ГЛАВА 7. ЭВОЛЮЦИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (IX - XIII вв.)
Основные понятия: праславяне, славянское язычество, политеизм, анимизм, христианство, православие, двоеверие, славянская письменность, кириллица, граффити, устное народное творчество, былинный эпос, летописание, агиография, прикладное искусство, зернь, скань, перегородчатая эмаль, звериный стиль, крестово-купальный стиль, белокаменное зодчество, монументальность, храм, мозаика, фреска, иконопись, новгородская художественная школа
Восточные славяне: происхождение и особенности культуры. Хорошо знакомый по «Повести временных лет» вопрос: «Откуда есть и пошла земля русская?» не является формальным в отечественной науке. Летописец Нестор, можно сказать, обозначил, таким образом, проблему зарождения русского этноса. Выяснить временные рамки, истоки и исторические корни древнерусской цивилизации является весьма непростой задачей. Это во многом связано с отсутствием письменных источников по истории древних славян, а также с весьма противоречивыми археологическими данными. В отечественной историографии, несмотря на существование различных точек зрения, принято относить восточных славян к индоевропейским народам.
Индоевропейцы – это земледельческие племена, сформировавшиеся к VI тыс. до н. э. в районе среднего и нижнего Дуная и Балканский полуострова. Постепенно расселяясь по территории Европы, индоевропейцы вступали во взаимодействие с коренным населением, частично ассимилировали его, в результате возникали новые культуры, одной из которых стала восточнославянская.
Исследователь истории и культуры древней Руси, академик Б.А. Рыбаков выделил четыре основных этапа жизни славянских племен, последовательное развитие которых привело к формированию русского этноса:
1. Развитие протославянских племен в недрах индоевропейского единства, в стороне от центров развития.
2. Обособление праславян в бронзовом веке, развитие внутренних контактов, первые встречи со степными кочевниками, освоение железа. Здесь происходит выдвижение славян среднего Поднепровья (VI—IV вв. до н. э.).
3. В результате разгрома сарматами славяне продвигаются на север в лесную зону, ассимилируя литовско-латышские и финноугорские племена. Таким образом, образовались две зоны расселения славян: южная (лесостепная), продолжавшая традиции прародины славян, и северная, где происходило их соприкосновение с иными племенами и развитие славянского этноса протекало в более суровых условиях, чем на юге. С расширением границ территории проживания славян значительно расширились и их контакты с другими народами.
4. В период образования и развития национальной государственности - Киевской Руси - славянство вышло на европейскую и мировую арену [22, с. 196-197].
В ранних источниках праславяне назывались венедами и предположительно занимали территорию нынешней Юго-Восточной Польши, Юго-Западной Белоруссии и Северо-Западной Украины. Во время так называемого великого переселения народов праславяне первоначально заняли территорию между Вислой и Тисой, а позднее распространились на огромных территориях от Балтики до Адриатики и от Эльбы до Днепра.
Первые упоминания о славянах как особой этнической группе относятся к VI в. и сделаны византийскими авторами. Они делили славян на две группы: западные (их называли склавины, склавии) и восточные (анты). По мнению ряда исследователей, именно анты и являются прародителями русского этноса. Уникальность русского этногенеза заключалась в том, что, осваивая Восточно-Европейскую равнину, славяне не уничтожали местное население, а оседали среди местных племен.
В становлении русского этноса также принимали непосредственное участие соседствующие с восточными славянами на севере племена балтов, германцев, кельтов, финно-угров на юге, иранцев и скифо-сарматов и др. Таким образом, к моменту складывания древнерусская народность, т. е. те древнерусские летописные племена, о которых писал в «Повести временных лет» Нестор, представляла собой результат взаимного смешивания нескольких этнических компонентов: индоевропейского, тюркского, балтского, финно-угорского, скифо-сарматского и в некоторой степени германского.
В процессе этногенеза славяне познавали окружающий их мир, составляли представление о нем, которое ярко и образно переводили в систему религиозных верований, в цикл аграрно-магических обрядов, а также обрядов, связанных с культом предков.
Древние славяне делили мир на три части. Во-первых, это земля, на которой живут люди, а также разнообразные мелкие божества - покровители леса (лешие), рек, озер и болот (водяные), а также черти. Этот мир древние славяне называли «Явь» (ср. русское выражение «наяву», которое восходит к той эпохе). Во-вторых, это небесное царство (Правь), в котором живут боги: Велес, Перун, Мокша, Лада и др. Наконец, в-третьих, это Навь - подземное царство, обиталище темных сил, чудовищ и мертвецов. Эти три мира объединялись священным деревом.
Таким образом, сложилась славянская языческая картина мира. Язычество — это ранняя форма религиозного освоения мира. Языческие религии представляют собой политеизм - многобожие. Как и у других народов, формирование религиозных представлений древнерусского народа, прошло определенную эволюцию. По некоторым средневековым источникам (например, по сочинению XII века «Слово об идолах») мы можем восстановить приблизительную историю развития славянских языческих представлений.
На первом этапе славяне поклонялись добрым и злым духам, добрых духов они называли «берегинями», а злых духов — «упырями». Религиозные системы этого этапа носят анимистический характер. В этих представлениях обожествлялись силы природы и в форме богов и различных духов. Славяне поклонялись Матери-Земле, довольно развиты были водяные культы русалок, водяных, морян и т. д. Почитались также леса и рощи, их считали жилищами богов и духов. Особо важные культовые действия совершались в честь бога Солнца - Даждь-бога и Бога ветра - Стрибога. В «Слове о полку Игореве» автор называет русский народ «Даждьбоговыми внуками».
Позже начинает формироваться централизованный пантеон богов, в центре которого стоял бог Род. Так у славян формируется культ предков. По представлениям славян, именно Род создал все живое; кроме того, в его власти находились небо, дождь, огонь. У Рода были две помощницы, богини плодородия, а также Ярило (бог солнца) и Купала (бог лета).
Род олицетворял начало жизни, продолжение рода. Не случайно корень «род» является основой многих русских слов (народ, родина, родник, родной, родить, урожай и т. д.). Род представлялся в качестве космического вселенского существа. Прародительницы Рода именовались Рожаницами и почитались также как Род. С культом Рода был связан культ богини - Мокоши - хозяйки рога изобилия, матери-земли, имеющей финское происхождение, а также Леды - покровительницы весенней пробуждающейся силы. Если земледельческое начало было представлено почитанием Мокоши и Леды, то скотоводческое -почитанием бога Белеса.
Славяне верили в потусторонний мир. Смерть воспринимали как переход в иной мир. Погребальный обряд восточных славян прошел длительный эволюционный путь, он гармонично сочетает в себе два культа: аграрный и культ предков (один из древнейших человеческих культов). До принятия христианства восточные славяне следовали обряду сжигания на погребальных кострах праха умерших родственников. Этот обряд совпал с развитием земледелия. В это время рождается идея души, которая вместе с дымом костра поднимается к небу; прах же родственников, т. е. то, что оставалось после погребального костра, предавался земле, которая была источником благ для земледельцев.
На третьем этапе развития языческой религии Древней Руси формируется иерархия богов и создается их пантеон, появляются такие боги, как Сварог, Перун, Хорес и Велес. Сварог при этом приобрел некоторые функции, которые ранее приписывались Роду, в частности, власть над небом. Перун первоначально почитался как бог воинов, однако со временем он стал верховным богом, повелевающим громом и молнией; ему приписывалось сотворение мира. Велес первоначально считался покровителем скотоводства, со временем ему стали приписывать покровительство над богатством, торговлей и поэзией.
У славян существовали довольно развитые формы языческой обрядности, т. е. организованной, упорядоченной системы магических действий, практическая цель которых состояла в воздействии на окружавшую природу с целью заставить ее служить интересам земледельцев. Языческие ритуалы по пышности, торжественности и силе воздействия на человеческую психику не уступали христианским. Языческие верования, требовавшие наглядного символического воплощения религиозных представлений, способствовали развитию древнерусского искусства.
Таким образом, в результате синтеза и частичной ассимиляции различных культур, складывания первоначальных основ государственности и религиозных представлений на значительной части Восточной Европы сформировалось Древняя Русь, положившая начало формированию русского этноса и Российского государства.
Основу экономики древних славян составляло земледелие. В лесной зоне применялась подсечная система: деревья рубили, на следующий год сжигали их, золу смешивали с землей как удобрения. Если земля истощалась, то переходили на новый участок. В степных и лесостепных районах ведущей системой была переложная: обрабатываемые участки при истощении покидали и переходили на новые. Восточные славяне занимались также скотоводством, рыболовством, собирательством меда (бортничество). Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, рожь, овес, просо, горох, бобы, гречиха, конопля. Для обработки почвы и уборки использовались мотыга, соха, позднее - плуг с железным лемехом, серп.
Едва ли не самым главным материалом, который использовался в строительстве и при изготовлении утвари, было дерево. По этой причине большинство помещений (как жилых, так и общественных, например, храмов) строилось из этого материала. На юге жилища строились в основном в виде землянок или полуземлянок с двух- или трехскатной крышей, на севере издревле был известен сруб.
Культы древние славяне отправляли в особых деревянных храмах, в которых хранились изображения божеств. Значение этих идолов было настолько велико, что с приходом христианства многие представители церкви осуждали любое изображение божеств, поскольку в этом они видели идолопоклонство и остатки язычества. Кроме того, существовали и особые места для жертвоприношений — капища (святилища). Они представляли собой открытые площадки на открытой природе. Здесь происходили моления и жертвоприношения. Обычно в жертву своим языческим богам наши предки приносили плоды, животных и птиц.
В VII в. восточные славяне объединились в племенные союзы, названия которых свидетельствуют о привязке к определенной местности: поляне (юг, район Киева), северяне (Новгород Северский, Северский Донец), полочане (р. Западная Двина, Полоть), дреговичи (от дрегва болото) (Белоруссия), радимичи (р. Сож, р. Десна), вятичи (р. Ока, Подмосковье) и т. д. Каждый из этих союзов имел свои княжения. Князьями на данной ступени общественного развития назывались племенные вожди.
В VIII-IX вв. в Восточно-Европейской равнине идет интенсивное развитие экономики. Пашенное земледелие вытесняет подсечное, выделяются ремесла, завязываются тесные торговые связи с Византией, Востоком и Западной Европой. В торговле с Востоком большое значение имеют контакты с хазарами, которые открывают славянам безопасный путь в Азию.
Развитие торговли предполагает относительно раннее существование у восточных славян городов. Летописи не приводят времени их появления. Они были «изначала» — Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев. Все эти города расположены на речных, торговых путях. В скандинавских сагах IX в. Древняя Русь называлась страной городов - «Гардариком».
В начале IX в. постепенно наблюдается процесс складывания государственности. Историки отмечают существование в 30-х гг. IX в. двух очагов государственности. Первый из них формируется в Поднепровье на землях полян и их соседей. Центром этого государства был Киев. Название этого государства неизвестно. Иногда его называют Каганат русов, поскольку глава этого государства по аналогии с соседним хазарским, носил титул Кагана.
Второе государство складывается далеко на Севере - Северное княжество с центром в Ладоге, затем - Новгороде. О том, что происходило в этом государстве до 60-х гг. IX в. известно очень мало. Первые летописные сведения связаны с появлением здесь в 862 г. варяжского правителя Рюрика. «Повесть временных лет» сообщает, что именно в этот год граждане Северного княжества, чтобы защитить себя от набегов иноземцев и преодолеть внутренние распри, призвали варягов и сказали им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю Русь и пришли к славянам и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой Синеус - на Беломорье, а третий Трувор - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля» [17].
Позже версия о призвании варягов дополняется новыми подробностями: в Новгородских летописях конца XV в. встречается упоминание о том, что Рюрик был призван в Новгород по совету Новгородского старейшины Гостомысла, предвосхитив традиционный выбор новгородским вече князя - военачальника. На эти сведения опирается так называемая «норманская теория» происхождения русского государства. Сторонниками этой теории были выдающиеся русские историки Н.М. Карамзин, М.П. Погодин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Однако в отечественной исторической науке существовала так называемая «патриотическая» тенденция, стремившаяся обосновать самобытность русского народа. Основоположник этой тенденции, известный историк XVIII в. В.Н. Татищев утверждал, что непосредственными предками славян являлись сыновья библейского патриарха Ноя Словен и Рус и его правнук Скиф. В новейшей историографии сторонники патриотической точки зрения выводят термин «Русь» из названия племени «рось», которое появилось на берегу реки Рось. Впоследствии, утверждают они, «рось» трансформировалось в «рус». Но эта точка зрения противоречит летописной версии, которая знает только «полян», живших в Поднепровье. Лингвисты же утверждают, что трансформация «рос» в «рус» невозможна. Современные историки и лингвисты склоняются к мнению, что термин «русь» имеет двоякое происхождение: скандинавско-финское - «русь» - это вооруженные люди в лодках, гребцы, участники морских походов, так финское население называло варягов - викингов. И это совпадает с версией «Повести временных лет», где «рус» выступает как название одного из норман-ских племен, представителем которого является Рюрик (Синеус и Трувор переводятся с древнешведского как семья и дружина) [8].
Таким образом, в соответствии с «Повестью временных лет» - представитель племени русов с семьей и дружиной был приглашен для правления в уже существующем славянском государстве. Способ призвания князя с дружиной был широко распространен в Европе в раннее Средневековье. Само по себе призвание иноземного князя не меняло славянской природы существующего общества. Однако говорить о чистых славянских истоках русского этноса было бы большой натяжкой. Древнерусская народность складывалась на основе широкого взаимодействия нескольких субэтнических компонентов. Она образуется как этническая общность на базе соединения трех хозяйственно-технологических регионов - земледельческого, скотоводческого и промыслового, а следовательно, и трех образов жизни - оседлого, кочевого, бродячего, в смешении нескольких этнических потоков: славянского, балтийского, с заметным влиянием тюркского.
Культура Руси в X - начале XIII вв. Христианство и его роль в формировании русской культуры. Следующий этап в развитии русского этноса и государства принято называть Киевской Русью. Формирование этого государства началось с конца IX - начала Х в. И это позволяет сделать вывод, что Древняя Русь развивалась аналогично Западной Европе и подошла к рубежу образования раннефеодального государства почти одновременно с другими государствами Западной Европы. Призвание варягов в какой-то мере стимулировало этот процесс, поскольку Киевское государство строилось на основе западного института вассалитета, который в отличие от восточных деспотий предполагал относительную свободу подданных.
Однако в развитии западноевропейских обществ и Древней Руси имеются и существенные различия. Западно-европейские варварские племена в процессе Великого переселения столкнулись с высокоразвитой античной культурой. Придя в Восточно-Европейскую равнину славяне не нашли здесь такой развитой цивилизации. Славяне находились на более высокой стадии развития, чем населяющие эту территорию племена. К тому же сложные природно-климатические условия затрудняли хозяйственную деятельность славян и накладывали существенный отпечаток на социальную структуру общества, тип государственности и определяли во многом особенности национального характера. Именно из этих факторов ряд отечественных историков выводят традиции деспотической власти и крепостного права в России, противоречивые черты «русской души».
Огромную роль в дальнейшем становлении русского этноса сыграло принятие христианства. О христианстве на Руси знали очень давно. Бабка князя Владимира, княгиня Ольга, была христианкой. Христианство на Руси проповедовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей - старший брат апостола Петра - отправился в Скифию. Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим.
Принятие христианства было, несомненно, политическим решением киевского князя Владимира. Языческий политеизм не соответствовал социально-политическим и духовным процессам, происходящим тогда в Киевской Руси. В 980 г. Владимир предпринял попытку свести разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с княжеским богом Перуном. Но результаты этой реформы были весьма неудовлетворительными, язычество оказалось неспособным обеспечить этнокультурное единство всех племен и земель киевской Руси, что являлось целью князя Владимира, стремившегося сформировать сильное единое государство.
В 988 году он после успешной войны с Византией расстался с пятью женами, которые у него были в язычестве, и в завоеванном у византийцев городе Корсуни (сейчас его развалины сохраняются на территории Севастополя, это один из интереснейших музеев — Херсонес таврический) крестился сам, крестил свою дружину и обвенчался с византийской принцессой Анной. Затем он объявил христианство государственной религией, силой разрушил на русской земле языческие капища, уничтожил идолов и заставил все племена принять христианское крещение. Христианство было принято византийского образца и получило название православия,т.е. единственно правильной веры, наилучшего способа служить Богу.
Согласно легенде, этому событию предшествовала процедура выбора веры. Киевская Русь соседствовала с Хазарским каганатом, где господствовал иудаизм, арабо-мусульманским миром, исповедовавшим ислам, православной Византией и католической Европой. И повсюду, как гласит легенда, Владимир разослал своих послов для определения наилучшей веры. Послы остановили свой выбор на православии, по их словам, из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили.
Возможно, вышеизложенные события действительно имели место, однако, представляется, что решающую роль сыграли совсем другие факторы. Для Руси к тому моменту стали традиционными тесные торговые и культурные связи с находившейся на юге Византией. Кроме того, в силу особенностей православия, которое было в Византии государственной религией, церковная власть находилась фактически в подчинении у императора. Для князя Владимира, озабоченного усилением собственной власти, такая ситуация могла выглядеть только желательной, церковь, которая живет самостоятельной жизнью, вряд ли соответствовала его устремлениям. Имели место также, по-видимому, и династические соображения. Принятие православия давало возможность Владимиру вступить в брак с сестрой византийского императора принцессой Анной, и таким способом укрепить отношения с таким влиятельным государством как Византия. А союз с Византией способствовал ослаблению набегов на Русь кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия коварно использовала в борьбе с Русью.
Принятие христианства изменило всю религиозную культуру и через нее – духовную жизнь русского общества. Формирование менталитета, системы ценностей, мировоззрения теперь проходило под руководством церкви, централизованного института, имевшего тысячелетние традиции и богатейший свод текстов, включающий Библию. Тексты Нового Завета, прежде всего Евангелий, несли новую мораль. Единая религия стала мощной основой для объединения всех племен и формирования единого русского народа и русской культуры. Эта культура несла в своих основах христианский гуманизм. Она была родственна европейскому христианскому миру, и Русь стала считать себя частью этого мира.
Европейские государства тоже признали Русь как партнера. Возникает торговля с европейскими странами, регулярный обмен посольствами, культурные обмены. Сельская по преимуществу Русь приобщается к развитой городской культуре. Заключаются династические браки: дочь киевского князя Ярослава Мудрого Анна была королевой Франции, её сестры были замужем за королями Норвегии и Венгрии. Владимир Мономах был женат на дочери английского короля Гарольда.
Правда, христианство внедрялось в духовную жизнь Руси, особенно сельской, медленно. Как правило, под угрозой наказания принималась внешняя сторона христианской религии, совершались соответствующие обряды, и параллельно сохранялась вера в древних богов, тайком продолжались языческие ритуалы. Историки говорят о двоеверии русской глубинки, которое было особенно сильно в первые десятилетия после крещения Руси. Следы его наблюдались вполне отчетливо вплоть до конца XIX века, о чем писали все историки русской православной церкви.
Стоит, однако, отметить, очень важный момент - русская культура к моменту принятия христианства была достаточно сильной и самобытной, чтобы «переварить» новый элемент, в результате чего возникло специфическое русское православие.
С одной стороны, христианство вобрало в себя элементы язычества, без этого оно просто не было бы принято народом, для которого оно оставалось бы непонятным и чуждым. Благодаря этому двоеверие на Руси не носило характера общественного раскола: языческие верования гармонично сосуществовали с христианскими представлениями.
Конечно, принятие христианства не проходило полностью безболезненно. Это было обусловлено тем, что не все жители Руси были согласны расстаться со старой верой. В частности, очень сильное сопротивление новой религии оказали север и восток Руси. Например, в 991 году новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима. Для подавления новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян. Кроме того, жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные конфликты то и дело вспыхивали и в других местах. Причиной столь враждебного отношения была приверженность населения традиционным обрядам.
Тем не менее, трудно переоценить то значение, которое сыграло принятие христианства в судьбе русского народа. Христианство позволило в кратчайшие исторические сроки преодолеть изоляцию от христианских европейских государств-соседей, укрепить верховную княжескую власть, ибо «кто противится власти, тот Богу противится» и приобщить Русь к новым нравственным и культурным ценностям: письменности, литературе, архитектуре, живописи и т.д. С помощью христианства удалось собрать в единый русский народгруппу племен, образовавшихся от общего корня, живших на соседствующих территориях и говорящих на сходных наречиях.
Христианизация Руси способствовала распространению письменности и книжного искусства. Следует отметить, что у славян еще до принятия православия существовала своя знаковая система, позволяющая фиксировать и передавать необходимую информацию. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги-клубки. Память об этом узелковом письме сохранилась в русском языке и фольклоре. Мы до сих пор завязываем «узелки на память», говорим о «нити повествования», «хитросплетении сюжета».
Существуют некоторые свидетельства и другой системы записи, известной как «черты и резы», или славянские руны, хотя серьезных доказательств существования рунической письменности не зафиксировано. В качестве первой письменной системы древних славян будет правильнее назвать глаголицу. Она зародилась на Балканском полуострове, среди западных славян (поляков, чехов и др.), для записи церковных текстов. Древнейшая сохранившаяся глаголическая надпись с точной датировкой относится к 893 году и сделана в церкви болгарского царя Симеона в Преславе. Древнейшие рукописные памятники (в том числе «Киевские листки», датируемые X веком) написаны именно на глаголице, причём написаны более архаическим языком, близким по фонетическому составу к языку южных славян.
Первый памятник древнерусской письменности – договор князя Олега с греками 907г., написанный на греческом и древнерусском языках. Договоры Руси с Византией имели «противени» – копии на славянском языке. Появляются толмачи-переводчики и писцы. Учёными обнаружены граффи́ти – надписи, процарапанные на стенах, посуде, камнях, клейма мастеров. Под Смоленском найден глиняный сосуд нач. Х в. с надписью «горушна» (пряность). Сокровищницей живых, подчас шутливых надписей являются стены церквей, исписанные прихожанами. На стенах киевского Софийского собора рядом с обычной просьбой «господи помози...» мы встретим фразы-размышления о жизни, насмешки над соседями: «Кузьма-пороса», «Якиме стоя усне…».
Постепенно глаголица была вытеснена латынью, а позже кириллицей, которая была разработана около 863г. византийско-болгарскими монахами-миссионерами братьями Кириллом (827–869) и Мефодием (815–885) на основе глаголицы и греческого алфавита.
Русский язык как национальный начал складываться очень рано, он берет свое начало от «словенского», «славянского» языка. «… а словенск язык и руськи один …а ше и поляне звахуся, но словенская речь бе», - свидетельствует «Повесть временных лет» [17]. Термин «руський» применительно к языку был зафиксирован в летописях в XI в.
Применение родного языка является отличительной чертой русской культуры по сравнению с культурой большинства стран Востока и Запада. Арабский язык для многих неарабских стран и латинский язык для ряда стран Западной Европы были чуждыми языками, монополия которых привела к тому, что народный язык государств той эпохи нам почти неизвестен. Русский же литературный язык применялся везде - в делопроизводстве, дипломатической переписке, частных письмах, в художественной и научной литературе. Единство народного и государственного языка было большим культурным преимуществом Руси перед славянскими и германскими странами, в которых господствовал латинский государственный язык. Там невозможна была столь широкая грамотность, так как быть грамотным означало знать латынь. Для русских же посадских людей достаточно было знать азбуку, чтобы сразу письменно выражать свои мысли; этим и объясняется широкое применение на Руси письменности на бересте и на «досках» (очевидно, навощенных).
Достижения и ценности культуры древнерусского государства. Как писал М.В. Алпатов, древнерусская культура стала плодом «подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы» [1]. Многие исследователи отмечают открытость и синтетичность древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало уникальный и самобытный духовный мир. Время его формирования и первого расцвета - X - первая половина XIII в.
Русская культура Х-XIII вв. заслужила высокую оценку как современников, так и потомков. Восточные географы указывали пути к русским городам, восхищались искусством русских оружейников, готовивших особенную сталь (Бируни). Западные хронисты называли Киев украшением Востока и соперником Константинополя (Адам Бременский). Ученый пресвитер Теофил из Падерборна в своей технической энциклопедии XI в. восхищался изделиями русских златокузнецов - тончайшими эмалями на золоте и чернью на серебре. В списке стран, мастера которых прославили свои земли тем или иным видом искусства, Теофил поставил Русь на почетном месте - впереди нее только Греция. Утонченный византиец Иоанн Тцетцес был настолько очарован русской резьбой по кости, что воспел в стихах присланную ему пиксиду (резную коробочку), сравнивая русского мастера с легендарным Дедалом.
Самобытность русской культуры выразительно проявилась в устном народном творчестве. Устное народное творчество включает пословицы и поговорки, песни и сказания, частушки и заговоры. Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. В «Слове о полку Игореве» упоминается легендарный сказитель-певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны и они «сами князьям славу рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и струнных инструментах - лютне и гуслях. Из летописных сообщений известен талантливый певец Митус в Галиче. В некоторых церковных сочинениях, направленных против славянского языческого искусства, упоминаются уличные скоморохи, певцы, танцоры; существовал и народный кукольный театр. Известно, что при дворе князя Владимира во время пиров присутствующих развлекали певцы, сказители, исполнители на струнных инструментах.
Важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор - песни, сказания, былины, пословицы, афоризмы. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались многие черты жизни людей того времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось и о том времени, когда невест похищали, «умыкали», в более поздних - когда их выкупали, а в песнях уже христианского времени шла речь о согласии и невесты, и родителей на брак.
Особое место в исторической памяти народа занимали былины - героические сказания о защитниках родной земли от врагов, возникновение которых относят к X в. Самой древней былиной считают былину о Волхве – князе-оборотне, который мог превращаться в разных птиц и животных. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селяниновича и других былинных богатырей (всего в былинах действуют более 50 главных героев). К ним обращают они свой призыв: «Вы постойте-тко за веру, за отечество, вы постойте-тко за славный стольный Киев-град!» Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры, что еще раз доказывает важность такого события как крещение Руси в истории древнерусской культуры.
Известно, что в основу былин часто ложились реальные исторические события, а некоторые былинные герои воплощали образ реально существовавших людей. Д.С. Лихачев писал: «Художественное обобщение в былине, как и в русской средневековой литературе, шло от единичного исторического факта, от конкретного исторического события. Эпическое произведение сперва рассказывало только о том, что было. Это могло быть историческое предание, историческая песнь, слава герою, плач по герою и т.д. Уже в этих первых исторических произведениях была доля художественного обобщения и осмысления истории ... Затем, с течением времени события и исторические лица все больше трансформировались, все больше обрастали вымыслом» [11, с. 435].
Так, в одной из былин, богатыри Добрыня и Дунай добывают Владимиру дочь литовского князя. На самом деле былина иносказательно передает факт помощи Добрыни, дяди Владимира, в его женитьбе на полоцкой княжне Рогнеде. Ученые полагают, что под именем князя Владимира не обязательно имеется в виду Владимир I. В этом образе слился обобщенный образ и Владимира Святославича - воителя против печенегов, и Владимира Мономаха - защитника Руси от половцев, и облик других князей - смелых, мудрых, хитрых.
Хорошо всем известный богатырь Алеша Попович упоминается в летописных сводах в числе богатырей, погибших в битве на реке Калке в 1223г. А вот Илья Муромец, скорее всего, является собирательным образом русского воина. Он стал воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. В русских летописных и литературных источниках не сохранилось сведений об Илье Муромце. Но в зарубежных источниках это имя известно, правда, звучит оно несколько по-другому. Например, в германских эпических поэмах, записанных в ХIII веке, но основанных на еще более ранних эпических сказаниях, упоминается Илья Русский. В поэме «Ортнит» рассказывается о царствующем в Гарде короле Ортните и о его дяде по материнской линии Илье Русском. Но все это отдаленные и весьма условные параллели.
Тем интереснее тот факт, что Илья Муромец – единственный герой русского эпоса, причисленный к лику святых (князь Владимир Святославович тоже был канонизирован, но не как былинный герой). В православных календарях до сего дня 19 декабря отмечается как «память преподобного нашего Ильи Муромца, в двенадцатом веке бывшего» [20].
В XI-XII вв. высокого уровня развития достигла древнерусская литература. Она представлена различными жанрами: летописание, жития святых, публицистика, поучения и путевые заметки, замечательное «Слово о полку Игореве», не принадлежащее ни к одному из известных жанров, она отличается богатством образов, стилей и направлений.
Православие принесло на Русь богослужебные книги, религиозную и светскую переводную литературу. До нас дошли древнейшие рукописные книги - «Остромирово Евангелие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и 1076). Утверждают, что в XI-XIII вв. в обращении находилось 130-140 тыс. книг нескольких сот названий: уровень грамотности в Древней Руси был по меркам средневековья весьма высок. Есть и другие доказательства: новгородские берестяные грамоты, надписи на стенах соборов и ремесленных изделиях, деятельность монастырских школ, богатейшие книжные собрания Киево-Печерской лавры и Софийского собора в Новгороде и др.
Уникальным явлением древнерусской художественной культуры явилось летописание. Летопись – это жанр литературного и одновременно исторического произведения, в котором повествование велось по годам. В летописях описывается не только последовательность происходивших событий, но и содержатся библейские тексты, фиксируются документы, приводятся комментарии составителей летописей. Древнейшая из дошедших до нас летописей - «Повесть временных лет» - создана около 1113 г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Знаменитые вопросы, которыми открывается «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть», - уже говорят о масштабе личности создателя летописи, его литературных способностях. После распада Киевской Руси возникли самостоятельные летописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращались к «Повести временных лет».
Другим жанром древнерусской литературы является житие. Житие (агиография) п
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 593;