Коллекционирование собрание в эпоху средневековья и возрождения.
Музейон как социальный феномен эпоху античности не пережил, слишком был связан с традицией языческой.
Ле Гофф – Рождение Европы – начало историческое – восходящее к античности
- начало христианское
- начало национальное, варварское
Культура оказалась под сильлным влиянием христианской идеалогии
Культура средневековья – культура символическая. Когда зримый мир воспринимается как образ мира невидимого горнего.
Соответственно изменилось отношение к памятникам прошлого. Значительно только связанное с христианской традицией, античные памятники теряли своё значение с точки зрения эстетики (напротив - культ прекрасного для античности). Для средневековья ценность определяется только в связи с христианством.
Институт частного коллекционирования заменяется церковными и светскими сокровищницами.
При соб гМонса по инициатив королев лангобардов.
Руб VIII- IX веков Карл Великийй- собрание разделил свою сокровищницу между сыновьями и аббатсвами . Пурпурная мантия собор гор Мецца.
В XI-XIII веках появляется новый источник сокровищ – крестовые походы – поток христианских реликвий. Особенно после окончания 3 крест похода – разгра
Сан Шапель – перв постр для сохранен коллекций.
Обычно хранились в специальных шкафах, постройках (ризница _русск)
Сен дени аббат Суггерий – собрание гемм
Обычно служебная утварь, реликвии, иногда экзотика – натуралии(многообразие мира прославляет могущество Господа, предметы мемориальные(связанные с историческими деятелями – одежд княз)
Коммуникации с этими предметами – в ходе празднеств, показ странствующим паломникам(жезл Аарона, сосуд с манной небесной, голова Петра и Павла, кувш из Канны Галлилейской).
Функции храма – сбор, хранение и частично демонстрация – для передачи культурной традиции.
-образовательная функция – преобладание идеалогической ценности над эстетической.
Сокровищницы светских феодалов – Гардеробные (роба – имущество). Карл Вел – Ахенская капелла
В эпоху развитого средневековья – добавл функц экономическая – переплавл металла, залог камней.
Источники – трофеи, подарки, кплен у приезж купцов, заказанные у ремесленника.
Распр иного принципа аккумуляции предметов, когда они подбираются намеренно. Отражая вскус собирателя
-XIII век – грц Жан Беррийский – мл сын Иоанна Безземельн – приобрет ювелирн издел, драг камни, ковры.
Категории предметов специально подобранные – коллекции развиваются без каких то конституционных форм – от стихийно сформированных
Музей, как термин впервые появл во французск источнике в XIII веке в переводном византийском тексте – место где преподаются искусства и философия.
В эпоху Возрождения происходит зарождение музея как социокультурного феномена.
Для появления музея необходимо предпосылки – наличие заинтересованного человека, климат в обществе и наличие средств – первое на терр Италии .
Качественное различие коллекционирования в эпоху средневековья и Возрождения.
-изменилось отношение ко времени, а соответственно ко всему что его наполняет – вещем.
- символизм культуры в средневековье. Сам предмет не интересен , ему важен принцип.
- осн время в средневековье– природное – соотвеств аграрному циклу. Воспринималось циклично. Регулярно повторяемое. Единичный и неповторимое – не имеет ценности. Отсюда отрицание личности, индивидуализма. Повторимость поступка.
По Гуревичу – ещё выделяют время Эпическое – время подвигов и героев. Старшая Эдда – песня о богах – в настоящем, а о героях – в прошедшем времени. ПО Бахтину – абсолютная эпическая дистанция – выноситься нравственное начало. Тогда было возможно то, что недопустимо сейчас. Прошлое не имеющее связи с настоящим.
Время родовое – счёт времени по поколениям. Общество средневековья было замкнуто в семейно – родовые группы. И социальные контакты вне группы – минимальны. И всё происходящее важно лишь в связи с тем как это отражается на его собственной родовой группе.
Постепенног аграрное время переходит во время литургическое. Но и здесь повторяемость, цикличность. Нет разделения ни количественного, ни качественного. Сутки делились на часы дня и часы ночи. Летом – часы дня больше, чем часы ночи, зимой наоборот. Темп жизни не зависит от современной интегральной единицы времени – минуты. Темп жизни воспринимается субъективно.
Возрождение – складывание городов – сфера производства обособленное от природы.
Материальным проявлением нового восприятия времени в городах будет появление механических часов на башнях. Время становиться линейно.
Интерес к источникам
Открытие эстетической ценности произведений искусства гуманистами. Смысловая нагрузка произв искусства.
Название Музей как форма собирания предметов начинает появляться в XVIII, в эпоху же Возрождения место собирание коллекций имеет название Студьоло, или Кунсткамера.
-первоначально это кабинеты для занятий влиятельного гражданина.
- начала оружия и учености необходимые для идеального правителя.
- студьолы –Фредерико-да –Монтельфельтро –Урбино – см знаменит для конц 15 столет – без окон, росписи, в нишах стен аллегорические фигуры (замещение символизма средневековья – аллегориями Возрождения), на столах, в шкафах – предметы, фриз – портреты философов.
Студьола как прообраз микрокосма. Натуралии представлены меньше чем произвдения иссуктва.
Кунсткамера – предметы созданные человеком(артефакты), и предметы природные (натуралии). Германия. Небольшая комната для искусств. Вундеркамера – хранение диковин,вещи странного вида.
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 2551;