Античного периода и средневековья
Первые упоминания о применении манипуляционных способов при лечении болезней встречаются у древнегреческих авторов. В диалоге Платона «Государство» вспоминается о враче Геродике из Саламбрии, который применял физические упражнения (цит. по А.А. Корж и соавт., 1980). Большой древнегреческий врач-реформатор античной медицины Гиппократ (460–377 гг. до н.э.) в своих научных трудах «О членах» («Peri arthron») и «Способы репозиции» («Mochlicon») указывает, что ему были известны, и он успешно применял при лечении деформаций позвоночника самые разнообразные манипуляции. Он первым предложил термины «кифоз» («kiphosis») и «гибома» («hyboma»), что значают горб. «Если возникает горб, – говорил Гиппократ (разд. 42), – то в этом случае имеет место слишком серьезное повреждение, и последнее вылечивается не так легко». В произведении «О членах» (разд. 47), описывая лечение деформаций позвоночника, Гиппократ резко критикует народный способ лечения «сбрасывания больного по приставной лестнице», который применяли в те времена (рис. 2.6). Врачи, которые применяют этот способ, – отмечает он, – это те, которые хотят произвести впечатление на публику... их не интересует результат... Что же касается меня лично, то я бы стыдился применять такое лечение. Оно больше подходит для шарлатанов. Если есть возможность, то пациенту предварительно желательно сделать горячую ванну..., после чего его необходимо положить животом вниз и вытягивать на деревянном щите…». Перед растягиванием Гиппократ рекомендует провести правильную фиксацию туловища больного лентами из ткани: вокруг груди – к рычагам возле изголовья, а вокруг косточек (лодыжек), коленей и таза – к рычагам возле ножного конца щита. «В таком положении, – говорит он, – необходимо растягивать позвоночник в оба конца одновременно и с одинаковой силой. Во время растяжения врач кладет одну ладонь на горб, а другую ладонь поверх первой и нажимает, принимая во внимание обстоятельства, которые диктуют выбор его направления: вертикально, в направлении головы или бедер (рис. 2.7).
Такой способ сопоставления безвреден». Этот способ нашел широкое применение в современной мануальной медицине и носит название «контактный мануальный способ Гиппократа». «Совсем не вредно, – продолжает он, – если во время вытяжения садятся на спину пациента и имитируют движения при прыжках (рис. 2.8) или под действием веса тела топчут ногами выступающую часть туловища» (рис. 2.9).
Далее Гиппократ описывает еще один, более простой и достаточно эффективный способ репозиции: «...не слишком тонкую доску фиксируют в щели стены и кладут на выступающую часть спины больного (рис. 2.10), которую предварительно покрывают тканью или кожей. Один или два человека нажимают на свободный конец доски вниз, в то время как другие делают растяжение позвоночника, как было описано выше».
В зависимости от характера и тяжести заболевания позвоночника, Гиппократ рекомендует применять либо растяжение позвоночника, либо ручное воздействие на него: «можно достичь удовлетворительного результата, если делать лишь растяжение..., без применения любого надавливания на искривленный участок позвоночника. Если применять только надавливание, то можно и без растяжения также получить удовлетворительную коррекцию. Я со своей стороны не знаю никаких лучших способов репозиции... Растяжение туловища можно также достигать с помощью лебедки...».
Заслугой Гиппократа в развитии манипуляционных способов лечения, как и в истории медицины вообще, было освобождение этих методов лечения от предыдущих культовых и храмовых влияний, а также определение путей их последующего развития. Основой для этого стал сам метод Гиппократа: «Мыслящее наблюдение, освещение опыта разумом и проверка теории практикой». Описанные Гиппократом способы репозиции, как будет видно дальше, легли в основу последующего развития и усовершенствования манипуляционной терапии. Насколько большим было влияние идей Гиппократа, видно, например, из трудов Галена, Ибн-Сина (Авиценны), Абуль Квазима, Квидо Квиди, Амбруаза Паре и других выдающихся врачей и ученых античного периода и средневековья.
История медицины античного периода начинается с большого имени Гиппократа и завершается не менее известным и знаменитым именем Галена (Claudius Galenus, 131–201 гг.) – ведущего врача школы гладиаторов в Пергаме (K.A. Ligeros, 1937). Из девяноста семи его трудов, которые сохранились, восемнадцать являются комментариями к трудам Гиппократа, в частности к его произведениям о суставах и репозициях. Галену, например, уже в то время были известны семь из двенадцати черепных нервов. Он различал чувствительные и двигательные порции позвоночных нервов, хорошо владел способами манипуляций на позвоночнике. Гален упоминает о больном, у которого после падения из телеги появились парестезия и гиперпатия в III–V пальцах левой руки. Он локализовал повреждение в «первом спинальном нерве ниже седьмого шейного позвонка» и излечил пациента с помощью манипуляции на шейном участке позвоночника. В одном из произведений Галена есть иллюстрация (рис. 2.11) репозиции позвоночника, которая убедительно подтверждает, насколько большим было влияние на него идей Гиппократа.
В найденных на острове Крит больше чем 500 лет назад пергаментных рукописях по хирургии, которые принадлежат перу византийского врача Никетаса (Nicetas), написанных приблизительно в 900-х годах на основе древних рукописей по хирургии, содержится комментарий к произведениям Гиппократа и кипрского врача Аполлониуса, а в отдельных разделах, посвященных лечению болезней позвоночника, приводятся упомянутые выше способы лечения, описанные Гиппократом.
В последующем развитию таких способов лечения особенная роль принадлежит выдающемуся таджикскому естествоведу, философу и врачу Авиценне (980–1037 гг.) – экспериментатору ученому, наибольшему теоретику медицины в свое время, автору многих томов научных произведений из многих отраслей знаний тогдашней эпохи. Его «Канон врачебной науки» был на протяжении многих лет энциклопедией теоретической и клинической медицины. В этом труде описываются, в частности, некоторые способы лечения болезней позвоночника и горбов (см. рис. 2.12, 2.13).
Отдельные из них напоминают способы репозиции Гиппократа, но один из них (рис. 2.13), на наш взгляд, является оригинальным. Он заключается в том, что врач садится на больного, которой лежит на земле лицом книзу, и несколько раз ударяет по отросткам позвоночника бронзовым пестом.
В кодексе эпохи средневековья «Искусство медицины» («Ars Medicinae»), очевидно, выданному в XIVст., есть раздел о хирургии, написанный арабским врачом Абуль Квазима (Abul Qasima, около 1013–1106 гг.), что жил и работал в халифате Кордова (цит. по F.A. Paneth, 1955). В этом разделе речь идет о лечении болезней позвоночника растяжением. Автор обстоятельно описывает методику фиксации туловища больного, растяжение в специальном фиксирующем устройстве, а также технику выполнения этой манипуляции (рис. 2.14). Отметим, что такого подлинного описания фиксации, направления растягивающих лямок, нагрузки и продолжительности вытяжения, мы не встречали в ни одном современном, даже лучшем из лучших учебных пособий по физиотерапии. Следует заметить, что кодекс «Об искусстве медицины» был ведущим учебным пособием по хирургии на протяжении более 200 лет, т.е. приблизительно до начала XVII столетия.
В XV–ХVII столетии известные способы манипуляционного лечения болезней позвоночника
непрестанно совершенствовались и находили все больше и больше применения в лечебной практике. В этот период были опубликованы многочисленные труды, в которых не только описывались отдельные способы лечения, но и предоставлялись первые попытки дифференциального подхода к показаниям и противопоказаниям относительно их применения. Итальянский врач Квидо Квиди (Quido Quidi, 1500–1569 гг.) – организатор первого медицинского факультета «College de France»– выдал монументальный труд «Греческая хирургия в латинском изложении» («Chirurgia e Graeco in Latinum Сonversa»). В разделах о репозициях были помещены цветные иллюстрации многих известных ему способов лечения, выполненные художниками эпохи Возрождения (рис. 2.15, 2.16). На одной из них (рис. 2.15) изображено тракционное лечение в специальном устройстве, которое получило название «станок Гиппократа». Современник Квидо Квиди французский врач Амбруаз Паре (Ambroіsе Pare, 1519–1590 гг.) в своем труде «Quares» посвятил специальный раздел лечению дислоцированных позвонков. В частности, речь идет о том, что «...внешними причинами дислокаций являются падение, сильный удар или тяжелый труд в согнутом положении, например, у рабочих виноградников...». Амбруаз Паре, насколько удалось установить, в первый раз выразил мнение о том, что термин «люксация» не должен включать в себя как врожденную, так и приобретенную деформацию позвоночника, как это считали еще во времена Гиппократа. Он утверждал, что это разные процессы, и они требуют разного подхода в лечении. Влияние идей Гиппократа на Амбруаза Паре прослеживается в описанном им способе восстановления положения вывихнутых позвонков: «...когда позвонки дислоцированы, – пишет он, – и смещаются вперед, то больного нужно положить на стол лицом книзу, привязать его лентами или бечевками под подмышки, вокруг талии и бедер... После этого растягивать, насколько это возможно, вверх и вниз, но без насилия... (рис. 2.17). Если же не делать такого растяжения, то нельзя ожидать выздоровления... Потом нужно положить руки на выступающую часть позвоночника и вправить позвонки».
В процессе развития манипуляционной терапии болезней позвоночника не только совершенствовалась методика именно ручных способов, но и создавались новые, более совершенные тракционные устройства, необходимые для их проведения. Йоганн Шульц (Iohann Schultes, 1595–1645 гг.), например, описал лечение поясничного радикулита в специальном станке (рис. 2.18), в котором уже предусматривались специальные механические узлы и системы, позволяющие одному лицу одновременно осуществлять растяжение и репозицию.
Насколько удалось установить, дальше, почти до конца XIX столетия, о подобных способах лечения в литературе не вспоминалось. Постепенное угасание интереса к манипуляционным способам лечения в тот период было предопределено тем, что по мере обогащения медицины новыми научными знаниями началось бурное развитие хирургии, терапии, фармакологии и других отраслей медицины, а манипуляционные способы лечения начали восприниматься большинством исследователей и практических врачей как суггестивная терапия или необъясненная эмпирика вообще. Такое отношение к ним появилось, наверно, еще и потому, что данный метод лечения, который возник на донаучных, стихийно-материалистических убеждениях и логике мышления, не смог получить должного всестороннего научного объяснения ввиду недостаточный в то время уровень развития медицинской науки. Как результат, достижение давних врачей и больших ученых в отрасли манипуляционной терапии, к сожалению, не нашли широкой поддержки у представителей официальной медицинской науки XVIII–ХIX веков, и большинство способов этого уникального метода лечения вынужденно стали достоянием рук костоправов.
Началось бурное развитие костоправства....
Костоправство
Термин «костоправство» означает – умение вправлять вывихи и переломы. В российских войсках в прошедшие времена лицам, которые владели искусством «править переломы, вывихи и накладывать повязки», присваивали звание костоправа, которое приравнивалось к фельдшерскому (В. И. Даль, 1882).
Еще с незапамятных времен во многих странах мира существовали знахари, которые не имели медицинского образования, но умели лечить болезни опорно-двигательного аппарата. Искусство «вправлять кости», которым они владели, передавалось из поколения в поколение по наследству как семейная тайна. Отдельные костоправы были крестьянами и в подавляющем большинстве они лечили своих пациентов без гонорара. В Англии, например, как утверждает Эйлер Шиотц (E. Schiotz, 1958), этим искусством занимались в основном кузнецы, которые владели достаточной физической силой, а в отдаленных долинах Уэльса – пастухи. По мере приобретения популярности и опыта некоторые костоправы поселялись в больших городах. Они присваивали себе имена по названию какой-либо кости или же сустава, покупали как наглядные принадлежности скелет и широко практиковали свое костоправное ремесло в самых разнообразных его вариантах. Одни применяли только пассивные движения и массаж, другие – наркоз и гипсовые повязки.
Первые упоминания о костоправах относятся до 1736 года. У них речь идет о женщине по имени Сара Манн (цит. за C.I..S. Thompson, 1928). Она имела еще и прозвища «безумная Салли», «бесноватая Салли» и «косоглазая Салли» (рис. 2.19).
Лондонский журнал того времени «Джентльмен мегезин» писал о ней: «...теперь внимание публики обращено к путешествующей женщине по имени «бешеная Салли», которая проводит настолько удивительное исцеление, что Лондон предложил ей огромную сумму денег для того, чтобы она осталась в нем хотя бы на год». Ее обещания, которые не исполнялись, и временами абсурдные ее действия не ослабляли веру у людей разных классов, от самых бедных прослоек до представителей высшего света. Сара Манн приобрела незаурядную знаменитость, о чем свидетельствует хотя бы тот церемониал, с которым она въезжала в Лондон. Он был просто ошеломляющим: «...Салли ездила в карете, запряженной четырьмя лошадями, в сопровождении форейторов в блестящих ливреях...».
Постепенно костоправы начали занимать в обществе достаточно важное положение. Достаточно часто они завязывали дружеские отношения с официальными врачами, и наоборот. Например, выдающийся английский врач Чезелдон, известный как автор книги «Анатомия человеческого тела», направлял своих пациентов к популярному в то время костоправу Пресгова (E. Schiotz, 1956). Впоследствии, более ста лет спустя, о костоправах с уважением и глубоким признанием заговорили выдающиеся зарубежные ортопеды, такие, как Уортон Худ, Джеймс Педжет, Марк Говард, Дакре Фокс и другие. В своей повседневной практике при лечении многих болезней костей и суставов они часто и не без успеха применяли ручные способы лечения, которым в свое время обучились у костоправов.
Уортон Худ (W. Hood, 1871) в одной из своих статей говорит о том, что его отец, тоже врач, лечил известного костоправа Ричарда Хаттена (Richard Hutton) от длительной и серьезной болезни. Поскольку Худ-отец не взял от своего пациента гонорара за лечение, потому что никогда не брал денег из бедных, Хаттен в знак благодарности передал все тайны костоправного искусства его сыну. После смерти Хаттена в 1871 году Уортон Худ опубликовал в журнале «Ланцет»(«Lancet») статью о Ричарде Хаттена, в которой писал:
«...я получил знания, которым не учат в медицине, и которые, если их обосновать знаниями из анатомии, имели бы огромное значение, как в лечебном, так и профилактическом отношении. Нередко больные после длительного лечения у хирурга приходят ко мне хромая, на костылях, страдая от боли, и после простого лечения они становятся здоровыми. Ричард Хаттен был талантлив, и было бы неумно это отрицать. В некоторых случаях он просто-таки позорил хирургов, а потому он стал большим кошмаром для многих из них... Бесспорно, что термины «знахарство» и «костоправство» является выражением всего того, чего не могут осуществить дипломированные врачи, то есть, временами, даже ограниченных желаний и просьб пациентов... Если врач не знает, как это сделать, то его обязанностью является научиться этому. Но, к сожалению, он не хочет выполнять этот долг и потому ругает костоправов и знахарей за свои ошибки».
Выдающийся английский хирург Джеймс Педжет (Paget Sir James, 1879) был также большим сторонником применения в клинической практике некоторых сугубо костоправных способов при лечении болезней костей и суставов. Об этом он в достаточно красноречивой форме высказался в одной из своих лекций, прочитанной для студентов в госпитале Святого Варфоломея в 1866 году, тема, которой была «Случаи, которые лечат костоправы».Джеймс Педжет начал лекцию такими словами:
«Вероятно, немногие из вас смогут в дальнейшем практиковать, не чувствуя конкуренции костоправов, мало пользы от того, чтобы осознавать, какой вред они приносят людям; более важно принимать во внимание тот факт, что их лечение может приносить пользу».
После он рассказал о том, каким образом костоправы вылечивают боль в спине и другие болезни опорно-двигательного аппарата, и закончил лекцию словами:
«Учитесь наследовать лучшее и избегать худшее из практики костоправов! Учитесь правильному у врагов–Fas est ab hoste doceri!»
В конце XIX столетие «костоправство» считалось популярной темой хирургических секций британской ассоциации, собраний врачей. В одном из своих докладов ортопед профессор Дакре-Фокс (R. Dacre-Fox, 1882), что одно время также получил хорошую практику у костоправов, говорил:
«...Успех некоторых костоправов вызван не только их умением лечить, но, в ровной мере, и тем пренебрежением и необразованностью, которые обнаруживают дипломированные врачи в тех случаях, когда речь идет о повреждении или же заболевании костей и суставов».
Вторая половина XIX и начало XX столетия были ознаменованы периодом бурного развития костоправства почти во всех странах мира. В Норвегии, например, тогдашний врач Людвиг Даль (L.V. Dahl, 1862) – редактор журнала «Друг народа в одном из его номеров писал: «...в области Тронхейма есть так называемый «костоправ», который завоевал большую славу тем, что может вправлять вывихи суставов... Он завоевал доверие общества и вынудил его поверить в то, что все болезни позвоночника и суставов вызваны расстройствами (нарушениями) в позвонках... Когда он приходит в поселок, народ сталпливается возле него... Он их гладит, нажимает рукой, вызывая громкие щелкания – «щелчки» (вероятно, своими пальцами!), и после этого обещает исцеление».
В некоторых районах Германии (особенно в Силезии, Восточной Пруссии, Рудных Горах и Северной Саксонии) искусство проводить вытяжение и вправление костей и суставов в отдельных семьях сохранялось веками. В 20-х годах ХХ ст. в Верхнем Гарце жил мужчина на прозвище «бродяга Майер», который был известен умением выполнять ручные способы лечения на позвоночнике (E. Schiotz, 1958).
Наиболее популярным костоправом был Герберт Баркер (Herbert Barker), который достиг мировой славы (рис. 2.20). За свои заслуги он даже был удостоен дворянского титула и стал именоваться «сэр Герберт Баркер». Костоправному искусству он научился у племянника Хаттена – Джона Адкинсона. На протяжении многих лет Баркар пытался научить врачей тайнам костоправного мастерства. Он приглашал их, просил предоставить ему возможность продемонстрировать свои способы лечения в больницах, обращался в редакции журналов «Ланцет» и «Британский медицинский журнал» с просьбой назначить комиссию из квалифицированных специалистов для оценки результатов его лечения. Но самодовольные и надменные врачи того времени не хотели даже выслушать его, а медицинские журналы наотрез отказались публиковать его материалы. И только после того, как у него появились такие выдающиеся пациенты, как знаменитый музыкант Падеревский, писатели Джон Голсуорси и Герберт Уэллс, известные актеры, спортивные звезды, а также члены королевской семьи, в 1917 году, наконец, открылись для него страницы некоторых медицинских журналов. В 1925 году в редакционной статье журнала «Ланцет» («Lancet», 12.09. 1925) о костоправах говорилось такое: «История медицины должна будет отметить, что наша профессия неоправданно пренебрегала таким важным направлением... Факт заключается в том, что костоправы в большинстве случаев вылечивают заболевания опорно-двигательного аппарата, и только благодаря нашим неудовлетворительным результатам лечения мы во многом ответственные за их существование».
Незадолго до своей смерти, когда Герберт Баркер был уже в преклонном возрасте и давно закончил практиковать, осуществилась его мечта. В июле 1936 г. его пригласили в Британскую ортопедическую ассоциацию, где в присутствии более чем сотни известных ортопедов он блестяще вылечил 18 неизвестных ему до этого больных. Среди них были больные люмбаго, защемлением менисков, „теннисными” локтями, вывихами и подвывихами суставов и др. По поводу этого события «Британский медицинский журнал» («Brit. Med. Jour.», 1/8-1936), нисколько не преувеличивая признания авторитета и искусства Баркера, писал: «...в некоторых случаях он демонстрировал поразительную ловкость и мастерство». В редакционной статье этого же журнала был приведен «перечень болезней, которые успешно лечат костоправы». Он сводился к следующим основным группам:
1. Страдания, вызванные длительной иммобилизацией конечностей при переломах (хирургическая аксиома того времени о покое в поврежденной части скелета привела к знахарям и костоправам много пациентов с тугоподвижностью в суставах).
2. Процессы, вызванные длительной бездеятельностью конечностей либо в месте травмы, либо в отдаленных участках (бурситы, лигаментиты и др.).
3. Мениски (в этой области костоправы получали небывалый триумф).
4. Артрозы и подвывихи костей запястья, головки лучевой кости, ключично-акромиальных суставов.
5. Ганглиолиты.
6. Люмбаго и кривошея.
Здесь же обстоятельно описывается техника манипуляций Ричарда Хаттена для шейного отдела позвоночника.
Нередко из семей костоправов выходили известные ортопеды. Например, основатель современной британской ортопедической хирургии Хюг Овен Томас (Hugh Owen Thomas) был сыном знаменитого костоправа из Ливерпуля Ивена Томаса, предки которого на протяжении семи поколений занимались этим ремеслом. Ивен Томас не только научил всех своих пяти сыновей костоправному ремеслу, но и заставил их получить медицинское образование, и стать врачами (F. Watson, 1934). В анонсе Давида Лэ Вайя (D. Le Vay, 1956), посвященному биографии Томаса, говорится: «...столетиями много талантов без всякого медицинского образования пробовали свои силы в костоправной технике, и нередко с феноменальным успехом». Хюг Томас сожалел по поводу необразованности своих собратьев по профессии относительно основных принципов правильного лечения болезней костей и суставов. Известный английский ортопед-травматолог Роберт Джонс в возрасте 21 года работал ассистентом у своего дяди – костоправа.
«Джонс был великим мастером манипулятором» – писали о нем современники (D. Le Vay, 1956).
Примитивное костоправство практиковалось и практикуется в наше время почти во всех странах мира, в том числе и у нас. В доступной отечественной литературе мы не нашли работ, которые хотя бы в некоторой степени освещали эту тему, поэтому мы не случайно не вспоминаем о костоправстве и костоправах в нашей стране в прошедшие времена. В последние годы вошла в моду неофициальная, а так называемая «оккультная» медицина. Появились псевдойоги, сыроеды, гипнотизеры, экстрасенсы, чудотворцы и множество костоправов. Единичные «Эльбрусы» и «Эвересты» костоправного мастерства пользовались огромной популярностью и славой. Учитывая эффективность их лечения, значительный поток больных к ним и влияние общественности, государственные органы еще в прошлые советские времена официально разрешили многим из них практику. В частности, костоправами, которые еще до недавнего времени практиковали официально, и были известны автору, это Надежда Гучик из села Новая Обрежа (Молдова), Виктор Иванович Матросов из села Зуя Автономной Республики Крым и др.
Приводим выдержку из статьи М. Рибъянова («Комсомольская правда» за 23 мая 1997 г.) «Замглавкома сухопутных войск намял бока охране президента», в которой речь идет о костоправе генерал-майоре Гребенщикове (рис. 2.21):
«Сын наследственного костоправа Гребенщиков А. П. начал мять бока с четырнадцати лет, поднимает на ноги даже безнадежно больных, от которых отказались все другие (наверно, врачи – Прим. авт). На момент публикации статьи к нему приходят больные, записанные на прием, еще пять лет назад. На одного больного в среднем он тратит 2–3 минуты (специалист по мануальной терапии на обследование и лечение тратит 20–30 минут – Прим. авт.). Но даже за это время он «успевает почувствовать позвоночник, вправить диски, которые выпали, или же разущемить нерв и посоветовать, что надо делать дальше. Порой приходится расправлять позвоночник сослуживцам на собственном генеральском столе. Когда президент Б. Н. Ельцин в 1992 г. повредил позвоночник при неудачной посадке самолета в Испании, генерал послал ему телеграмму такого содержания: «Готов немедленно оказать помощь со стопроцентной гарантией». Генерал считает, что президенту операцию не нужно было делать, потому что слишком часто они заканчиваются неудачно, а он сможет помочь только тогда, когда позвоночника еще не касался скальпель».
Не станем обсуждать содержание этой статьи, чтобы не показаться слишком предвзятыми, однако автор этого учебного пособия считает своим профессиональным долгом отметить, что почти все современные неврологические клиники уже переполнены жертвами костоправов. Вероятно, костоправы существуют и во многих других регионах страны. Огромное их количество в нашей стране и их «конкуренция» со специалистами официальной медицины объясняется тем, что современные врачи еще недостаточно широко владеют ручными способами лечения, а некоторые вообще не имеют о них представления. Причиной этому стало в свое время необоснованное запрещение применения такого лечения в клинической практике. Бесспорно, большинство ручных способов, которые выполняются костоправами при лечении болезней костей и суставов, заслуживают внимания. Однако наше отношение к костоправам никак не может быть позитивным. Для этого есть весомые основания.
Во-первых, ручные способы должен выполнять специалист, который владеет определенными медицинскими знаниями.
Во-вторых, любое лечение без учета клинических и рентгенологически данных считается научно необоснованным, порочащим принципы официальной медицины.
Однако при всех «за и против» костоправство в свое время сыграло значительную положительную роль. Не было бы в нашей стране костоправства, возможно, и не было бы и тех бурных дискуссий и споров, которые возникли вокруг проблемы ручных способов лечения и стали толчком к признанию мануальной терапии в официальном отечественном здравоохранении.
Кроме того, в период своего самого стремительного развития в конце XIX столетие костоправство стало главным источником, из которого в дальнейшем сформировались новые научные направления в зарубежной медицине – остеопатия и хиропрактика.
Остеопатия
Термин «остеопатия» впервые предложил Тейлор Эндрю Стилл (T. Andrew Still, 1828–1917 гг.) в 1874 году. Именно слово «остеопатия» имеет двоякое значение.
Первое – остеопатия (от греческого osteo – кость, pathos – страдание, болезнь) – любое заболевание костной системы без уточнения его характера.
Второе – направление в медицине, созданное Стиллом в 1873 году, по определению которого остеопатия – это жизненный механизм, структурное и функциональное единство которого обусловливается главным образом состоянием скелета; почти все заболевания возникают и развиваются от поражения последнего. Сторонники этого взгляда – остеопаты – признают главным образом мануальную терапию, которая применяется на скелете (БМЭ, М., 1982).
Тейлор Эндрю Стилл (рис. 2.22) получил образование на специальных курсах медицины в школе врачей и хирургов в Канзас-Сити. Кроме того, есть сведения о том, что он владел силищей внушения, страдал галлюцинациями и был глубоко религиозным. Насколько большим было влияние религии на его мировоззрение, свидетельствует хотя бы тот факт, что свое учебное пособие «Остеопатия» он посвятил... Богу. В переводе из английского это посвящение звучит так:«С уважением посвящаю большому архитектору и строителю Вселенной – Господу Богу!».
В основу своего учения Стилл положил два тезиса:
1. Организм сам в себе имеет защитные силы, чтобы преодолеть любую болезнь.
2. Причинами всех болезней является то, что смещенные кости, суставы, поврежденные связки или спазмированные мышцы, особенно спины, порочно влияют на кровеносные сосуды и нервы, вызывая у них замедление циркуляции жизненного сока и, следовательно, ишемию или помертвело в тканях и органах.
Другими словами, «альфой и омегой» учения Стилла о болезнях были так называемые остеопатические повреждения.
И все-таки вызывают большое сомнение некоторые его толкования о патогенетической связи соматических болезней с анатомо-морфологическими изменениями в опорно-двигательном аппарате. По мнению Стилла, например, врожденные или приобретенные вывихи бедра могут стать причиной развития в дальнейшем... диабета; смещение 5–7 реберно-позвоночных суставов приведут к желчнокаменной болезни, а подвывих первого ребра – к появлению зоба. «При лечении сильного запора, – утверждает Стилл, – процесс следует начинать с исправления первого крестцового позвонка». Он даже разработал специальную схему манипуляций для лечения всех известных на то время болезней.
Трудно представить, чтобы Стилл смог самостоятельно прийти к такому мнению и создать многогранную систему ручных способов. Его же заявление о том, что, мол, «к нему явился сам Бог и повелел поднять флаг остеопатии», звучит как-то неправдоподобно. Скорее всего, на него могли повлиять костоправы, которые эмигрировали в Соединенные Штаты Америки из Англии, практика которых получила широкое распространение. Не последнюю роль, следует думать, сыграла бурная дискуссия по поводу статьи французского врача Крювелье (Cruveilhier, 1837)«О ручных способах лечения». В 1892 году Эндрю Стилл вместе с врачом из Эдинбурга Вильямом Смитом открыл первую школу остеопатии в местечке Кирксвил (штат Миссури), в которой после двухгодичной учебы и сдачи экзаменов предоставлялось звание «ДО» («Доктор Остеопатии»). Потом были организованы новые школы (было время, когда их количество достигало тридцати семи). Сроки учебы у них постепенно увеличивались, совершенствовалась программа, добавлялись все новые и новые клинические дисциплины, а преподавателями выступали официальные врачи. Многочисленные школы со временем потеряли свое значение ввиду низкого качества подготовки специалистов, но некоторые, сумев выстоять в жестокой конкуренции, переросли в остеопатические институты.
Согласно данным Американской ассоциации врачей (Am. Med. Assoc., 1957), на то время в США было более 13 тысяч остеопатов, что составляло немного больше 6 % от общего количества врачей в Америке.
Однако взаимоотношения между остеопатами и официальными врачами в США были, и является сейчас чрезвычайно сложной проблемой. Некоторые представители медицинской общественности утверждают, например, что остеопатия как в своей теоретической основе, так и в лечении является обманом. Следовательно, остеопатия должна быть поставлена в один ряд со знахарством и костоправством и заслуживать к себе соответствующего отношения. Эти же врачи обратились с официальным заявлением к Центральному управлению медицины США с требованием провести научное расследование практики остеопатов для того, чтобы подтвердить их предположения о том, что остеопатия является ничем другим, как сектантством («культовым лечением») в медицине. Американская ассоциация медиков не могла проигнорировать настолько категорическое заявление части официальных врачей, и в 1952 году была назначена экспертная комиссия для выяснения «отношений» между остеопатией и официальной медициной.
После года работы экспертная комиссия подала свои материалы на съезд врачей Америки, что проходил в Атлантик-сити в 1953 году. Но выводы комиссии вызывали еще большие споры и заострения. Тогда съезд принял решение создать еще одну комиссию: в этот раз в нее вошли деканы медицинских факультетов университетов и известные специалисты по профессиональной педагогике.
Впоследствии, после тщательной проверки 6 из 7 остеопатических институтов и ряда остеопатических больниц, новая комиссия опять подала отчет к Центральному управлению медицины. В нем, в частности, отмечалось: «...все остеопатические институты являются учреждениями, которые заботятся не только о своих интересах (!). Преподавательский процесс и научно-исследовательская работа в них ассигнуется Министерством здравоохранения. Условия приема в них те же, что и на медицинские факультеты официальных высших учебных заведений – средняя школа плюс три года колледжа. Все студенты при вступлении сдают экзамены, аналогичные поступлению в официальный вуз.
Термин учебы из клинических предметов составляет четыре года, как в медицинских институтах. Сугубо медицинские предметы занимают 90–95 % учебного плана. Программа учебы аналогична. Используются стандартные учебные пособия. Общий термин учебы в среднем на 25 % более длительный, чем в медицинских вузах, благодаря значительно большему термину преподавания курса «лечение болезней опорно-двигательной системы». Это как дополнение, а не во вред клиническим и основным дисциплинам. Клиники остеопатических институтов многопрофильные и имеют отделения для лечения больных с самой разнообразной патологией, в том числе и с заболеваниями опорно-двигательной системы».
Экспертная комиссия обратила внимание на то, что мануальное лечение в последние годы приобрело популярность в ортопедических и физиотерапевтических клиниках официальных медицинских учреждений. Считается, что манипуляционное лечение никогда раньше не оценивалось квалифицированными специалистами, и потому следует изучить преимущества мануального метода для того, чтобы дать ему реальную оценку.
Комиссия также отметила, что качества преподавания на медицинских факультетах в среднем несколько выше, чем в остеопатических институтах, но лучшие из этих институтов дадут более полноценное медицинское образование, чем худшие, но официально признанные вузы. Во всех остеопатических институтах не было обнаружено ни одного случая преподавания по «еретической системе» Стилла. Но в учении о патогенезе некоторых вертеброгенных и ряда соматических болезней остеопаты придерживаются «остеопатических концепций». Однако они не утверждают, что «коррекция» патологических изменений в опорно-двигательном аппарате устраняет органическую болезнь.
Анкетные исследования показали, что публика в восемнадцати штатах США не видит разницы между официальными врачами и остеопатами. Министерство здравоохранения считает, что в будущем может состояться полное слияние профессии врача и остеопата, и официально позволило членам Американской ассоциации медиков проводить педагогическую и научно-исследовательскую работу, а также занимать должности в остеопатических институтах и лечебных учреждениях. Однако Американская остеопатическая ассоциация пока еще не заинтересована во вхождение в Ассоциацию официальных врачей
Дата добавления: 2018-05-10; просмотров: 2576;