ЧТО ТАКОЕ ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ?


Те, кому приходилось хоть раз на уроках рисования проходить фигуру человека, помнят, что высота головы должна укладываться в высоту тела взрослого человека определенное количество раз.

Пропорции - это соотношения размеров

 

В Древней Греции жил величайший скульптор Поликлет, который создал статую, демонстрирующую идеальную мужскую фигуру – «Дорифора» (копьеносца). Древние греки были одержимы совершенством тела, поэтому в этом вопросе мы можем полностью им довериться. Поликлет в точности измерил соотношения всех частей скульптуры, вплоть до длины мизинцев на ногах и записал в книгу, которую он назвал «Канон», то есть закон. К сожалению, книга была утрачена, но статуя «Дорифор» дошла до наших дней в римских копиях.

Пропорции определяют наше восприятие, оценку толщины и высоты, они могут быть созвучны нашему внутреннему, природному ощущению гармонии или вызывать ощущение полнейшего дисбаланса. Человеческий мозг постоянно делает математические подсчеты, хоть мы этого и не осознаем.

Например, глядя на манекенщицу, мы мгновенно подсчитываем, сколько раз ширина ее бедер укладывается в высоту роста и понимаем, что примерно пять с половиной раз, а если мы считаем человека толстым, то его ширина скорее всего уместится в рост три – три с половиной раза, не больше. Это в какой-то степени объясняет, почему модели такие высокие, рост пропорционально подчеркивает худобу.

 

 

Мы смотрим на вазу и видим, что она тонкая и изящная, а глиняный горшок маленький и широкий, небоскреб высокий и узкий, а Эрмитаж приземистый.

Иногда предметы кажутся нам особенно прекрасными, но трудно понять почему. Художники просто подбирают пропорции, которые безотказно действуют на подсознание.

Например, дорические колонны Парфенона, которые созданы воплощать в себе мужское начало совпадают с пропорциями мужского тела. Ширина колонны укладывается в ее высоту столько же раз, сколько длина ступни хорошо сложенного мужчины укладывается в его рост.

Но самое удивительное – это, конечно, золотое сечение. Про него написаны толстые тома, полные невероятных сведений и математических формул. Мы ограничимся самыми общими сведениями, которые дадут первоначальное представление о том, что это такое.

Золотое сечение - это идеальная пропорция, в которой целое так относится к большему, как большее к меньшему.

 

Представьте себе прямоугольный лист бумаги, на котором вы собрались нарисовать пейзаж. Допустим, вам нужно начертить линию горизонта. Где вы ее расположите? По центру? Нет. Чуть ниже или чуть выше. И это будет просто идеально, потому что линия совпадет с пропорциями золотого сечения. Можно рассчитать ее местоположение по формуле. К примеру, высота листа - это «а», высота неба (которое чуть больше земли) – это «в», а высота земли – это «с», то формула золотого сечения выглядит так: а:в=в:с.

 

Самое интересное, что природа обожает золотое сечение и использует его всюду. Например, глаза на лице расположены по линии золотого сечения, талия на теле тоже, расположение веток на дереве поддается алгебраическому исчислению, и даже образование кристаллов льда можно подогнать под эту формулу. Изучая полотна великих художников, мы можем заметить, что центр композиции чаще всего размещен по линии золотого сечения.

Репин "Царевна Софья в Новодевичьем монастыре"

 

ЗНАЧЕНИЕ МАСШТАБА

Слово масштаб ассоциируется с картографией, и все знают, что в левом нижнем углу любой географической карты написано слово МАСШТАБ и приведены цифры, обозначающие соотношение этой карты с местностью, на ней изображенной. То есть масштаб связан с соотношением размеров.

Если мы возьмем модельку автомобиля, изготовленную в тончайших деталях, сфотографируем и поместим на белый фон, другой человек сможет понять, какого она размера? Конечно, нет, ведь ему не с чем сравнить. А если мы сфотографируем машинку, поставив ее на свою ладонь? Тогда всем будет ясно, что она крошечная. Мы понимаем размер предметов только в сравнении с другими предметами, размер которых нам понятен.
Дети очень любят изобразить, к примеру, город с прямоугольниками многоэтажек, а потом на крыше одного из домов пририсовать кошку, которая, если ее сравнить с размером окна, должна быть, как минимум, крупным слоном.

 

Это и есть несовпадение масштабов – разномасштабность.

 

Масштаб предметов, зданий, деталей декора должен совпадать, иначе неизбежно возникнет диссонанс и композиция развалится на куски. Несовпадение масштаба иногда применяется как художественный прием. Знаменитый сюрреалист Рене Магритт любил использовать его, передавая причудливые, тревожные образы снов и галлюцинаций.
Рене Магритт

 



Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 4283;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.