Музейное дело в ХХ веке

Заономерности

- на протяжен всего 19 и нач 20 в Росси не было единого департамента музейных дел .

- обществееные усилия( музейный съезд) ситуацию изменить не могли.

 

Система управления музейный делом в Советском гос-ве

-отдел по делам музеев и охране памятников исскуства и старины в комиссариате.

- создание новой культурной политики

- утверждение новой идеологии, как одна из осн направление деятельности сов гос-ва.

 

Значит рост числа музее – за 18-20 гг возникло 246 нов музеев – как одно из средств утверждения новой идеологии.

 

Большинство создав на основе конфискованных ценностей.

Музей ансамбли музеи на основе существующих крупных коллекций

- Императорск резиденции – пригороды,

Особняки знатиШереметьев, строганов,Юсупов, усадьбы- Кусково, Останкино, Архангельское. Монастыри – Симонов, Донской, Троиц – Сергиев, Ферапонтов, Кирилл- Белозерск

Первые мемориальные музеи – Толстого, Чернышевского.

Музей революции и муз Красн армии

Местн музеи – краеведческого характера. Необходимость создан как мин 1 централ музей в губернии.

 

Сокращен в 20-х гг, как за счёт административного объединения, так и закрытие – разруха.

Список 1925г – музеев государственного значения – 140.

Спец отдел наркомпроса – Главн управлен по вопр науки

Цель – возможность контролировать и определить наиб значим финансирование.

 

Февр 19191 Всероссийская конференция ( при поддержке наркомпроса, открыт – Луначарский)

Музей – это прежде всего основа народного образования.

А также – функции хранении, научных исследований..

Основное – музей для народа – следовательно – обеспечить максимальную доступность широким массам.

Директор Третьяковской галереи –Грабарь – построение доступной экспозиции – ясно, прочно и понятно.

Др точка зрения – музей как оплот академической науки( в осн представители естествен музей)

- Ник Ник - музей –элемент живой художественной культуры. Художник – определяет деятельность

-соединять художественное наследеие с современным искусством

 

Дидактически подход определяет даже структуру музейной сети –

Пересмотр профиля – Третьяковка – центр художеств музей русского искусства ( передали коллекц расформирован Румянцевск муз, изъяли часть зап европ искусства – передали в

-самостоятельн функциониров этнографического отдела русского музея

 

Вопрос отношения к музеям – ансамблям – разделили по профилю – музеи историко – бытового профиля.

Местные музеи –должны были способствовать восстановлению народного хозяйства –

-активное развитие российского краеведения, изучение экономической составляющей региона в первую очередь,

 

Первые мемориальные музеи посвящен деятелям новой власти – Ленина,Революции – развит очень активно

- созд практически без материальной основы( реальн музейн предметов)

 

Ведомственные музеи – при Вузах, НИИ, предприятиях, дома крестьян ( неподведомственны Наркопросу)

- нацелены на решение актуальн , злободневных проблем.

 

С 30- х годов из ведения Наркомпроса будут изъяты все художественные музеи

 

Укрупнение музеев – Третьяковка,Исторического музея в Москве

Реорганизация местных музеев на основе краеведческого подхода – всесторонне отражать состояние местного региона, особ внимание – общественно – экономической жизни.

-политпросвет работа, передвижные выставки – материал скорее иллюстративный,

- скорее полит просвет работа – пропаганда деятельности партии

 

1930 г

Главполитпросвет – постановление о музеях и политпросвет работе( Крупская). –

-перестроить немедленно работу музеев, превратить в базы полит- просвет работы, на основе научн подхода.

 

1 Всероссийский музейный съезд.

-о необходимости коренной перестройки существующих композиций. ( медоты реализации нов задач)

- на марксисткой основе – не только показывает явления, но и подводит к оценке

- доступна как можно более

- главная опасность – Вещизм – безъидейный показ предметов вообще.

 

Задачи профильных музеев

- Исторические музей – показ диалектич развития социальн формаций – вплоть до современности

-Естественно – научные музеи – оформление маркситско – Лениск идей

-Художественные – показ общий процесс развития искусств – в соотвествии с историч общественной формации

Направления в искусстве – классификация на прогрессивных, и реакционных идеологии.

Предположение – о мешающих впечатлениях шедевров, как выпадающих из общей хронологии.

 

Музейная экспозиция – как язык идей( совпадающих с официальной)

-следовательно возможна подмена подлинных предметов – таблицами, диаграммами, копиями( научно – вспомогательный материал)

- в обычной экспозиции – от предмета к теме, в советской – от темы – подбор предмета, при их отсутсвии – подмена научно вспомогательных материалов, резко увеличение кол-во текста( этипитаж).( раньше только номера возле картин по каталогу, сейчас –этипитаж – одна из важнейших частей музейной экспозицию)

- первенство дидактического в ущерб эстетического восприятия.

 

Обстановочные сцены – интерьер с манекенами со включением исторических предметов.

-сюжет интереснее, чем исторический памятник

- театральная бутафория ничем практически не отличаласть от исторического предмета

 

Музейное правило нарушалось и соответственно менялось отношение к подлинникам

1 уровень – музейный предмет, аутентичный источник

2 уровень – вспомогательный материал лишь поддерживает основной предмет

 

1938 г приказ об организации спецфондов в музеях – отобрать предметы не имеющие художественного, исторического значения, или вредных.

Государственный музейный фонд – учёт, хранение, перераспределением художественных ценностей (Грабарь)

- основа – предметы из частных коллекций

- к 1923 - огромное число ценносте- Петрограде -144 тыс.

-переригистрация и снятие с учёта – подлежит реализации – вывоз за границу – пик 1930 г.

- распродажи в крупнейших музеях – 140 полотен 1 категории в Эрмитаже, всего продано ок 15оо картин,

- мировой экономический кризий в Европе и незначит

6 аукционов с 28 по 32 год ( Берлин, Британия), индивидуальные заявки – Веласке,Рубенс,Рафаэль, Ботичелии – поклонение волхвов

 

Снижения общего интереса к искусству. индустриализация

Исчезновение историко -бытовых музеев ( усадьбы, дворцы – закрывались, как несоответствующие новой идеологии).

 

Во время войны – деятельность музеев резко сократилась – на 1 мая 1942 – продолжал работу лишь 121 музей, остальные – законсервированы, эвакуированы, утрачены. Передача музее под военные нужды.

- жёсткое сокращение и штатов и бюджетов музеев, ни о какой научной деятельности говорить не приходилось.

- эвакуация – дел на 3 группы, в завис от их ценности, очерёдность. Сохранение фондов на месте –тайники. 66 музеев .

Исторический музей в Москве, Эрмитаж, - более успешная эвакуация

Пригороды Ленинграда – много утрачено, подвалы Исаакиевского собора – «Объединённое хоз-во музеев.»

Перемещение такого огромного количества музейных ценностей

Инструкции по перемещению – валы намотан картины из подрамников, в запаянных ящиках

Формаковский ( гл хранитель Русского музея)

Нетранспортабельные габариты – Музей городск скульптуры в Ленинграде – зарыты глубок в землю –

- закрыты на месте для защиты от осколков – Пётр, сфинксы,

 

Важнейшей задачей музеев стала организация выставок посвещённых героическому прошлому

«Великая отечественная война советского народа против фашистких завоевателей»- дек 1941 Москва Историч Музей

- историч противоборство с Германией

- выставки – посвящённых актуальн – трофеи

- «Героический путь красной Армии»- образц вооружен, пушки, нем бомбардировщик

- « Что нужно знать разведчику о поведении животных»

Значит размах – выездных выставок, лекционная работа.

Непрофильные выставки посвященные годовщинам.

Создание новых музеев- посященн событиям войны, или героям истории (мемориальн муз Гастелло)

 

После войны – восстановление довоенного уровня – РСФСР достигн лишь к нач 50-х годов

- особ тяжёлое положение – местные музеи и мемориальные

-1952-1954 – перерегистрация, проверка и оценка дальнейшей эффективности, закрытие не имеющих условий для своего функционирования. ( закрыт музей нового зап искусства, закт музей обороны Ленинграда)

 

Создание музеев – заповедников- новая тенденция конц 50-х гг

-Новгород, Кострома, Горький, Владимир, Суздаль – историко- архитектурные, художественные

 

Создание первых музее на общественных началах – новшество 60- х – в школах, на предприятиях

-одна из форм участия населения в культурной жизни старны

 

Классификация музеев – по принадлежности( государственные, ведомственные), по профилю, по масштабу деятельности, по статусу( головные, филиалы), по типу исследований.

 

Пик музейного бума – перв пол 80-х гг. развитие туризма

- появление направления музейной педагогики

- нов функции музеев – реакриционная – оргнаизац своб времени людей.

- самост форма музейной работы – художественное оформление экспозиций.

- появление первых эко- музеев – улучшение жизни того или иного сообщества- в Сибири( угроза культурной идентичности мал народов).

 

Кон 80-х, 90-х

-появл нов частных музеев- художественных, исторических.

 






Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 2080; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2021 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.017 сек.