История музейного дела в России

 

Музей в современном понимании мог возникнуть только на опр уровне развития

Тенденц в русск культур 17 столетия – важнейш характерн чертой – секуляризация, зарождение рационального мировоззрения

- появление демократизма

-распр гуманистических идей.

 

Протомузейные формы – храмы, монастыри. Ризницы( спец здания). Дворцы – всё стихийное коллекционирования

Втор пол 17 – это появление целенаправленного коллекционирования

- боярин Хитрово( оружейн палата),кН Голициын – посуды, гравюры, часы

-развитие – культурных садов, аптекарским огородов,

-арсеналы (1584 г в Москве) кроме современн оружия – историческое , доспехи, знаменит

 

Оружейн палата –нач май 1499 Иван 3, заверш 1508г. После не только мастерская но и хранилище.

- сортировка предмет по категориям, выдел групп предметов имеющ историч ценность ( торн Ивана Грозного)

-перемещение постоянное – дары, утилитарн использование.

-спец оборудование – рундуки с гребнями(витрины), появлен ярлыков с подписями.

 

Пётр 1 – заложение традиций целенаправленного составлен коллекций.

1697-1698 гг – Великое посольство – осмотр –анатомич театр, ботанич сад, картин галерея Амстердам, Тауэр

- интерес в первую очередь – научный – анатомич, технический, но и произвед искусства.

Государев кабинет В Москве – приватный характер,

-в 1714 – некот упорядоченность, появлен – модель- камера – предметы морск дела ,в помещен гл адмиралтейств

1714 – Петергоф Монплезир – перв дворцовая галерея – ок 100 полотен. Покупка спец командирован коммисионерами.

-Юрий Кологривов – 27 картин в Брюсселе, и 90 Антверпен, Рембранд – Давид и Иоафан.

- характер собрания скорее частный, а не придворный.

1719 – Кунст- камера – первый в России публичный музей и небольшая галерея.

 

Приобретение предметов античного искусства – как оригиналы, так и современные копии. Стат Венеры – как дар пап римк русск царю ( Венера Таврическая) – первый антик в России.

 

Формирован садов , парков – для украшения Летнего сада 60 свинцовых копий позолоченных.

 

Частное собирательство.

Список конфискованного имущества Соловьёва – ок 50 картин.

Меньшиков – 140 полотен, портреты членов царск семьи, пейзажи

Кабинет ( лучший после государева) Якова Брюса –универсального характера- книги(1500 томов), монеты, полотна. Завещан Академии Наук

Имение Архангельское –кн Дм Мих Голицын( спец посланник Константин,морск дел Венец) – 6000 книг

Подмоск именье Шеременттево,Кусково

Собран Акинфия Демидова – собрание археологических материалов, от бугровщиков( раскопки курганов)

 

Кунсткамера -1714 – перенос из Москвы в Петербург государев кабинет в Летний дворец, позже – Сибирская коллекция( подарок Демидова по случаю рождения наследника)

- анатомич коллекц Фредерик Люйше, образцы аптекаря Семге,

-1719 – в Сибирь перв экспедиц Шмидта(задача в том числе – собиран древностей)

-указ царя о покупке редкостей

- Кикины палаты ( опала боярин Александр Кикин) 1719 – открыт как публичного музея, 5 комнат

Художественное оформление экспонатов, часть особняка – библиотека 18 тыс. томов. Часть экспонат –запасник.

-наряду с научными экспонатами были и живые экспонаты – монстры(

- последняя кунсткамера ( как универсальное собрание редкостей, с целью репрезентации ) в Европе.

- но цель – просветительская , научная, вход бесплатный, по определённым дням.

1724 – Кунсткамера передана в ведение академии наук – перемещен в новое здание –

-организационно - отделы по областям науки – Натур камера с анатомич театром, шкаф –однородный препарат

Минералогич кааб – 17 шкафов – отечеств и зарубежн минерал. Крупнейш собран этнографического материала.

Физический кааб – Готторский глобус – подарок герц Голштинского. 10 чел – карта зв неба.

Императорский кабинет – мемориальн комплекс, посвещённ личн Петра 1 – восков персона в нище, полуниш - предмет

-появлен справочн каталогов, путеводителей

1747 г – пожар

 

Корен изменения отношения к древностям.

 

При Елизавете

Грот приобрет картин для Екатерининск зала в Царск Селе , шпалерн развеска,

-галлерея Ораниенбаумского дворца

- собиран предметов дальневосточного фольклёра – китайск ваз, лак. Китайск дворец.

- но по качеству эти собрания совершенно несопоставимы с коллекциями даже европейских мелк правителе

 

Екатерина 2 – в корне меняет ситуацию

помимо идеологических предпосылок, экономический кризис в Еропе и распродажи

- покупка крупных коллекций, отлич высок художественн качествен.

1763 г коллекц Иогана Гасковского ( купец) приобретен для прусск кор Прусск 2 – 225 картин голландской и фламандской школы. Рембранд, йорданс,Хальц

 

1764 – основание императорского Эрмитажа

1767 проект Палена Деламонта – пристроен здание Малого Эрмитаж – 92 картины.

-рядом нов 3- этажн павильон – Большой( Старый) Эрмитаж

- новые приобретения – послы при европ дворах – кН Дмит Алексеев Голицын(Париж,Гаага) –Возвр блудн сын

1769 г – покупка Дрезденск галереи графа Брюгенса – бол 600 полотен – фламандск, итал, французкс, - чрезвыч высок уровень художеств, ( 4 портрет Рубенс)

При посреднич – лучшее из частн собраний Парижа – ла Кроза – 400 картин, св СемейсвоРафаэля, Юдифь-Джорджоне,Вакх-Рубенса

1783- Париж собран граф Бодуэ – Рембранд,ВанДейк

 

С этого времени приобретен картин Екатериной практически заканчивается – цель достигнута – уникальное собрание живописи – за 20 лет.

Истин страсть коллекционир – резные камни – собрано 10 тыс., за всё послед время формир Эрмитаж – 6тыс.

Универсальных характер эрмитажного собрания – минералогич кааб, мюнц кааб( алмазная комната).

Конец 18 века уровень экспонирования – а зачаточном состоянии.

Эрмитаж в ведении конторы, разрешен на посещен –по решен обер-гоф-маршала.

Пребывание двора – не допуск посетителей( обычно летом). Художник, почётные гости. Копир картин акад художеств

 

Эпоха просвещен – появлен научн музеев, на основе библитек и коллекций научных обществ

1765 при Вольн Экономич обществе – в кач- ве пособия – библ и коллекции – зоо, минерал, почв, модель камера

1791- музей натуральной истории при Моск Университете

-в Петербурге – при Горном институте – коллекция минералов.

 

Провинциальные музеи

1773 – г в Риге на основе собран врача Зингеля по его завещанию. Скорее европейск чем русский.

1782 г – в Иркутске по инициативе губернатора, при библиотека, построен спец камен 2 –этажн здание, со сбором средств по подписке местн населен. Универсальное – 1 общедоступн, бесплатн музей в России. Постепенно – краеведческий. Вскоре – пришёл в упадок, не было социальных условий.

 

Но музейного дела как отдельного вида деятельности ещё не существует.

 

19 век – формирование музейной сети и музейного дела в России

 

В пер трети 19 в в России появл мезеев в 2 раза больше чем за весь 18

Перв пол 19 в – наиб значит – перв проекты создания национального музея

Втор пол 19 – музейный век – появление музеев – символов государственности, как инструмент национальной

самоидентификации

 

пер пол 19 века – русские дворцовые художественные собрания намного отстают от Европейск гос-в.

-эрмитаж ост анахронизм на фоне др дворц собраний.

 

Со вступл на престол Александр 1 – увелич средств на содержание коллекций

1805-положение о Императ Эрмитаже – 5 отделений – хранитель – каталогизация.

1809 – перв каталог – «Эрмитажная галерея» - описание.

 

Пополнения –требует перепланировки залов – изменен размещен картин – систематический харрактер

-появление залов школ живописи, монографические залы –Рубенса, Ван-Дейка..

- появление картин русской живописи,

 

1825 – правила посещения Эрмитажа – налич в зале дежурных, часы посещения, спец часы для художников, студентов.

-и всё таки это ещё не публичный музей

-билет бесплатный, выдавался обер- гофмейстером двора – группе лиц – 4-8, или постоянный- для известных

- зимой( двор во дворце) – только иностранцы и высокопоставленные гости.

-Эрмитаж как продолжение двора – балы

С 1837 г – регламент внешн вид, сюртук, мундир, фрак.

 

Решен строит спец здания с отдельным входом. – организац экспозиции, и не так связано со двором

Лео фон-Кленце (Мюнхенская клептотека, пинокотека)

1852 – открыт. Личн участие Ник 1 в строит здания – интерьер,

Отбор экспонатов – комиссия Бруни, - осмотр и учёт всех ценностей музейного значения, всех императорских дворцов

Оформление галереи 1812 года – удалил участников декабр восстан 25 года , Орловск сервиз 14 пудов серебрен – в переплавку, Прудона – в подвал. 1200 картин не имеющ существ значения – аукцион. ( 2 створки Луки Лейденского)

Многие картины переписаны, покрыты слоями лака.

Поступления – галерея Барбариго –Венеция ( Тициан, кроме Данаи при Петре1) собрание 16 века.

- совсем не приобреталась живопись 19 века,

- увеличен коллекции русской академической живописи.

- античные произведения искусства

 

Эрмитаж – 1-этаж – гемм, скульптуры, нумизматики,2 этаж – живопись.

Размещение экспонатов всецело от распоряжения императора – мог перемещать

-в 1865 – упразднение ограничений на вход и внешний вид

 

Оружейная палата.

-после отъезда двора – окончат превращение в хранилище – историч реликв, военн трофеи, посольск дары.

- функц искл – репрезентативные

- идея превращен Оружейн палаты в публичн музей – ректорМос универ – Аргамакова

1806 – нов правила Оруж палаты – вводилась должность смотрителя.

- строительство нового здания – на месте дворца Бориса Годунова

- ревизия – Валуева – всё ветхое и сломанное – продать или уничтожить.

- строгие правила хранения в Оружейной палате – перемещении и пополнение

1814 – открытие – 7 залов, отделения – образное ( парсуны), царского сана, оружия, посуды, экипажей…

1821 – описание Свиньина

-посещен только летом

1922 – нов здание у Боровицких ворот ( арх Тон)

- открыт – 3 раз в нед только на 4 часа, в остальное время по особому разрешению, в приличн их званию одежде

 

Идея создания национального музея. Музей как атрибут любого соверенного государства.

1817 – Фридрих Аделунг – нац музей освещать не только историч прошлое, но и культуру, настоящее.

1821- Бурхард Вихман – собран книг, рукописи , грамот, относящ к истории России. (

Румянцевский кружок , канцлер, просветитель, спонсор экспедиций. Колумбы российских древностей.

- коллекции Румянцева – 1823 в особняке Румянцева на Англ наб – нумизматич каб, частн этонограф экспозиц

- недостаток финансиров – кн Одоевский – смотритель. В ведомтсве Публичной библиотеки(Корф)

- исаков ( попечитель Московск учебн округ) 1861 – перевод в Москву в Пашков дом.

 

Московский публичный и Румянцевский музеум – слияние 2 частн коллекций

-культурн центр Москвы – материалы от моск научн коллекционеров, геогр об

- 1868 г – универсальный, но акцент на этно

-огромн популярность

 

Вопрос создания музея национальной истории

1872 году- осн Императорск российск исторический музей

-этнографич выставка 1867 года – размест в Моск Манеже ( Бетанкур) - всеславянская.

- общество любителей естествознания, антропологии и этнографии – один из инициаторов.

- бол успех, идея провед ещё одной – политехнической выставки – приурочен к 200 лет Петра1

-1872 года – политехническ выставка, и на основе их экспозиции создать постояннодействующий музей.

-1878 г – статус гос учреждения и передан в ведомтсво мин-ва культуры.

Гр Уваров – созд моск археологич об-ва. Автор перв прогр музея и его устава.

Ив Егор Забелин – товарищ председат музея. «Домашний быт русских царей»

- история страны– как история материальной культуры.

- гор дума выделила участок на Красн площади – проект инженер Шервуда и Семёнова ( стиль арх 17 века)

- залы украшен росписями и картинами –Васнецова, Айвазовского ( сюжеты в соответствии с экспозиц эпохой)

- 1883 – перв экспозиция – историч процесс как закономерно развивающееся

-3ооо экспонатов – с древн времён до 12 века

- систематизац – по хронографич и географич признаку

- широк использован – макеты, карты.

- народные чтения – для чтен публичн лекций, научн заседаний( одна из крупнейш аудитор Москвы)


 

 

Появлен национальн галереи русского искусства –

Павл Мих Третьякова ( 1856 – с самого начала – идея создания всем доступного хранилища произведен искусства)

-Лаврушинский переулок – галереи вокруг дома

С1881 – свободное посещение бесплатн

1882 –посл смерт брата Третьякова – завещал Москве собран европейск живописи – 75 картин

1892 – передача городу ещё при жизни

1893г - Московск городская галерея Сергея и Павла Мих Третьякова – 1300 русск, 75 европейск, 1 зал с иконами

 

1895 – решение об основании в Петербурге Русского музея Александра III- го

- не только художественный музей, но и как пантеон – 3 отдела – художественный, этнографический и мемориальный. Представление о развитии государства – план не реализова- Художественный, Этнографический только

В Михайловском дворце – 1500 произведен русск исксства из Эрмитажа, Академ художеств, пригородных дворцов – стихийное собирание, существенные пробелы( по сравнению с Третьяковской галереей)

-резонанс общественный – меньше чем Третьякова

 

В России не было музейного законодательства, ни единого ведомства.

Янв 1915 г Съезд музейных деятелей – не прошёл, 1 1930

 

 

07 окт 2011 пт



Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 2047; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2022 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.067 сек.