ГЛАВА 9. КУЛЬТУРА ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ (XVIII - XIX вв.)


Основные понятия:секуляризация, европеизация, народная культура, дворянская культура, «просвещённый абсолютизм», гражданское строительство, дворцово-парковое строительство, русский классицизм, русский сентиментализм, «золотой век», западничество, славянофильство, почвенничество, русский романтизм, русский реализм, передвижники, «Могучая кучка», русский религиозный Ренессанс, всеединство, соборность, мессианство, критицизм, серебряный век, акмеизм, русский авангардизм, русский модернизм, русский символизм, футуризм

 

Культурные предпосылки и последствия реформ Петра Великого.В XVIII веке Россия вступила в новый этап своего развития, его содержанием стало разложение феодального способа производства и вызревание капиталистического уклада. Именно петровские реформы вызвали экономический рост России, позволили ей значительно расширить свою территорию, превратили ее в великую и могучую империю. Глубокому реформированию были подвергнуты все области общественной жизни – государственно-административное устройство, экономика, армия, церковь, наука и просвещение, художественная культура.

Реформы Петра I были подготовлены накопившимися еще в XVII в. социально-экономическими изменениями. Народно-религиозные движения, церковный раскол, попытки сделать Россию более открытой для европейцев при царе Алексее Михайловиче, реформаторские идеи князя Голицына, фаворита царевны Софьи явно свидетельствовали о назревших в стране переменах. Еще выдающийся русский историк С.М. Соловьев, одним из первых исследовавших петровскую эпоху, доказывал, что социально-экономическая и культурная политика Петра была продолжением мероприятий его предшественников XVII века. По его мнению, сам народ осознал свою культурную и общественную отсталость. И поэтому насильственный характер внедрения европейской традиции – явление естественное и необходимое для России.

Совсем иной точки зрения придерживался В.О. Ключевский. Он полагал, что реформы Петра раскололи русское общество на «почву», к которой относилась подавляющая часть населения, не вовлеченного в реформаторский процесс, и «цивилизацию», включающую в себя небольшую часть грамотного и активного, европейски ориентированного, населения. Согласно терминологии В.О. Ключевского «почва» - это уклад, основные черты которого сложились в условиях Московского царства. Здесь господствовал коллективизм, принцип социальной справедливости, антисобственнические тенденции. «Почва» развивала богатейшие традиции народной культуры, культивировала свои системы обрядов, обеспечивающих непрерывность и жизненность традиций. «Цивилизация» - это уклад западного типа. Его выражала дворянская элита. «Почва» говорила на русском языке, «цивилизация» - на французском. Таким образом, в рамках одной страны сосуществовали два общества, обладающие разными ценностями и идеалами, тяготеющие к разным путям развития.

Основное содержание и характер проводимых Петром реформ выражали две основные тенденции: секуляризация, то есть обмирщение, ослабление религиозного и усиление светского начала в культуре; и европеизация всех областей жизни.

Церковная реформа 1721г., и прежде всего, упразднение патриаршества, коренным образом изменили роль религии и церкви в жизни русского общества. В результате всех этих мер произошло огосударствление Церкви, она оказалась в полной зависимости от светской власти. Эта реформа, по сути, продолжила разрушение целостности древнерусской культуры. Древнерусская культура была религиозно цельной и семантически единой, поскольку именно религиозное мировоззрение связывало все компоненты культуры в единое целое. Церковный раскол XVII века положил начало поляризации русской культуры, разделив национальное религиозное сознание на две части (старообрядцы и никониане), а петровские реформы еще более усилили ее. С этого момента русская культура как бы разделилась на религиозную культуру и светскую. Причем религиозная часть русской культуры фактически уходила на периферию национально-исторического развития и утрачивала ряд, прежде ничем не заменимых смысловых и регулятивных функций. А новая секулярная, светская культура, напротив, обретала все новые и разнообразные функции, укореняясь в качестве официальной, государственной культурной и общественной жизни. И это несмотря на то, что новообразовавшаяся культура являлась культурой меньшинства, прежде всего, дворянской элиты, тогда как большинство населения России, которую составляло крестьянство, оставалось верными привычным религиозным культурным ценностям и идеалам.

Ослабление влияния религиозной идеологии способствовало усилению светского, научного и рационального начала в общественном сознании и культуре. По воле Петра просвещение становится отраслью государственной политики. Возникают школы, где учат не богословию, а точным наукам: Навигацкая (на ее основе была создана Морская академия), Инженерная, Горная, Артиллерийская, Медицинская. 1725г. ознаменовался открытием Петербургской академии наук, что способствовало формированию отечественных научных кадров, науки как вида деятельности и социального института.

В XVIII веке происходят заметные перемены в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения, большую силу стало набирать светское искусство. Литература рассказывает о новых героях – людях незнатного происхождения, но умных и находчивых. Предпринимаются первые попытки изучения и написания отечественной истории. Первым отечественным историком считается В.Н. Татищев, создатель «Истории российской» в пяти томах.

Русское искусство в этот период развивается под сильным влиянием европейского. Хотя поначалу процесс перестройки художественного сознания русских мастеров протекал с большими трудностями, в методе их работы сказывались традиционные представления, законы средневекового творчества в форме монументально-декоративных росписей и иконописи, изменения были очевидными и необратимыми.

В живописи преобладающим жанром становится портрет, что свидетельствует о том, что на первый план выходит личностное начало, а искусство становится более светским. Наиболее яркими портретистами того времени были И. Никитин, А.М. Матвеев. Складывается искусство станковой картины. Иконописный символизм уступает место анатомическому правдоподобию. Развивается так называемый жанр парсуны – реалистического портрета, создаваемого в традиционной плоскостной манере (И. Безнин, М. Челноков, Е. Елин). Появляются новые средства передачи объема при помощи светотени. Формируется отечественная школа живописи. Ее первыми яркими представителями стали И.Я. Вишняков, А.П. Антропов, И.П. Аргунов.

Ярким свидетельством необратимости происходящих перемен стало строительство Санкт-Петербурга. Новый город был построен европейскими архитекторами по европейским градостроительным планам и стал крупнейшим чиновничьим и культурным центром России. По сути, здесь была заложена новая эстетическая концепция – строгая архитектура, отсутствие русской живописности. Градостроители обратились к прямым улицам и площадям правильной геометрической формы, к застройке по «красной линии», подчеркивающей эти свойства. В русской архитектуре появляется новый тип общественных зданий – административного, промышленного и культурно-просветительского значения.

Строительство в Санкт-Петербурге дало толчок к развитию скульптуры. В допетровский период скульптуры как формы художественного искусства не существовало вовсе. Это было связано с тем, что по православному канону статуи и рельефные изображения не включались в число священных предметов религиозного искусства.

Подытожив все выше сказанное, можно отметить, что петровская эпоха стала в культурном плане революционной для России. Однако во многом эта революция имела односторонний характер. Она проводилась путем грубой ломки традиций русской национальной культуры. Это привело к утрате культурного единства русского народа. Правящая верхушка, европеизированная дворянская элита противопоставила себя остальному народу. При этом аристократия считала собственный народ невежественным и темным, забывая о том, что последнее связано не с качествами его национального характера, а с политикой государства, сохраняющего крепостное право и отказывающего простому народу в праве на образование.

Тем не менее, существовало такое содержательное начало, которое объединяло и аристократическое меньшинство, и народное большинство – это идея сильного централизованного государства. Опираясь на этот стержень, шло формирование и развитие самобытной русской национальной культуры. На протяжении всего XVIII века шло формирование русской нации на базе великорусской народности. Этот процесс завершился к концу века.

Специфика культурного творчества в эпоху Екатерины Великой. В этот период в плане культурного развития Россия окончательно вошла в число европейских держав. Этому способствовала сама Екатерина Великая, которая весьма благосклонно относилась к эпохе Просвещения, состояла в переписке с французскими просветителями Вольтером и Дидро. Императрица покровительствовала различным областям искусства, сама увлекалась литературной деятельностью, собирала коллекцию живописи. В ее царствование в Санкт-Петербурге открывается Эрмитаж, Публичная библиотека.

Этот период русской культуры характеризуется глубокими изменениями в общественном сознании. Этому способствовали как петровские преобразования, так и крепнущие и расширяющиеся контакты с европейскими странами, благодаря которым в Россию проникают идеи западного рационализма, гуманизма и Просвещения.

Именно в это время в общественном сознании формировалось более широкое понимание значения всех сторон культурного процесса, возрастал интерес к гуманитарным и мировоззренческим его аспектам. Многовековой процесс развития русской культуры вступил в новую стадию, преодолевая локальную и сословную ограниченность, придавая общенациональную значимость наиболее ценным региональным и сословным особенностям культуры. Постепенно складывавшееся единство выявлялось в форме национальной культуры.

К середине XVIII века в России формируются национальные школы искусства и науки. Большую роль здесь сыграл М.В. Ломоносов. В лучших традициях Просвещения он верил в бесконечные возможности человеческого разума и науки как высшей формы рациональной деятельности. Его открытия в области точных и гуманитарных наук, особенно совершенная им реформа русского языка, являются бесценным вкладом в историю русской культуры. Предпринятое при непосредственном участии М.В. Ломоносова основание Московского университета (1755г.), Академии художеств (1757г.) оказало непосредственное воздействие на искусство и науку России.

Во второй половине XVIII века господствующим стилевым направлением в русском искусстве становится классицизм. Постройки в этом стиле отличаются ясностью и логичностью замысла, строгость и лаконизм сочетаются со стремлением к монументальным торжественным образам. Русский классицизм в архитектуре этого периода представлен работами И.Е. Старова (Таврический дворец, Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге), Д. Кваренги (Александровский дворец в Царском селе, здание Академии наук в Петербурге, Эрмитажный театр), В.И. Баженова (дом П.Е. Пашкова в Москве), М.Ф. Казакова (здание Сената в Кремле, старое здание Московского университета, дом И.И. Барышникова в Москве), Ч. Камерона (Павловский дворец).

В области скульптуры наиболее значительные достижения связаны с творчеством Ф.И. Шубина, работавшего в стиле классицизма, одним из самых ярких памятников этой эпохи также является памятник Петру I работы Э.М. Фальконе («Медный всадник»).

С 70-х г. Русский классицизм в литературе переживает кризис. Гражданская тематика постепенно оттесняется на второй план, а классицизм из ведущего литературного направления превращается в литературу узких национальных кругов. Ему на смену в конце приходит сентиментализм, который принес с собой внимание к чувствам и интересам простого человека. Создателем и наиболее ярким представителем сентиментализма по праву считается Н.М. Карамзин.

Особенностью русской живописи изучаемого периода становится сочетание западной традиции и национальной. Русская портретная живопись поднимается до уровня лучших образцов европейского искусства. В это время появляется целый ряд выдающихся мастеров портретного жанра. Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.П. Боровиковский придерживались реалистического направления в живописи, стремились показать внутренние переживания человека, его эмоциональную настроенность, внутреннюю красоту.

Особенности процесса становления русской национальной культуры в XIX веке.XIX век часто называют золотым веком русской культуры поскольку именно в это столетие наблюдается небывалый культурный подъем, охвативший все стороны общественной жизни. Можно выделить несколько факторов, способствовавших этому процессу. Во-первых, взлет русской культуры связан с формированием русской нации, с ростом национального самосознания и являлся его выражением. Во-вторых, сказалось влияние передовой западноевропейской общественной мысли, в первую очередь, немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых были чрезвычайно популярны в России. Важным фактором стало влияние наследия Московской Руси на культуру XIX века: например, многие произведения Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н. Лескова написаны в духе православной традиции. Истоки творчества М. Нестерова, М. Врубеля уходят корнями в православное иконописание.

XIX век также является одним из самых сложных в плане культурологического анализа, что связано с тем, что он был насыщен множеством культурных процессов, весьма неоднозначных, противоречивых, протекавших в разных направлениях. Шла специализация различных сфер культурной деятельности, с одной стороны, а, с другой, происходило усложнение самого культурного процесса (взаимодействие и взаимовлияние различных областей культуры: философии и литературы, живописи и музыки и т.д.). Важно отметить также усиление процессов взаимопроникновения между официальной дворянской культурой (профессиональной, опекаемой государством) и культурой народных масс (фольклор).

В формировании русской национальной культуры все более активно участвует интеллигенция. Причем, если первоначально, она преимущественно состояла из людей привилегированных сословий (дворяне, духовенство), то постепенно появляются интеллигенты-разночинцы (чиновники, мещане, купцы), и именно они начинают играть ведущую роль в культурном процессе. В состав разночинной интеллигенции вливаются выходцы из крестьян. Все это свидетельствует о начавшемся процессе демократизации русской культуры.

Нельзя забывать и о ряде политических событий и явлений, определивших развитие и особенности русской культуры XIX века: Отечественная война 1812г., восстание декабристов 1825г., отмена крепостного права 1861г. и другие великие реформы Александра II. Все эти события взбудоражили русское общество и послужили толчком к активизации общественной жизни.

Одной из ведущих тем русской общественной и философской мысли стала тема будущего России, проблема социокультурного выбора. Начало этой дискуссии положили «Философские письма» П.Я. Чаадаева, опубликованные в 1836г., в которых он выступил с резкой критикой русской культуры. Идеи П.Я. Чаадаева породили полемику о сущности российской культуры, ее истории и путях ее дальнейшего развития. Общественное мнение разделилось на два полярных лагеря: славянофилов (И.С. и К. С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, Ю. Самарин) и западников (В.Г. Белинский, А. Герцен, М. Катков, Н. Чернышевский, П.В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский).

Славянофилы стояли на позициях культурного релятивизма и православия. Они отрицательно оценивали петровские преобразования, нарушившие, по их мнению, естественное развитие России. Они отвергали западно-европейский путь развития, настаивали на самобытном развитии России, делая упор на ее религиозно-историческом и культурно-национальном своеобразии. Славянофилы считали необходимым вернуться к идеалам допетровской Руси, истинной православной вере, призывающей к внутреннему совершенствованию, коллективизму. Они высоко ценили российскую самобытность, стремились к сохранению традиционного миропонимания, провозглашали особый путь развития России, не похожий на западный, защищали соборность и соборный дух.

Западники стояли на позициях культурного универсализма и рационализма, выступали за развитие России по западному пути, считая его универсальным и неизбежным для всех народов. Они считали идею самобытности аномалией и придерживались мысли об «исправлении» России по западному образцу. Они высоко оценивали петровские реформы, были сторонниками европейской образованности, науки и просвещения, определяющей роли закона и права в организации общественной жизни. Они были сторонниками теории прогресса, свободы личности и призывали Россию учиться у Западной Европы, поскольку признавали культурную отсталость России от Европы.

Ведущей областью русской культурыXIX века становится литература, чему способствовала, прежде всего, ее тесная связь с прогрессивно-освободительной идеологией. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил.

По степени влияния на русское общество литература занимала первое место. Она отражала разные стороны общественной жизни, содействовала развитию общественного сознания. Русская литература исконно выступала как учитель, проповедуя идеи добра, искала причины зла и пути исправления и преобразования социальной действительности. Социально-политические процессы, протекавшие в России изучаемого периода, формировали настроения в обществе, определяли состояние литературы, в которой происходил процесс становления новых направлений и стилей.

По словам Н.Бердяева, русская литература родилась «не от радостного творческого избытка, а от жажды спасения народа, человечества и всего мира, от печалования и страдания о неправде и рабстве человека … Русская литература будет носить моральный характер, более чем все литературы мира, и скрыто-религиозный характер» [2].

Широта социальных и исторических обобщений, постановка важнейших вопросов бытия, глубочайшее проникновение в духовный и нравственный мир личности, неприятие несправедливости обусловили ведущую роль русской классической литературы в развитии других видов искусства.

В русской литературе к началу 30-х годов XIX века утверждается и становится ведущим направлением реализм. В его становлении последнего важную роль сыграло творчество А.С. Грибоедова и И.А. Крылова. Реализм предусматривал не только правдивое изображение действительности, но и создание типичных образов, в которых обобщены закономерные и характерные особенности изображаемой действительности. В героях реалистической литературы каждый читатель мог найти себя, свой прототип, поэтому стиль реализма стал очень популярен. Особенностью русского реализма стали критическая направленность художественных произведений и острота поднимаемых нравственных проблем.

Явлением русской и мировой литературы было творчество А.С. Пушкина, в котором представлены все виды и жанры литературы. Он первым сблизил литературу с жизнью, его роман в стихах «Евгений Онегин» В. Белинский назвал «энциклопедией русской жизни». Все его произведения проникнуты духом гуманизма, народности, чувством протеста против деспотизма. Трудно переоценить значение творчества А.С. Пушкина в русской культуре. «Величайшее явление русской творческой гениальности первой трети века, создатель русского языка и русской литературы. … Без Пушкина невозможны были бы Достоевский и Л. Толстой» - такие строки мы встречаем у Н.Я. Бердяева [2].

"Без понимания Пушкина нельзя и русским быть ... Пушкин был первый русский человек. Он первый догадался и сказал нам, что русский человек никогда не был рабом. И хотя столетия был в рабстве, но рабом не сделался", - так писал Ф.М. Достоевский о А.С. Пушкине [4, с. 154].

Мировое значение А.С. Пушкина связано с осознанием универсального значения созданной им традиции. Он проложил дорогу литературе М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, которая по праву сделалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества.

Особого внимания заслуживает творчество Л.Н. Толстого. В его творчестве («Анна Каренина», «Воскресение», «Смерть Ивана Ильича») одной из центральных тем является поиск нравственного идеала и смысла жизни, самосовершенствование и преодоление сословной и индивидуальной замкнутости человека. Л.Н. Толстой является создателем религиозно-философского учения, основу которого составляет разработка «истиной религии» всеобщей любви, добра и ненасилия. Особое явление русской и мировой литературы - его роман «Война и мир», в котором Л.Н. Толстой сочетал форму психологического романа с размахом и многофигурностью эпоса.

Еще одним столпом русской классической литературы является Ф.М. Достоевский. В своих произведениях («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Бесы») писатель показал трагические контрасты русской жизни. С огромной силой передал душевную красоту простого маленького человека, как никто другой понял и попытался представить всю трагедию насильственной борьбы со злом, которое разрушает идеалы, приводит безысходности и гибели людей. Ф.М. Достоевский в своих произведениях выступает как гуманист, призывая к нравственному очищению человека. Он искал избавления от нигилизма не в самоубийстве и отрицании, а в утверждении и радости. Ответом нигилизму, которым болен интеллигент, служит живительная «наивность» Дмитрия Карамазова, бьющая через край радость Алеши – героев романа «»Братья Карамазовы. Своим творчеством Ф.М. Достоевский оказал огромное воздействие на такие философские течения как экзистенциализм и персонализм, на всю современную духовную культуру. В записках писателя мы находим мысль, в которую и сегодня все упирается: «бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие. Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие» [4, с. 130].

В первой половине XIX века продолжилось развитие русского градостроительства. Главное внимание по-прежнему уделялось строительству в Петербурге. В начале века в архитектуре продолжают господствовать традиции классицизма. В этот период возводится множество великолепных зданий, вошедшие в золотой фонд русской архитектуры и ставшие визитной карточкой Санкт-Петербурга: Казанский собор (А. Воронихин), Главное адмиралтейство (А.Д. Захаров), здание Генерального штаба, здания Сената и Синода, Михайловский дворец, Александрийский театр (К.Росси), Александровская колонна на Дворцовой площади, Исаакиевский собор (О. Монферран), Смольный институт (Д. Кваренги).

После пожара 1812г. быстро восстанавливалась Москва. Восстановительные работы были проведены в Кремле, рядом с ним был разбит Александровский сад. В Москве творили такие архитекторы как О. Бове (здание Большого театра), К. Тон (храм Христа Спасителя).

В живописи расцветает творчество выдающихся мастеров О. А. Кипренского, К. П. Брюллова, А. А. Иванова, А. Г. Венецианова, П. А. Федотова.

К середине XIX века завершился один из больших этапов в истории русской культуры, особенностями которого были ее открытость, способность аккумулировать, усваивать элементы культур других народов, сохраняя при этом национальную самобытность. Вместе с тем в общественно-культурной жизни России все более отчетливо проявлялось несоответствие между достигнутым уровнем духовной культуры и овладением культурными ценностями. В обществе были весьма ограничены возможности широкого распространения просвещения, народного образования. Феодальный строй вступал в противоречие не только с социально-экономическим, но и общественнокультурным прогрессом. И это происходило тогда, когда мир начал стремительно меняться.

Основным художественным направлением второй половины XIX века стал критический реализм. Его отличала повышенная социальная активность. Литература и искусство как никогда близко подошли к отображению реальной жизни (например, очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи).

Значительное влияние на художественное творчество оказала революционно-демократическая эстетика, связывавшая литературу и искусство с задачами преобразования действительности (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов). В то же время такая эстетика углубляла раскол в русской культуре, тем самым, играя противоречивую роль.

В литературе творили Г. И. Успенский, Н. С. Лесков, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой. В драматургии выделялся А. Н. Островский, считавший театр «признаком зрелости нации, так же, как и академии, университеты и музеи».

В это время в развитии музыкальной культуры огромную роль сыграло творческое объединение композиторов «Могучая кучка», как их назвал В. В. Стасов, куда входили М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, Ц. А. Кюи, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков. Их творчеству присуще стремление передать в музыке правду жизни, национальный характер, широкое использование музыкального фольклора. Особое место в музыке приобретает творчество П. И. Чайковского.

В живописи художники, порвавшие с Академией художеств, создали «Товарищество передвижных художественных выставок» в 1871 году. Художников этого направления отличало стремление к гражданственности, осознанию проблем своего времени, интерес к современнику. К передвижникам относились В. Г. Перов, И. Н. Крамской, Н. Я. Ярошенко, А. К. Саврасов, И. Е. Репин, Н. Н. Ге, В. И. Суриков и другие. «Товарищество» просуществовало свыше 50 лет (до 1923 г.) и провело за это время 48 выставок.

Промышленный прогресс совершенствование строительной техники в пореформенный период привели к появлению новых типов сооружений (вокзалы, промышленные и торговые здания, доходные дома). Это период господства эклектики, соединившего в себе черты предшествующих архитектурных стилей и художественных эпох.

Разновидностью этого направления был псевдорусский стиль. Типичными образцами его служили в Петербурге - церковь Воскресения «на крови» (арх. А.А. Портланд, 1882), в Москве - Исторический музей (А. А. Семенов и В.О. Шервуд, 1875-1881 гг.), Городская дума (Д.Н. Чиганов). В русле общих процессов, стилистических исканий эпохи развивался русский интерьер: появились новые типы зданий, видоизменился и внутренний вид жилых помещений.

Кризисное состояние архитектуры привело к утере былого синтеза искусств, чувства ансамбля. Черты эклектики (излишняя патетичность, натуралистическая детализация) заметно проступали в монументальной скульптуре - памятники «Тысячелетию России» в Новгороде (1862), Екатерине II в Петербурге (1873), скульптура М.О. Микешина, А.С. Пушкину в Москве (1880), скульптура A.M. Опекушина и др.

Наиболее известным скульптором этого времени был М.М. Антокольский - «Петр I» (1872), «Спиноза» (1882), «Ермак» (1891).

 

Контрольные вопросы и задания.

1. Какие социокультурные последствия имели преобразования Петра Великого?

2. В чем заключалась особенность русского Просвещения?

3. Какими изменениями в общественном сознании было отмечено XVIII столетие?

4. Кого считают первым крупным русским историком?

5. Какие художественные стили нашли воплощение в русской культуре XVIII века?

6. Как нашла выражение традиция двуязычия в XVIII в.?

7. Почему XIX век называют “золотым веком» российской культуры?

8. Какими достижениями в области культуры характеризуется «золотой век»?

9. Какое направление в живописи представляют русские художники И. Репин, В. Суриков, И. Крамской?

10. Почему принято выделять в культуре XIX в. дворянскую и народную культуры?

11. В чем сущность идеологии почвенничества?

12. Почему период в развитии русской культуры конца XIX – начала XX вв. называют «серебряным веком»?

13. Какие мировоззренческие установки характерны для «серебряного века»?

14. В чем заключается феномен русского модернизма?

15. С какими культурными событиями связано понятие русский религиозно-философский ренессанс?

 



Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 433;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.027 сек.