Музеи в эпоху античности
Музейон – места поклонения музам. , как термин в эпоху возрождения.
Рассмотрим рассмотрение эволюции музейного принципа, как коллекционирования.
Музей как общественный институт в эпоху эллинизма имел формы.
Межгосударственное святилище, как
Под контролем научного сообщества
Создан царской властью
В качестве частного , семейного храма.
Первичное в долине муз в Беотии, кряж Геликона
- соседство горы и долины. Гора – как обиталище богов. (Александрийский музейон – искусственная насыпь)
- ещё одной частью мог быть грот
- священный источник
- священная роща рядом.
- статуи 9 муз, у входа в святилище, полукругом, животных
Постепенно идёт процесс накопления статуй, выделение мемориального пространства ( место почитания персонажа).
Потом статуи начинают подписывать – кто её пожертвовал и что она обозначает (избыточная информация для культа)
Соревнования в святилище Беотии. Расцвет сер III века , рост пожертвований( как следствии политической борьбы).
Период окончательного заполнения ландшафта Музейона статуями.
Покровительство над долин муз – сам император , от Суллы и до Северов.
260 г д.н.э – стоя- крытая галерея почти 100 м – хранение вотивных предметов, статуй и посвятительных досок.
Учредителями и покровителями музейного культа как правило выступали городские власти, но и частное лицо могло учредить культ – первоначально – союзы орфикоф, или пифагорийцев. В последствии становятся школами.
Музейон как институт находящийся под коллективным контролем научного сообщества.
Платон - музы поддерживают гармонию и посылают божественную одержимость.
Сакральное пространство – коллективные обеды в присутствии богинь
Специфика музейона платоников – особенности учения. Разрыв между познанием и чуствованием – преодолевается только мистическим путём.
Музей для Платона не столько место получения знаний, сколько место для совершения сакральных действий и получения сакрального знания
В Академии Платона можно выделить экседра и сисити(трапезная.
Разрушена в 86 г д.н.э. Сулла – вырубил сад, разрушил. Перенос святилища. Феофраст – новая академия. Масштабное строительство, в отличие от Платона использовавшего старое знание Академа.
У неоплатоников – Платон как сын Аполлона.
Перипатетики(крытая галерея – ходить) – Ликей Аристотеля.
Качественно новое значение Музейона в Ликее Аристотеля – скорее место исследования, хотя и по прежнему
Нет разрыва между знанием империческим и умозрительным. Соотвественно прочес познания – переход от чуственно воспринимаемых вещей, к пердметам не подверженным временным изменениям(светила), к чистому знанию.
Аристотель возглавил Ликей в
Процесс обучения у Аристотеля обеспечивался коллекциями и библиотеками. Осн часть коллекции составили дары (в т.ч. Ал Македонского - ученик).
Аристотель знал до 50 способов вскрытия – чучела – наглядные пособия – зоологическая коллекция
Коллекция минералов
Библиотека, сам крупн для своего времени. + архивы, документальные материалы(копии всех изветсных конституций)
Самый функциональный.
Сам плодототворный период 334(походы Ал Македонского) -286 г д.н.э (смерть Феофраста)
Александрийский Музейон – добавляется ещё функция анатомического театра (одного из лучших театров античности)
-самый значительный музейон ,
- Складывается с297(правл Птолемея I Сотера собирание книг. Эмигриров из грец учёных) - по221
- Птолемей Филаделльф- формиров зоо садов, созд медицинской школы
-Накопление сокровищ вплоть до времён Антония( Пергамская коллекция книг и сокровищ), Клеопатры
Эпоха эллинизма – поддержка царской власти
- ощущение единства средиземноморского и переднеазиатского мира – как стимул собирательства
- агональность в эпоху эллинизма приобретает межгосударственный характер – не только на поле брани, но и в собирании коллекций, мудрецов.
Устойчивость Птолемеев – до завоевания Римом
Египет был для греков священной землёй древнего знания. (объяснение бегства богов и принятия звериного обличия)
Центр – святилище муз. Глава –жрец. Назнаальс царём, потом – императором.
Не был оформлен ярко, и был не столько зданием, сколько научным и религиозным объединением. Неизвестно как выглядел.
Появление институтов сходным по функциям с Музейоном, но не имеющие ничего общего с культом Муз.
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 2968;