Как сделать съемку маршрута

Если надо заснять отрезок какого-либо пути, производится маршрутная съемка. Съемщик, идя по дороге, зарисовывает условными знаками местность, расположенную на 200—250 метров справа и слева от линии своего движения на всем протяжении маршрута.

Крутые подъемы и спуски съемщик обозначает обрывками горизонталей, показывая бергштрихами направления понижения скатов.

В тех пунктах маршрута, с которых открывается хороший обзор местности или видны значительно удаленные местные предметы, съемщик делает перспективные рисунки.

Готовая маршрутная съемка имеет вид бумажной ленты (полосы), на которой посреди разнообразных условных знаков и отдельных рисунков идет путь.

К съемщику маршрутной съемки предъявляются следующие требования:
- быстрота работы;
- нанесение большинства необходимых (в зависимости от задачи данной съемки) подробностей;
- изображение рельефа пути;
- возможно большая точность.

Чтобы хорошо и быстро заснять намеченный маршрут, съемщик должен уметь быстро схватывать самое важное—основные элементы рельефа местности и наиболее характерные местные предметы, не упуская при этом мелких, но подчас важных деталей.

Для ускорения и облегчения съемки маршрута съемщик предварительно срисовывает с имеющейся у него карты скелет местности. Скелет — это сеть дорог, ручьев и рек, оврагов и других местных предметов, занимающих на местности прочное положение.

На скелете нет подробностей, только протяженность и направления местных предметов. Из рельефа на скелет наносятся только некоторые высоты и отдельные горизонтали.

Скелет увеличивается с карты до нужного масштаба маршрутной съемки.

Рис. Лента глазомерной съемки маршрута с перспективными рисунками

Сьемка плана участка местности. При съемке плана местности съемщик по ходовой линии обходит весь снимаемый участок. начиная с исходной точки и делая остановки в точках поворота.

Ходовую линию съемщик старается по возможности спрямить, то есть сделать как можно меньше поворотов (чем их меньше, тем меньше ошибок в направлениях при переходе с одной точки остановки на другую).

Во время обхода участка съёмщик подсчитывает пары шагов и в заданном масштабе откладывает пройденные расстояния на планшете.

Внимательно изучая участок, съемщик соответствующими условными топографическими знаками наносит на планшет изображения тех местных предметов, которые имеют значение (в зависимости от задачи съемки).

Расстояния до различных местных предметов съемщик определяет путем промера парами шагов или на-глаз. Если предмет удален или отделен каким-либо препятствием, съемщик применяет способ прямой засечки {подробнее об этом способе сказано ниже). Высчитать потом расстояние до этого предмета по плану при помощи масштаба не представляет трудности.

Из элементов рельефа съемщик наносит на свой- план лишь наиболее выдающиеся высоты, ямы, овраги, пользуясь для этого горизонталями.

Подготовка съемщика. Подготовь из фанеры или картона для предстоящей съемки планшет (смотри рисунок). Отмерь на дворе 100 метров и пройди несколько раз этот отрезок розным, неторопливым шагом, подсчитай число твоих шагов. Среднее арифметическое из всех промеров будет для тебя твоим постоянным числом пар шагов в 100 метрах.

Высчитай масштаб пар шагов, взяв за основу заданный масштаб съемки. Например, заданный тебе масштаб — 100 метров в 1 сантиметре, а твоих пар шагов в 100 метрах — 70. Составь пропорцию: 70 пар шагов соответствуют 1 сантиметру, а 100 пар шагов соответствуют х сантиметрам.

Очевидно, х = 100/70 = 1,1 сантиметра (округленно). Значит, в 1,4 сантиметра, при заданном тебе масштабе съемки, будет 100 пар твоих шагов.

Построй на планшете линейный масштаб пар шагов. Теперь ты готов начинать съемку.

Порядок работы съемщика. Наметь на местности ходовую линию и исходную точку, от которой ты начнешь свою работу. С исходной точки должен быть виден почти весь участок, так что к выбору этой точки отнесись внимательно.

В исходной точке ориентируй планшет по компасу.

Нанеси исходную точку на планшет. Учти при этом, что если исходная точка находится в юго-западной части снимаемого участка, то и на планшете она должна быть расположена в юго-западном углу.

На ориентированный планшет положи визирную линейку так, чтобы ребро одного ее конца легло на исходную точку. Другой конец линейки направь вдоль первого отрезка ходовой линии на точку ее поворота (точка № 1), провизируй (прицелься глазом) вдоль гребня линейки и проверь, совпадает ли направление линейки с направлением первого отрезка ходовой линии. Если направления совпали, проведи карандашом линию от исходной точки вдоль линейки в направлении точки № 1.

Не меняя положения ориентированного планшета, провизируй направления от исходной точки на два-три ориентира (выделяющихся местных предмета) и также прочерти их карандашом. Чтобы не перепутать направление, надпиши названия предметов вдоль направления на них, например: «на точку №1», «на сарай», «на кусты».

Проделав все это, закрепи тормоз стрелки компаса, опусти планшет и иди по ходовой линии на точку № 1, отсчитывая пары шагов. Дорогой внимательно наблюдай по сторонам и, если заметишь какой-либо ориентир, который следует нанести на план, остановись, отложи по масштабу пар шагов расстояние, пройденное по ходовой линии, и из точки остановки провизируй направление на этот ориентир. Затем продолжай движение и подсчет пар шагов до точки № 1.

Придя в точку № 1, отложи в масштабе пар шагов пройденное до нее расстояние и обозначь на планшете положение этой точки. Имеющийся в этой точке местный предмет (мостик, куст, развилку дорог и т. д.) обозначь сразу же топографическим условным знаком.

Затем провизируй направления на те предметы, на которые прочерчены направления с исходной точки. Делай это лишь в том случае, если ты хорошо видишь те же предметы из точки № 1. Пересечение двух направлений на предмет, провизированных на ориентированном планшете из двух точек, покажет положение этого предмета на планшете. Этот способ называется прямой засечкой.

Чтобы понять сущность этого способа, разберись в рисунке на странице.

Рис. Участок местности и планшет с изображением местности в разных точках обхода

Тут же на точке № 1 проставь условные знаки тех местных предметов, которые ты видел в пути от исходной точки. Расстояния до отдельных местных предметов приучайся оценивать на-глаз.

По окончании всей этой работы ориентируй планшет и провизируй направление вдоль следующего отрезка ходовой линии на точку № 2.

Провизируй, кроме того, направления на интересующие тебя предметы, так же как ты это сделал исходной точке. После этого иди к точке № 2 и отсчитывай пары шагов. Так же как и на первом отрезке ходовой линии, отмечай на плане положение местных предметов.

На всех последующих отрезках повторяй те же действия. Лишь придя в последнюю точку ходовой линии, визируй последнее направление прямо на свою исходную точку. Не смущайся, если на планшете последнее направление у тебя не совпадет с направлением на исходную точку по компасу. Это так называемая «невязка».

Если невязка не превышает 1/50 части пройденного по ходовой линии расстояния, то смело проведи последнее направление в исходную точку. Такой невязкой можно пренебречь. Если же величина невязки превышает 1/50 пройденного тобой по ходовой линии расстояния, надо равномерно разверстать такую невязку между всеми отрезками ходовой линии.

На последней (она же исходная) точке съемки тщательно отработай полученный план. Проставь все условные знаки, проведи горизонтали высот. Без промера, на-глаз, обозначь границы таких угодий, как луг, пашня, огород, роща (лес), кусты, и поставь соответствующие этим местным предметам условные топографические знаки.

Лишь после этого сотри мягкой резинкой все лишнее и раскрась твой план участка: лес сделай зеленым, ручей (реку, озеро, пруд, канаву) — голубым цветом. Вдоль левого края планшета нарисуй стрелку и обозначь буквы «С» и «Ю».

В нижнем правом углу планшета напиши час и день начала, час и день окончания съемки. Разборчиво напиши имя и фамилию. Сверху четко напиши название: «План участка...».

Дата добавления: 2022-11-28; просмотров: 660;

Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.