Краткая история шрифтов
На протяжении всей своей истории человек осваивал новые способы передачи информации. Сначала это были рисунки, воспроизводящие сюжеты из жизни, затем тексты, зашифрованные с помощью условных изображений. Шрифты складывались на протяжении тысячелетий, от иероглифов до современных абстрактных знаков.
История мировой письменности знает четыре основных вида письма.
· Пиктографическое (картинное) — самое древнее письмо в виде рисунков (примитивных и весьма условных).
· Идеографическое (иероглифическое) — письмо эры ранней государственности и возникновения торговли. Знаки этого письма — идеограммы (иероглифы) — представляют собой символы, обозначающие отдельные слова или целые понятия. Этот вид письма называют образно-символическим. К нему относятся шумерская клинопись, китайские и египетские иероглифы, которые со временем менялись от точного воспроизведения предметов до условных знаков.
· Слоговое (слог обозначается одним письменным знаком) — письмо некоторых народов Индии. В Японии оно применялось наряду с китайскими иероглифами. Слоговое письмо было переходом от образно-символического письма к фонематическому. Первые "буквы", обозначающие слоги, а позже и отдельные звуки, были придуманы уже в Древнем Египте.
· Буквенно-звуковое (фонематическое) — письмо, лежащее в основе письменности многих народов мира, языковая специфика которых нашла отражение в составе их алфавитов. Так, в русском алфавите 33 графических знака, в латинском — 23, в итальянском — 21 и т. д. Знаки алфавита отличаются друг от друга в своем простейшем, "скелетном" начертании. Графическая основа, неизменная форма входящих в алфавит букв без учета стилевых, гарнитурных и прочих формообразований, называется графемой.
Прямым предшественником русского и латинского алфавитов является греческий алфавит, который появился в VIII в. до н. э. и обрел относительную завершенность (графическую простоту) к IV в. до н. э. Но первый буквенный алфавит появился значительно раньше, около XVI в. до н. э., на Синайском полуострове. Проживавшие там семитские племена переняли из египетского письма целый ряд знаков-идеограмм (рис. 4.1), обозначив ими первые звуки названий тех или иных предметов. Финикийцы восприняли и усовершенствовали эти идеограммы. Далее буквенно-звуковое письмо перешло к грекам, которые преобразовали его согласно требованиям своего языка (в частности, ввели обозначение гласных звуков, которые отсутствовали в финикийском алфавите). Структура графем, очевидно, исторически связана с иероглифическими изображениями, что подтверждается наименованиями некоторых букв греческого алфавита.
За тысячелетнюю историю шрифта менялось и направление записи букв. В Египте писали и читали сверху вниз, финикийцы — справа налево, греки первоначально писали поочередно: одну строку слева направо, а следующую — наоборот, справа налево. При этом, буквы в четных строках тоже были "повернуты" (зеркально отражены) относительно букв в нечетных строках. Лишь со временем установилась привычная нам манера письма только в одном направлении.
История развития шрифтов латинского алфавита. Латинский алфавит — итог длительного развития греческого письма, приведший к появлению письма римского. Древние римляне заимствовали этрусский алфавит, сложившийся на основе греческого. Латинский алфавит сформировался к I в. до н. э., а затем, в течение многих веков, происходила эволюция его графического решения. Основные формы оставались, но менялись начертания букв. Эти изменения были вызваны поиском наиболее простых и рациональных рисунков букв, которые обеспечили бы легкость и быстроту их написания и чтения.
Древнегреческие монументальные надписи и первый латинский алфавит состояли только из прописных букв (маюскулы). Позже, в VIII—IX вв. н. э., появились строчные буквы (минускулы), немногие из которых сохранили рисунок прописных букв. Строчные буквы позволили слитно писать слова и облегчить чтение за счет появившихся надстрочных и подстрочных выносных элементов.
Приведем основные вехи развития латинского письма.
Капитальное квадратное письмо (I в. н. э.): пропорции большинства букв таковы, что они вместе с засечками (поперечные элементы на концах штрихов буквы) вписываются в квадрат (рис. 4.2); буквы размещаются свободно, разрывов между словами нет, строки располагаются на расстоянии одного корпуса буквы.
Капитальное рустическое письмо: буквы вытянуты в пропорции 5:3; вертикальные линии очень тонкие, горизонтальные штрихи жирные; письмо сплошное, слова в некоторых случаях разделяются точками (рис. 4.3).
Унциальное письмо: в колонке по ширине писалось, как правило, 12 букв (строка); буква составляла 1/12 часть — унцию (uncia) — строки. Унциальное письмо отличается округлостью форм и заметными выносными линиями; пропорции букв близки к квадрату; письмо сплошное (рис. 4.4). Позднее для повседневного беглого письма на восковых табличках появилось особое начертание — курсив, т. е., "бегущий", "косо лежащий".
Каролингский минускул (VIII в.) — самый рациональный и совершенный из всех типов латинского средневекового письма (рис. 4.5). Алфавит эпохи Карла Великого состоял из строчных букв, античных прописных и арабских цифр. Этот алфавит послужил основой всем разработанным позднее европейским шрифтам, поскольку был логичен и универсален. Для общения людям требовалось именно такое письмо, и оно развивалось и видоизменялось с течением времени. Позднее появилось готическое письмо, письмо эпохи Возрождения, наборные гарнитуры — но графическая основа оставалась неизменной.
Готическое письмо (XII-XV вв.): его появление совпало с развитием готического стиля. Изменились форма некоторых знаков, пропорции букв, контраст штрихов; сократилось расстояние между строками, отчего картина письма стала очень темной, чтение и написание текстов затруднилось (рис. 4.6).
Гуманистическое письмо (антиква): гуманисты полностью возродили каролингский минускул, применив эстетические мерки Ренессанса. Ошибочно полагая, что это письмо античных времен, они назвали его антиквой (рис. 4.7). Старинная антиква (ренессанс-антиква) возникла в эпоху Возрождения; переходная антиква совпадает по времени со стилем барокко; новая или классицистическая антиква получила распространение в эпоху классицизма.
Египетские или брусковые шрифты (рис. 4.8) появились в начале XIX века в Англии, первоначально созданы в рекламных целях. Отличительной особенностью является наличие засечек прямоугольной формы, совпадающих по толщине с вертикальными элементами букв.
Рубленые шрифты (рис. 4.9): структура букв такая же, как у антиквы, но совершенно отсутствуют засечки. Среди них выделяются гротески — неконтрастные гарнитуры.
История развития кириллических шрифтов. В дохристианские времена славянские племена пользовались алфавитом, напоминавшим скандинавские руны. Руническое письмо — изобретение древних германцев. Руны (от типа — "тайна") применялись для магических, культовых целей, поэтому владел этой письменностью ограниченный круг людей. Значительную часть рун до сих пор не удалось расшифровать.
С принятием христианства у славян появилась новая азбука на основе греко-византийской. Создателями славянской азбуки были братья Кирилл (отсюда древнерусское письмо — кириллица) и Мефодий. Заслуга Кирилла (Константина Философа) состоит в том, что он впервые создал азбуку с четкой и ясной графикой знаков, положив в основу греческое унциальное письмо и дополнив ее буквами свистящих, шипящих и йотированных звуков.
В истории древнерусского шрифта выделяются следующие основные каллиграфические варианты кириллицы.
Устав (XI в.) — ранняя форма кириллицы. Буквы имели почти квадратные пропорции и отличались прямолинейностью и угловатостью. В строке они расставлялись свободно, промежутков между словами не было. На рис. 4.10 приведена таблица, по которой можно сравнить устав с более поздними кириллическими шрифтами.
Полуустав (XIV в.): буквы округлены, слова и предложения разделены промежутками; появляются сокращения, различные надстрочные знаки, ударения (силы) и система знаков препинания. Письмо приобретает заметный наклон (рис. 4.11).
Скоропись (XV в.) — тип беглого письма с присущими ему чертами: округлостью букв, плавностью их начертания (рис. 4.12).
Русская вязь — особое декоративное письмо, употреблявшееся с XV в. для выделения заглавий (рис. 4.13). В рукописных книгах для акцентирования начала главы или абзаца использовалась буквица.
Гражданский петровский шрифт — результат реформы алфавита и шрифта, проведенной Петром I в начале XVIII в. Тексты стали более удобными для чтения (рис. 4.14).
В конце XVIII — начале XIX в. появились шрифты классицистического типа (рис. 4.15). Начиная с XIX в. графика русских шрифтов развивалась параллельно с графикой латинских, вбирая в себя все новое, что зарождалось в обеих письменных системах.
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 3313;