Астрономия в эпоху досократиков (и кое-то из ранних цивилизаций)
Египтяне еще около 3 тысячелетия до н.э. заметили, что разлив Нила совпадает с днем гелиакического восхода Сириуса (это когда светило восходит перед самым восходом Солнца, а до этого дня оно не видно, т.к. оказывается на небе после восхода Солнца). Есть еще космический заход – когда светило садится в последние минуты перед восходом Солнца, до этой даты садится уже днем, а после – ночью. В поэме Гесиода есть указания, что гелиакический восход Арктура следует собирать виноград, а в космический заход плеяд – пахать. В греческих полисах широко были распространены календари «парапегма», где дни размечались по моментам восхода и захода ярких звезд (Вайнберг не указывает, как греки измеряли время, чтобы определять эти моменты). У Гомера описано, как Одиссей ориентировался по звездам, чтобы держать путь на восток. В основном греки (даже во времена Александра) определяли север по Большой Медведице, но финикийцы догадались делать это по Малой – способ, который приписывается Фалесу.
Причина, по которой звезды не видны днем, была, видимо, ясна уже Гераклиту. Годовой путь Солнца по эклиптике был хорошо известен в древнем Вавилоне и Индии. Открытие того, что полный круг Солнце совершает за 365 дней, приписывают Фалесу, измерение угла между эклиптикой и небесным экватором – Анаксимандру. Изобретение гномона в IV в. также приписывалось Анаксимандру епископом Евсевием Кесарийским, хотя Геродот писал, что он был известен вавилонянам. Гномон можно использовать как компас: самую короткую тень он отбрасывает в полдень, а тогда она указывает точно на юг. Раз разметив площадку гномона по сторонам света, можно определять дни равноденствий (когда Солнце восходит точно на востоке) и солнцестояний (от зимнего солнцестояния до летнего тень гномона от полудня к полудню укорачивается, от летнего солнцестояния до зимнего – удлиняется). Используя гномон, афинский современник Сократа Евктемон окрыл, что времена года различаются по длительности – что противоречит предположению, что Солнце с постоянной скоростью движется по окружности с центром в Земле. Открытие причин затмений приписывается Анаксагору, родившемуся ок. 500 г. до н.э. и преподавшему в Афинах. Парменид отметил, что освещенная сторона Луны всегда обращена к Солнцу. Возможно, опираясь на это, Анаксагор заключил, что лунный свет – отраженный солнечный, а из этого сделал верный вывод о природе лунных затмений. О природе солнечных он тоже догадался верно, хотя и думал (как и Демокрит, и Анаксимен), что Земля плоская. Анаксимандр считал, что Земля – цилиндр, а мы живем на одном из его оснований. Пифагорейцы считали, что планеты, Солнце, Луна и Земля обращаются вокруг небесного огня. Чтобы не создавать путаницы, мы вслед за Вайнбергом называем планетами именно планеты, независимо от того, кто из древних именовал так также Луну и Солнце – Авт. Земля – плоский диск, всегда повернутый к небесному огню одной стороной, а мы живем на другой, поэтому огня не видим. Вместе со сферой неподвижных звезд набиралось девять объектов, крутившихся вокруг небесного огня, а пифагорейцам хотелось десять, ибо 10=1+2+3+4, а в таких числах они видели сакральное. Поэтому, по Аристотелю и Аэцию, пифагореец Филолай в V в. до н.э. придумал Противоземлю. Аристотель об этом стремлении подогнать систему мира под чувство красоты математики говорил с иронией.
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 1572;