Букеты и композиции из цветов


С давних лет цветы украшают жилище и являются неизменными спутниками в жизни человека. Запахи цветов, неповторимость их окраски, различные по красоте формы — все это огромный эмоциональный фактор, воздействующий на настроение и ощущения. Составление букетов и различных композиций из цветов требует вкуса и понимания декоративных свойств различных видов цветов. В практике декоративного цветоводства выработалась определенная методика художественной композиции.

При составлении букетов стремятся к тому, чтобы природная красота каждого цветка наилучше раскрывалась, а в сочетании они создавали гармонию и радовали глаз. Сложно давать определенные рецепты, однако всегда нужно учитывать, что в композиции многое зависит от формы, окраски и размера цветков. Составляя цветы в букет, необходимо определить, какое декоративное качество в отобранных цветах наиболее ценно. Условиями хорошо составленного букета являются соразмерность, пропорциональность и единство частей, так как воздействие букета впечатляет больше, чем воздействие каждого цветка в отдельности. Букет должен быть не только красивым, но и создавать определенное настроение.

В таких растениях, как сирень, жасмин, пион, фиалка доминирует окраска. Поэтому большая масса в букете цветов позволяет добиться наиболее сильного красочного эффекта. Иногда даже листья этих растений снимают, чтобы они не мешали восприятию окраски цветов. Если главным декоративным качеством цветка является его форма (ирисы, орхидеи, розы и др.), их в букете не должно быть много, так как при группировке каждый цветок следует оставить свободным для обозрения.

Красивые букеты получаются из цветов одного вида, но разных сортов или разновидностей (например георгин, роз, гвоздик, фиалок, душистого горошка и т. д.).

Полихромное группирование цветов с использованием растений различных сортов и окрасок более сложно. В таких композициях большое значение приобретают контрастные по форме и окраске цветы. Контраст позволяет выделить в букете так называемую фокальную (центральную) точку, на которой концентрируется внимание. К примеру, в букете из белых ромашек такой точкой может служить мак, на котором в первую очередь останавливают взор, а потом замечают фон из белых ромашек и общие контуры букета.

В контрастных сочетаниях темное противопоставляется светлому, яркое — приглушенному, теплое — холодному. Крупные гвоздики хорошо смотрятся, например, на фоне нежной зелени аспарагуса или папоротника. При этом контраст не должен быть резким. Если контрастные расцветки имеют слишком насыщенную окраску, не всегда их сочетание может быть приятно глазу (например темно-фиолетовые астры с ярко-желтой календулой). Желательно, чтобы при насыщенном цвете одного из составляющих второй имел более нежную окраску.

При дисгармонии в сочетании цветов всегда можно добавить в букет нейтральные белые, которые «свяжут» в общую композицию весь букет и подчеркнут, выявят декоративные качества других цветов. Особенно красивыми в сочетании с белым цветом становятся синие, фиолетовые и красные цветы. При высокой степени фиолетового с красным в цветках и листьях отдельных растений создается впечатление почти черного цвета.

Это — некоторые сорта периллы, колеуса, отдельные сорта анютиных глазок. В противовес контрастной композиции составление букетов может быть построено на создании определенного равновесия в насыщенности красок. Такое равновесие достигается благодаря гармонии переходных тонов одного цвета от более светлого к более темному — фиолетовые, лиловые, светлые или красные, розовые и бледно-розовые.

При составлении цветочных композиций используют ритм — располагают сходные цветы через определенные промежутки. Проигрывают обычно те букеты, в которых бессистемно расположены красочные пятна. Пестрота уничтожает ритм и равновесие окраски.

Форма и расположение цветов и соцветий на стебле растения в определенной мере диктуют размещение его в букете. Так, цветки, собранные в колосообразные соцветия на прямом и жестком стебле (например гладиолус), рекомендуется помещать в верхней части букета, они создают вертикальную ось и хорошо сочетаются с цветами овальной формы.

Крупные, округлые или шарообразные цветы (гвоздики, пионы, розы, герань) должны занимать центральную и нижнюю части композиции. Цветки с сильно наклоненными вниз соцветиями лучше располагать в середине букета, чтобы они свободно свешивались над другими цветами. Висячие или ампельные цветки хороши в самой нижней его части.

В букете цветы и ветки не должны теснить друг друга, так как теряется красота формы и окраски. Плотные, набитые цветами, букеты некрасивы, они не соответствуют естественным условиям жизни цветов. Свободно расположенные растения в небольшом количестве могут составить очень эффектную композицию.

В последние годы в декоративных композициях из растений ощущается сильное влияние японского искусства составления композиций из цветов (икебана). Японская икебана отличается гармонией и красотой линий стеблей и веток с изящными изгибами, тонким сочетанием красок. Мастера икебаны создают композиции как из изысканных цветов, так и из сухих трав и веток, корней дерева, используя низкие или высокие национальные вазы либо вообще обходясь без них. Каждую композицию составляют из небольшого количества цветов, но все они отличаются очень тонким вкусом.

Декоративные вазы для цветов должны гармонировать с букетом по форме, пропорциям и цвету. При яркой окраске цветов желательно подбирать однотонную вазу или нейтральную, потому что декоративные качества вазы не должны спорить с букетом и мешать его восприятию. Нейтральной по цвету вазой является серая, белая, черная.

Естественная красота цветов хорошо подчеркивается сосудами мягких, тусклых тонов или из прозрачного стекла. Последние принимают окраску помещенных в них стеблей. Для вертикальных композиций подбирают вытянутые вверх вазы; широкие и невысокие букеты размещают в низких и плоских вазах; для больших букетов пригодны крупные по форме вазы и кувшины (рис. 135).

Рис. 135. Схемы букетов и вид вазы: а — ритмичное расположение цветов в букете: б — букеты, а которых линии стеблей соответствуют форме ваз: в — соответствие формы вазы типу цветов (крупные цветы в центре придают устойчивость всей композиции).

 



Дата добавления: 2022-12-14; просмотров: 403;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.