Средства выразительности композиции


Уравновешенность и соразмерность элементов композиции неразрывно свя­заны с понятиями пропорциональности и масштабности. Особую вырази­тельность композиции придают ритм, контраст и нюанс.

Пропорциональность и масштабность. Любой объект имеет определенную габаритную величину, определяемую размерами по двум осям, если этот объект плоский, и по трем осям, если он объемный. Эти размеры находятся в определенной пропорции. Про­порции объекта несут элемент выразительности. Куб имеет одинаковые размеры по высоте, длине и ширине, он выглядит устойчивым, статичным. Тонкий брусок, вытянутый в длину, имеет более выразительную динамич­ную форму. Если объект более сложный, он имеет свои внутренние про­порции. Отдельные части сопоставляются по отношению друг к другу и по отношению к целому. Пропорциональность - соразмерность целого и час­тей, они должны прослеживаться при переходе от одной части формы к другой и ко всей форме в целом. Это основное средство композиции. Ма­тематическую основу для наилучших пропорций искали Витрувий, Дюрер, да Винчи, Корбюзье.

Наиболее часто встречается пропорция золотого сечения.

Золотое сечение - гармоническое деление отрезка на две части таким обра­зом, что меньшая часть так относится к большей, как большая к целому отрезку. Принципу золотого сечения в той или иной мере подчиняются почти все объекты живой природы. Впервые золотое сечение встречается еще в "Началах" Евклида (III в. до н. э.), а сам термин "золотое сечение" ввел в XV веке Леонардо да Винчи (рис. 3.39), до него, в эпоху Ренессанса, это соотношение называлось Sectio divina - божественная пропорция.

Прямоугольник с соотношением сторон, равным 21:34 называют золотым прямоугольником, а его диагональ - "активной" диагональю.

Золотое сечение - признак структурного единства объектов природы, но в то же время оно неотделимо от объектов искусства. По пропорциям золото­го сечения строились египетские пирамиды, создавались скульптуры и предметы быта, ей подчиняются звуковые ряды в музыке.

С понятием пропорции связана масштабность.

Масштабность - соразмер­ность принятому эталону. В предметном мире людей эталоном является сам человек, ибо "Человек есть мера всех вещей".

Греки, для которых человек был эталоном и мерилом всего, строили свои храмы так, что их пропорции соответствовали пропорциям человеческого тела (рис. 3.40).

По словам Витрувия, "никакой храм без соразмерности и пропорции не может иметь правильной композиции, если в нем не будет точно такого членения, как у хорошо сложенного человека. Желая сделать так, чтобы колонны были пригодны для поддержания тяжестей и выглядели пра­вильными и красивыми, они (греки) измерили след мужской ступни по отношению к человеческому росту и, найдя, что ступня составляет шес­тую его долю, применили это соотношение к колоннам. Таким образом, дорийская колонна стала воспроизводить в здании пропорции, крепость и красоту мужского тела".

Строгих, абсолютных, математически точных пропор­ций в искусстве, как правило, не бывает. Самый большой храм афинского Акрополя, Парфенон - воплощение строгости и гармонии. Но его архитек­торы учли также особенности человеческого зрения: колонны храма отстоят на разном расстоянии друг от друга (по углам теснее), угловые колонны чуть массивнее внутренних, и все они немного наклонены внутрь, к стенам здания, от чего и выглядят стройнее и выше. В Парфеноне все чуть-чуть изогнуто, чуть-чуть искривлено, все рассчитано на то, чтобы отдельные час­ти сооружения выглядели идеально правильными и гармоничными. По сло­вам Ле Корбюзье, "Парфенон - это скульптура. В нем нет ни одной пря­мой линии" (рис. 3.41).

Масштабность - важное средство художественной выразительности. Она очень важна для композиции любого вида: фронтальной, объемной и осо­бенно пространственной.

Ритм.Ритм- закономерное чередование или изменение объектов, свойств, явле­ний во времени и пространстве. Это элемент самой жизни: ритмичны дыха­ние, ходьба, чередование дня и ночи. В графике ритм проявляется в повто­рах и созвучиях точек, линий, геометрических форм, пятен, объемов, различных текстур и цветов. Ритм создает напряжение дизайнерской работы и в то же время облегчает восприятие. Он связывает отдельные линии, плоскости, формы, настраивает движение глаз зрителя по изображению, помогает зрительно объединить группы объектов в единое целое.

Ритму подчинен порядок, связь, строй всех элементов художественного произведения, он побуждает к преодолению неподвижности изображения, заставляет его дышать и двигаться. Три-четыре повтора настраивают на ритм, создают эффект ожидания (рис. 3.43).

Ритм может быть явным (строение ветвей дерева, стоящие вдоль улицы до­ма, геометрический орнамент) или приглушенным, скрытым (горная цепь, складки одежды, повороты голов людей, стоящих группой).

Ритм определяет не только размерность, но и направление композиции. Ритмическое развитие может идти по горизонтали или по вертикали, по квадрату, кругу, реже - по овалу. Интересные результаты дает ритмическое движение по радиусам, по спирали, по сетке - решений множество (рис. CD-3.44).

Частный случай ритма - метр. Визуальный метрический ряд характеризуется тем, что отдельные части с одинаковыми или сходными признаками разме­щаются через равные интервалы. С помощью метра достигается строгость и уравновешенность. Повтор облегчает восприятие формы, делает ее более чет­кой и ясной, но при большой протяженности формы метрический ряд может выглядеть монотонным. Примером метрического ряда служит линейный ор­намент из простых элементов.

· Наиболее характерные приемы построения ритма.

· Изменение величин, составляющих ряд (нарастающие и убывающие ря­ды). Ритм определяется изменением формы.

· Изменение интервалов между элементами (сужающиеся и расширяю­щиеся ряды). При этом ритм замедляется или ускоряется.

Ритму могут быть подчинены не только изменения формы, но и цвет, пла­стика или другие изобразительные свойства. Различные свойства могут ме­няться параллельно (например, одновременное возрастание величины и яр­кости элементов) или встречно (когда величина объектов возрастает, а яркость падает). При параллельном развитии различных свойств ритм ком­позиции подчеркнуто активный, стремительный, при встречном измене­нии - более сложный для восприятия.

Тождество метрических рядов может нарушаться нюансом или контрастом. Можно ввести контраст по форме, цвету, размеру. Пользоваться этими средствами нужно осторожно: слишком сильный контраст разрушает форму.

Ритмический ряд должен иметь начало и конец, гаситься. Для остановки ритма можно использовать необычное решение элементов, близких к краю композиции.

Тождество, контраст, нюанс. Для того чтобы подчеркнуть характер произведения, усилить выразитель­ность, применяются такие средства, как тождество, контраст, нюанс.

Тождество - отношение полностью сходных объектов: повторяющийся узор орнамента (раппорт), кирпичи, составляющие стену, бревна, из которых сло­жена изба. Тождественные элементы композиции часто создают множество, образуют фон. Как правило, тождественные элементы составляют метрический ряд (рис. 3.47).

Контраст - резкое различие элементов композиции - мощное средство усиления выразительности. Это сочетание противоположных характеристик, противопоставление линии и пятна, большого и маленького, темного и светлого. Контраст выделяет часть изображения, расставляет акценты, вы­ражает энергию и силу произведения. Умение использовать контрасты - показатель художественного чутья дизайнера. Построенная на контрасте реклама сразу же обращает на себя внимание и лучше запоминается; ис­пользование контрастных решений в интерьере офиса способствует пере­ключению внимания при рутинной работе; на контрастном фоне текст за­метнее. Контраст - проявление всеобщего диалектического закона единства и борьбы противоположностей, он подчеркивается не только формой, цве­том, текстурой, но и общей идеей, сюжетом.

Из контрастных форм можно создать единый образ, главное, чтобы зри­тельно не разрушалась общая композиция (рис. CD-3.48).

Важную роль в композиции играет нюанс, сущность которого составляет плавный переход характеристик. Нюанс - такое соотношение элементов композиции, при котором преобладает сходство, но имеются незначитель­ные различия. При нюансе нет четко выраженных противоречий, он играет роль оттенка, помогая избежать монотонности.

Типы композиции

В начале главы мы рассмотрели виды композиции исходя из соотношения элемент-плоскость-пространство. Для создания грамотных произведений дизайна не менее важно знать формы и закономерности образного выраже­ния. Выделим типы композиций, отличающиеся используемыми образными средствами.

Сюжетно-изобразительная композиция.Сюжетно-изобразительная (повествовательная) композиция лежит в основе реалистических художественных произведений (живописных, скульптурных и т. д.). В ней участвуют "реальные" персонажи. Их отношения и действия взаимно обусловлены, у каждого своя роль. Противостояние объектов ком­позиции служит выявлению их сущности, качественных характеристик. Эти отношения типичны, они выделены, выхвачены из более общего содержа­ния, контекста. Произведение требует внимательного вдумчивого рассмот­рения, и, как правило, вызывает обобщение от частного к общему.

Пример сюжетно-изобразительной композиции - реалистичное произведе­ние станковой живописи. Его цель - рассказать зрителям о каком-либо явлении или событии и выразить отношение художника к этому событию (рис. CD-3.59). Такое произведение автономно, самодостаточно. Оно не должно зависеть от окружения, хотя интерьер, в котором висит картина, несомненно, влияет на восприятие.

Декоративно-тематическая композиция. Как правило, дизайнерам приходится создавать декоративные композиции. В этом случае, в тематической композиции сюжетный рассказ подчиняется декоративным целям, и это подчеркивает и глубже раскрывает смысл про­изведения. Такая композиция вписывается обычно в какие-либо архитек­турные формы или связывается с другими произведениями прикладного искусства, и, следовательно, само является частью другой, большей компо­зиции. Часто декоративно-тематические композиции используются в плакатах, в народном искусстве, в оформлении книг (обложки, экслибрисы), в ин­терьерах общественных зданий, офисов.

Для создания такого произведения нужно найти обобщенный образ. Он должен быть емким и лаконичным. Для этого, в первую очередь, нужно по­нять суть темы и выбрать главное, стержень композиции, отказаться от не­нужных подробностей. Художник сам определяет, какие качества предмета нужно выделить для более полного раскрытия темы. Например, в компози­ции на тему "Дерево" можно передать контур, геометрию дерева, можно изобразить одну ветку с листьями, а можно дать увеличенное изображение фактуры коры дерева с капелькой смолы. Решений множество, главное, чтобы изображение подчинялось декоративным целям.

Образ темы возникает на основе ассоциаций. Предположим, вы должны создать сюжетную композицию на тему "Море". Образов много: море спо­койное или бурное, остров или корабль, рыбацкая сеть или стая рыб, рако­вина или ветка коралла и т. д., каждый художник выберет близкое ему ре­шение. Определите стержень композиции, цветовую гамму; решите, будет ваша композиция статичной или динамичной, определите ритм, выберите формат композиции. Необходимо выполнить множество эскизов, а затем выбрать окончательный вариант (рис. 3.60).

Как правило, выбор материала, из которого создается композиция, и техника исполнения зависят от раскрываемой темы. В декоративно-прикладном искус­стве это может быть мозаика, роспись по шелку, кованые изделия из металла, плетение из нитей в технике гобелена и т. д. Например, сюжет "Деревня" может быть выражен в виде гобелена, сплетенного или сотканного из грубых нитей, или в виде панно из дерева, а для сюжета на темы Древнего Египта лучше выбрать технику фрески или росписи по ткани. Огромную смысловую и эмоциональную нагрузку в этом случае несут текстуры и фактура материалов.

Можно попробовать решить обратную задачу: создать декоративную компо­зицию на одну и ту же тему, выбрав различные материалы. Например, выра­зить образ "Солнце". В народном творчестве эта тема очень популярна. Солн­це - древний языческий образ дневного светила, символ жизни и плодородия. Это главный мотив и вологодского кружева (рис. CD-3.61, а) и металлических завершений ритуальных столбов в Литве (рис. CD-3.61, б), и многоцветной национальной таджикской росписи стен и потолков (рис. CD-3.61, в). У каждого народа и каждого мастера собственные приемы, рисунок, краски, но везде строго соблюдаются каноны многовеко­вой художественной традиции.

Композиция предметных форм.Композиция предметных форм - натюрморты - очень популярны в клас­сическом и современном искусстве. Натюрморт любили в Европе в XVII- XVIII веках, в наши дни многие новые художественные тенденции прояв­ляются в первую очередь в натюрмортах. Композиции из обыденных, каза­лось бы, вещей могут производить большое эмоциональное впечатление. Разнообразные формы, материалы, сама "жизнь вещей" вызывают ассоциа­ции и обобщения. Предметы, собранные вместе, влияют друг на друга, из­меняют друг друга, образуют ритмический строй, цветовой аккорд, общий силуэт. Изменяются и сами включенные в композицию вещи: стакан рядом с самоваром и стакан рядом с соленым огурцом несут разную смысловую нагрузку. В Голландии и Германии натюрморт называют "штильлебен" (Stilleben) - "тихая жизнь". Композиция образует новое смысловое про­странство, позволяет читать между строк. Это не перечисление предметов, а сумма отношений, целостность идеи.

Выбор изображаемых предметов и используемые композиционные приемы зависят от задачи, стоящей перед художником. Композиции предметных форм, выполненные настоящими художниками, очень выразительны, ино­гда они имеют глубокий философский смысл (рис. CD-3.62).

Обычные бытовые вещи, объединенные в композицию, приобретают сим­волический смысл, вызывают образные ассоциации. Объекты композиции могут быть изображены натуралистично (с передачей объема, свойств мате­риалов, тенями и перспективой) или условно графическим контуром и за­ливкой на плоскости, но в любом случае очень важна общая форма и ритм художественного произведения.

Декоративная композиция предметных форм широко используется в знаках, плакатах, рекламных материалах, в оформлении буклетов и книг. Как правило, это фронтальная композиция из плоских объектов, на которой отсутствуют пространственные связи, существующие в реальном мире (тени, перспекти­ва и т. д.), то есть, предметы сопоставляются на плоскости друг с другом и с фоном. Декоративное решение требует передачи характерных признаков объекта необходимых для создания образа. Решите, какие качества предме­тов Вы хотите подчеркнуть. Это может быть пластическая форма, интерес­ное цветовое решение или фактура материалов.

Как правило, работа над композицией начинается с карандашного набро­ска, даже если эта композиция будет создана с использованием фотографии и последующей компьютерной обработки. Большая часть необходимых снимков подбирается из архива дизайнера-фотографа, остальные могут быть сделаны с помощью фотоаппарата и отсканированы или сняты на цифро­вую камеру. Затем композиция "собирается" на компьютере.

Формальная композиция. Формальная композиция строится из линий и пятен, она выражает логику композиционного построения. Иногда такой тип композиции называют не­изобразительной. Это пространство художественных образов, не существую­щих в реальности, не имеющих рационально-практической значимости. В формальной композиции важен не сюжет, а исключительно законы и принципы ее собственного построения, пластические формы. Ее содержа­ние формально. Эмоциональное воздействие на зрителя оказывает художест­венная форма, цветовой и пластический строй произведения.

Элементы любого композиционного произведения - объект и пространст­во, но, в отличие от рассмотренных ранее типов, в формальной композиции используются не реально существующие предметы (предметные формы), а абстрактные объекты. Эти объекты могут возникнуть в результате предель­ного упрощения форм реальных предметов или быть созданы из геометри­ческих фигур, знаков алфавита.

Работа дизайнера-графика очень часто связана с созданием неизобразитель­ной композиции. Формальные композиции лежат в основе многих знаков, используются на упаковках и этикетках, в плакатах, в росписи посуды, гобе­ленах, при декорировании станций метро, торговых центров, театров и т. д.

Связи и отношения между элементами формальной композиции.Элементы, составляющие композицию, определенным образом взаимодей­ствуют между собой. Если элементы врезаются друг в друга, имеет место активное соединение, если примыкают - пассивное. В случае, если элемен­ты отстоят друг от друга, расстояние между ними должно быть таким, чтобы не нарушалась зрительная взаимосвязь и композиция не распадалась на от­дельные части.

В правильно составленной композиции между объектами существует связь, даже если они находятся на расстоянии друг от друга. Иными словами, элементы композиции связаны не механическими, а эмоциональными, об­разными связями. Эти связи образованы силовыми линиями и силовыми полями. Силовые поля обладают направленностью, интенсивностью и зо­ной действия.

Рассмотрим этот вопрос на примере формальной композиции, где элемен­тами являются точки, линии, пятна. Каждый элемент формальной компо­зиции имеет собственное силовое поле - область, лежащую вокруг. Это поле зависит от конфигурации, цвета, размера и т. п. Расположенные рядом элементы и их поля вступают во взаимодействие, создавая тем самым цело­стную группу, композицию. При изменении характеристик элементов изме­няются и их поля, и, следовательно, композиция в целом.

Отношение "элементы-пространство" в композиции. Композиция любого типа (сюжетная, тематическая, предметная, формаль­ная) должна отвечать требованиям визуальной целостности. Для этого необ­ходимо уметь грамотно строить отношения между элементами и пространст­вом. Эти отношения определяют внутреннюю структуру композиции и внешнее воздействие ее как единого целого. Открытость или закрытость композиции, направление силовых линий определяются соотношением элементов и пространства.

В композиционном отношении "элементы-пространство" возможны три принципиально различные подхода.

Доминанта элементов. В этом случае пространство в формальной компози­ции играет роль основы, плоскости, на которой ярко выделяется группа элементов. Совокупность элементов воспринимается автономно, как знак. Силовые линии направлены внутрь композиции, к компактной группе эле­ментов (рис. 3.73).

Доминанта пространства. В этом случае элементы композиции не сливают­ся в единое целое, а вступают в определенные "отношения", между ними прослеживается сложная взаимосвязь. Такое построение характерно для от­крытой композиции, которая воспринимается как часть целого, вызывает ощущение многомерности, пространственности. Формат листа - поле для развивающихся событий, оно обладает свойствами подвижности, текуче­сти (рис. 3.74). Такое построение характерно для многоэлементной сюжет­ной композиции.

Равнозначность, органическое единство элементов и пространства. При та­кой организации ни элементы, ни пространство не имеют собственной зна­чимости, они воспринимаются как равноправные элементы. Это классиче­ский принцип построения формальной композиции (рис. 3.75).

Статичная и динамичная формальная композиция.Статичный или динамичный характер сюжетной или декоративной компо­зиции передается в первую очередь ее содержанием. Характер беспредмет­ной, формальной композиции определяется взаимным расположением эле­ментов, соотношением элементов и пространства.

Для создания формальных композиций с ярко выраженным статичным или динамичным характером необходимо чувствовать интенсивность и направ­ленность силовых линий и полей, композиционную активность элементов. Поэтому, если Вы новичок в этом деле, попробуйте выполнить приведен­ные ниже упражнения, учитывая следующие рекомендации.

Для выражения динамики, движения используются:

· фигуры с острыми углами;

· свободное пространство перед "движущимся" объектом;

· направление по диагональным линиям.
Условия для выражения статики, покоя:

· отсутствие диагональных направлений;

· минимум свободного пространства;

· симметрия, уравновешенность;

· вся композиция вписана в простую геометрическую форму (треуголь­ник, квадрат, овал).

Примеры статичной и динамичной композиции представлены на рисунках CD-3.79, CD-3.80.



Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 9463;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.022 сек.