Билет №9. Знаменитые музеи мира.
Сокровища Дрезденской галереи собирались и накапливались долго - в течение трех столетий, с середины XVII века. Первоначально галерея была дворцовым собранием, видеть которое допускались лишь немногие, избранные гости. В конце XVIII и в XIX веке слава Дрезденской галереи разошлась по всему миру. Ученые и художники, знаменитые писатели или просто любознательные путешественники, среди которых было много самых разнообразных деятелей русской культуры, считали долгом посетить Дрезден по пути из Петербурга в Италию или из Парижа на восток Европы, разнося повсюду свое восхищение великими художественными творениями, хранящимися в Дрезденской галерее.
В 1866 году Дрезденская галерея раскрыла свои двери всем желающим. Архитектор Готфрид Земпер выстроил для нее специальное здание, вошедшее в состав прекраснейшего дрезденского архитектурного ансамбля XVIII века Цвингера. В годы Великой Отечественной войны части Советской армии, освобождая Германию от фашистского варварства, дошли и до Дрездена; они нашли коллекции галереи, спрятанные в рудниках и шахтах, вовремя спасли их от уничтожения и вывезли в Советский Союз. Картины Дрезденской галереи, показанные на выставке в Музее изобразительных искусств имени ж. С. Пушкина в Москве, доставили высокое художественное наслаждение более чем миллионной массе посетителей. В 19ыы году по решению Советского правительства дрезденские картины были возвращены Германской Демократической Республике.
Драгоценное наследие прошлого, заключенное в шедеврах таких музеев, как Дрезденская галерея, - не только музейная ценность. В нем - огромный творческий многовековой опыт народов, помогающий созданию нового, современного нашей эпохе искусства, опирающегося на прошлое для бесконечного движения вперед. Как и все крупнейшие музеи мира, Дрезденская галерея имеет свое неповторимое, особое обаяние, свою резко выраженную индивидуальность.
Как 6ы ни были порой случайны пути создания и роста большого музея, в результате неизбежно возникает единый, целостный организм, где отдельные художественные произведения многих веков и народов живут сложной, взаимно друг друга дополняющей Жизнью. В каждом большом музее непременно сталкиваются лицом к лицу художники разных времен и разных направлений; под заботливым наблюдением музейных работников идет, по существу, неизменно Живая и напряженная художественная Жизнь, в которой соревнуются или борются самые различные взгляды на мироздание и на человека, нередко прямо противоположные художественные идеалы и художественные вкусы. Великие прогрессивные мастера прошлых веков продолжают неустанно одерживать свои победы над художественной реакцией и косностью, утверждать подлинно глубокое, подлинно гуманистическое содержание своего творчества, выраженное в прекрасной художественной форме.
Лицо каждого большого музея всегда несет печать времени, к которому относится наибольший размах собирательской деятельности этого музея. Так создался и облик Дрезденской галереи, принадлежащей вместе с Лувром, Эрмитажем, мадридским Прадо, галереей Уффици во Флоренции к числу самых старых музеев мира. Ее замечательная коллекция картин старых мастеров сложилась в основном в XVIII веке, когда еще не было разработанной науки об искусстве и господствовали иные, чем сейчас, представления о ходе развития мирового искусства и вместе с тем совершенно определенные вкусы и оценки произведений художественных школ разных веков и стран. Этим объясняются многие особенности собрания Дрезденской галереи, как достоинства, так и недостатки этой в целом превосходной коллекции. Совершенно справедливо тогда высоко ценили и усердно собирали великих художников Высокого Возрождения в Италии; голландских Жанристов и пейзажистов периода расцвета голландской Живописи в середине XVII века и вместе с ними великого Рембрандта; фламандских и испанских мастеров первой половины XVII века. Все это и сейчас занимает первое место в залах Дрезденской галереи и определяет ее художественный облик и ее выдающееся значение. Но те же вкусы любителей искусства XVIII века отвели незаслуженно большое место художникам совсем другого порядка: живописцам конца Возрождения в Италии, начиная с Корреджо, скучным и безжизненным холстам болонских и римских академистов XVII века, мелочным и поверхностным фламандцам круга Тенирса и таким же поздним голландцам, пересказывавшим мастеров эпохи расцвета старой Голландии. Шедевры большого реалистического искусства только еще больше выигрывают в столь наглядном сопоставлении с произведениями, рожденными эпохами упадка и измельчания искусства. Действительно, "Сикстинская мадонна" Рафаэля кажется еще более человечной, простой и трогательной рядом с чопорной и холодной "Мадонной па троне" Гвидо Рени; вся глубочайшая, жизнеутверждающая сила и подлинно реалистическая гармония "Спящей Венеры" Джорджоне или "Спящей Венеры" Пуссена становятся лишь еще живее и глубже рядом с жеманными, условными "красавицами" болонских живописцев; сверкающее мастерство Яна Вермеера Дельфтского, поражающее своей жизненной правдой, кажется поистине монументальным рядом с равнодушным перечислением подробностей в картинах Герарда Доу и его потомков. И лицо музея определяют именно смелые, свободные и правдивые реалистические творения, воплотившие в своем бесконечно многообразном художественном строе лучшие мысли, чувства и мечты народов мира в разные времена их сложного исторического пути.
Нельзя представить себе Лувр без картин Леонардо или без "Свободы на баррикадах" Делакруа. Нельзя представить себе Эрмитажа без "Блудного сына" и "Данаи" Рембрандта или без прекрасных созданий французских мастеров: Пуссена, Ватто, Фрагонара. Точно так же главный стержень Дрезденской галереи образуют "Сикстинская мадонна" Рафаэля и "Динарий кесаря" Тициана, "Спящая Венера" Джорджоне и большие праздничные полотна Веронезе, "Святая Инесса" Риберы и "Вирсавия" Рубенса, "Спящая Венера" Пуссена и картины Вермеера и Якоба Рейсдаля и ряд других подобных же произведений, входящих в единую цепь большой реалистической традиции мирового искусства. Одним из самых основных и самых богатых разделов Дрезденской галереи является собрание картин эпохи Возрождения, особенно итальянских. За пределами Италии не часто можно встретить такую большую и, главное, высококачественную коллекцию, дающую столь сильное ощущение всей новизны и значительности этой блестящей эпохи реалистического искусства.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 2296;