют полотно мрачноватой торжественностью. | ||
Один или два главных цвета в картине называют колоритом или цветовой гаммой. |
СИМВОЛИКА ЦВЕТА
Цвет воздействует на чувства не меньше формы, может даже сильнее. Во всяком случае, цвет – мощнейший инструмент в руках художника.
В начале 20 века Казимир Малевич изучал воздействие цвета. Он оборудовал специальные комнаты, в каждой из которых все стены, пол и потолок, все предметы были определенного цвета. Он нанял машинисток, которые должны были работать в этих комнатах. Малевич фиксировал их настроение, перемены в самочувствии и поведении. Оказалось, что цвет сильно воздействует на психику. Он может вызывать прилив бодрости или апатию, обострить хронические заболевания или улучшить самочувствие, спровоцировать депрессию или наполнить радостью. Благодаря этим исследованиям, врачи во всем мире носят малахитовые халаты, потому что этот цвет уменьшает боль, а дорожные рабочие ходят в оранжевых жилетах потому что их невозможно не заметить.
Каждый цвет несет в себе определенную символику. Она неодинаковая в разных культурах. Например, мы бы нарисовали черта черным, а у некоторых африканских народностей черт белый.
Ван-Гог "Спальня художника в Арле" | Ван-Гог "Ночное кафе" |
Разные оттенки одного и того же цвета могут нести в себе противоположную смысловую нагрузку. Ван-Гог придавал большое значение символике цвета. В картине «Спальня художника в Арле» желтый цвет – это цвет радости, надежды, солнечного света, а желтый в «Ночном кафе» - это ядовитый, болезненный цвет разрушенных жизней.
Существует множество характеристик, которыми мы более-менее сходно наделяем цвета. Например, мы знаем, что синий холоднее желтого. Мы ощущаем температуру цветов и их вес. Поэтому принято более теплыми и темными оттенками облицовывать нижние части здания, чтобы придать им больший вес и устойчивость, а для верхних этажей использовать более светлые и холодные цвета, чтобы облегчить их и визуально вытянуть здание ввысь, ведь холодные кажутся нам более далекими.
Цвет может ассоциироваться с определенным звуком, с фактурой поверхности, настроением, характером и даже вкусом.
Гуттузо "Крыши Рима" | Врубель "Сирень" |
Коричнево-оранжевые цвета в городском пейзаже Гуттузо вводят нас в земную, обыденную атмосферу жаркого, шумного дня, а сиреневые оттенки в картине Врубеля заставляют почувствовать тишину, волшебство и прохладу ночи.
Мы подсознательно наделяем цвет символическим значением. Он активно воздействует на чувства и будит множество ассоциаций поэтому колорит в картине является важным средством для создания художественного образа.
.
Список использованной литературы.
1. О.Л.Голубева. Основы композиции
2. Й.Итен. Цветоведение.
3. Ф.В.Ковалев. Золотое сечение в живописи.
4. Л.С.Нейфах. Невидимые линии.
5. Р.В.Паранюшкин. Композиция. Теория и практика изобразительного искусства.
6. В.В.Шорохов. Основы композиции.
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 4373;