Тема 2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ГОСУДАРСТВОМ
v Понятие национально-государственной религии. Религии Древнего Востока и Античного мира. Иудаизм – религия еврейского народа.
Возникновением классового общества формы и роль религии постепенно меняются. Наряду с общинной возникает частная собственность, постепенно происходит социальная дифференциация в родоплеменных общинах, формируются социальные противоречия и все это приводит к формированию института государства. Зависимость индивида от стихийных сил природы, обычаев и традиций своей общины дополняется формами государственно-правового принуждения.
Первоначально государства возникают как полисы или города с прилежащими окрестностями. В них постоянно проживают вожди и жрецы, они становятся местом, где происходят заседания советов старейшин и народных собраний, жречество приобретает организованный характер и влиятельность. Храмыначинают выступать как религиозные, организационно-хозяйственные, распределительные и информационные системы.
Одновременно с централизацией государственной власти в религиях постепенно выделяется главное божество, которое в некоторых случаях вытесняет другие божества. Возникает сложная система представлений, отражающих новые общественные отношения, новые социальные установки. Формируется пантеон богов, в котором находит свое отражение существующая на земле иерархическая общественная система.
Социальная дифференциация внутри родоплеменной общины приводит к выделению вождей в особую социальную группу. Особый социальный статус этих вождей освящается формированием специальных верований и обрядов.
Вожди становятся объектами религиозного почитания как при жизни, так и после их смерти. Если раньше, в родоплеменных религиях табуирование не распространялось на руководителей рода, то теперь появляются такие верования, в которых все имущество вождя, все, к чему прикасалась его рука, провозглашаются запретными для его соплеменников.
Ранее аморфные и безличные духи наделяются именами, за ними закрепляются определенные функции, возникает иерархия духов во многих чертах воспроизводящая социальную иерархию.
Постепенно эти духи превращаются в богов. Культовая деятельность на данной стадии развития религии становится специализированной деятельностью. Исполнители и организаторы этой деятельности выделяются в самостоятельную социальную группу, место в которой зачастую передается по наследству. Начинают формироваться религиозные организации.
Такова общая логика эволюции религии в обществах, находящихся на пути перехода от родоплеменной организации к государству.
Формирование государств означало становление национально-государственных религий, принадлежность к которым определялась принадлежностью к данному государству.
Таким образом, национально-государственная религия – это религия конкретного народа, государства, являющаяся духовной и моральной основой его функционирования.
Для религий Древнего Востока III – II тысячелетий до н. э., как правило, характерны следующие черты:
а) антропоцентризм вместо теоцентризма: в контакт с богами и прочими духами в первобытности и в ранней древности вступают не ради приближения к божеству, а ради получения самых обычных и насущных житейских благ для самих себя;
б) отсутствие догм, терпимое отношение к иным культам;
в) отсутствие всякой абсолютизации божеств; они не всемогущи, не всезнающи и не всеблаги. Боги следят за тем, чтобы люди соблюдали определенную норму, однако в глазах людей данная норма не получает добавочного нравственного авторитета просто потому, что её вменяет бог. В Египте, например, в общегосударственном порядке разрабатывались и преподавались заклинания, призванные научить людей способу обмануть богов на загробном суде;
г) богообщение является прежде всего делом государства и привлеченных им для этой цели профессиналов-жрецов; частный человек вовлечен в него гораздо меньше.
Принципиально новые явления в этой сфере принесло так называемое «Осевое время» (середина I тысячелетия и несколько последующих столетий). Здесь создаются первые концепции, считающие тотальное самоподчинение и жертвенное служение абсолютному внешнему началу – Богу безусловным и первейшим долгом человека. Богообщение становится делом, вменяющимся в долг каждой отдельной личности.
В Древнем Египте к концу IV тысячелетия до н. э. власть царей приобретает сакральный (религиозный) характер: их сопоставляют с богом Хором[14] (им давали особые имена, которые писались в сочетании с изображением сокола); изображали в особых, также почитавшихся белом и красном венцах (позднее они были соединены, символизируя единую власть над Верхним и Нижним Египтом). Жречество превращается в особую корпорацию, очень важную ввиду принадлежащих ей знаний в ритуальной сфере.
Обилие богов, переплетение их функций требовало упорядочения их взаимоотношений. Исполнители и организаторы культовых действий —жрецы — стремились провести эту работу.
На основе этой деятельности формировался пантеон египетских богов, в котором устанавливалась их иерархия.
Наиболее чтимыми верховными божествами были:
§ Бог солнца Ра, странствующий в небесной ладье по дневному небосклону;
§ бог-творец Птах, создавший мир богов и людей своим божественным словом;
§ Осирис, олицетворявший умирающую и воскресающую природу, владыка загробного мира;
§ богиня-мать Изида, сестра Осириса и его жена, покровительница супружеской любви и материнства.
Египтяне представляли своих богов могущественными и грозными. От их покровительства, расположения или нерасположения зависели судьбы людей.
Поэтому люди, чтобы обеспечить себе благоволение богов, должны были ревностно служить им, заботиться об их содержании. С этой целью в Древнем Египте сформировалась развитая культовая система:
Ø строились храмы,
Ø создавались статуи богов,
Ø содержалось огромное количество жертвенных животных.
Служение богам осуществляли жрецы, которые постепенно выделялись в особую касту.
Особое место в культовой системе древних египтян играл фараон. Во время жизни ему воздавались все божественные почести, воздвигались грандиозные гробницы — пирамиды, на строительство которых сгонялись десятки и сотни тысяч рабов и тратились огромные материальные и денежные средства. -
Фараон — живой бог — обеспечивал всю жизнедеятельность государства и своих подданных. Главное его достоинство — это способность воздействовать на богов, быть среди них представителем своих подданных. Приношение богам жертв являлось главной привилегией и обязанностью фараонов. Жрецы приносят эти жертвы не сами по себе, а лишь как представители фараонов.
Таким образом, в религиозно-культовой системе древнего Египта фараонам принадлежала центральная роль.
В Древней Месопотамии организационным центром государства был храм Бога-покровителя соответствующей общины. В шумерско-аккадской цивилизации существовал пантеон богов, главным из которых был бог неба Ан, господин воздуха Энлиль и бог воды, хранитель мудрости Энки (Эа). Выделялись две большие группы богов: небесные игиги, подземные и земные ануннаки.
Повышенного этического авторитета за богами никто не признавал. Рядовой человек с ними не общался. Для этого существовал посредник – царь всей страны и личные божества-покровители, имевшиеся у каждого. Цель общения с богами была одна и та же – обеспечение житейских благ тех, кто в это общение вступает.
Центром культовой деятельности был храм. Каждый из них посвящался какому-то одному богу и считался местом его постоянного обитания. Все горожане, включая рабов, принадлежали определенному храму и назывались в соответствии с именем бога — покровителя этого храма. Руководство храмами, организацию и совершение культовой деятельности совершали жрецы.
Храм выполнял все важнейшие функции в деятельности государства: управление:
Ø строительство ирригационных каналов;
Ø сбор налогов;
Ø хранением и распоряжением излишками продукции, торговли;
Ø был последней инстанции в регулировании взаимоотношений и улаживании споров между населением и государством.
В Древней Индии в качестве местной религии выделяются: ведийская религия – брахманизм ‑ религия индоариев конца II – середины I-го тысячелетия до н. э.; буддизм и индуизм – с середины I-го тысячелетия и до начала н.э.
Наиболее привлекательными ценностями для каждого человека считались дхарма (праведность, добропорядочность), артха (выгода), кама (наслаждение), мокша (освобождение от собственных желаний и страстей, достижение внутреннего покоя). Рекомендовалось достигать баланса этих ценностей. К концу этого периода брахманизм на некоторое время был оттеснен другими религиями, но затем вновь возродился в форме индуизма.
Индуизм включает в себя широкое разнообразие религиозных верований: огромное большинство индусов тем или иным образом верит в бога, однако, есть и неверующие; одни индусы поклоняются Шиве, другие Вишну или его воплощениям (аватарам) Кришну или Раме; остальные же предпочитают поклоняться богиням.
Таким образом, для индуизма название является зонтичным термином, который не требует полной идентичности с явлением. Важную роль в индуизме играет учение о дхарме – совокупности обязанностей каждого сущего - от неодушевлённых предметов до людей и богов. Выполнение своей дхармы гарантировало воплощение в лучшем теле после разрушения предыдущего.
В период с 300 г. до н. э. по 300 г. н. э. проходил процесс создания того, что сейчас называют классическим индуизмом. Это время перенесения на бумагу древних преданий, выражающих индийские взгляды на мир. Была записана “Рамаяна” и “Махабхарата”. Основой их сюжета служит цикличность мира. Вначале миром правят справедливость и порядок (дхарма), потом нравы постепенно приходят в упадок, и, наконец, боги решают разрушить этот мир и построить его заново.
Религия в Древней Индии обожествляла правителей, но и предъявляла им достаточно строгий спрос. Так, если он нарушал религиозные догмы, то ему тут же объявляли недоверие. Если правитель следовал человеческим порокам, то он считался недостойным власти.
Основу вероучения индуизма составляет идея, что мир представляет собой не случайное, хаотическое сочетание вещей и явлений, а универсальный космический порядок — Рта.
Он властвует над всеми и ему подчиняются боги. Этот порядок изначален и вечен. Индуизм называет этот всеобщий и вечный порядок, сохраняющий, удерживающий вселенную как единое целое — дхарма (от санскр. — «держать»).
Индуизм разработал сложнейшую систему упражнений и медитаций - йогу, которая позволяют человеку овладеть своими физиологическими и психологическими потенциями, достичь высокого уровня духовности.
Круговорот перерождений, повторных рождений и смертей, считают индуисты, продолжается до тех пор, пока индивид не освободится от всех страстей, от всех желаний. Этот круговорот подчиняется общему закону — Карме.
Карма — это один из ключевых принципов вероучения индуизма. В широком смысле Карма — это общая сумма совершаемых всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения, то есть дальнейшего существования.
В узком смысле Карма ‑ это влияние совершенного действия на характер настоящего и последующего существования. Каждой группе людей, каждому индивиду предписана своя норма поведения, своя карма, которая соответствует конкретному этому пути, и следование которой делает возможным переход к более высокому этапу.
Как видно из вышеизложенного, в индуизме довольно сильно выражена мировоззренческо ‑ философская сторона вероучения.
Культ индуизма. На раннем этапе индуизма, в ведический период, основу культовых действий составляли жертвоприношения.
Обычное жертвоприношение состояло в том, что богов приглашали сесть на подстилку из священной травы у костра и угощали едой и питьем как почетных гостей. В огонь лили масло, бросали ячменные зерна, обращаясь при этом к богу Агни как к посланцу богов.
В ведический период индуизма для особо значимых ритуальных действий сооружались специальные постройки — алтари.
В эпоху брахманизма начинается храмовое строительство, а вместе с ним и храмовое богослужение. Важнейшей частью праздничных церемоний являлись торжественные шествия и процессии, во главе которых несли изображение божества.
Жертвоприношения постепенно заменялись более символическими формами почитания божества.
Выполнять функции жрецов имели право только знатоки ритуалов и тайных заклинаний, составлявшие довольно замкнутую социальную группу.
Индуизм как религиозно-культовая система обусловливает социальную структуру индийского общества того периода. Наряду с брахманами индуистское общество имело еще три варны (касты): кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы, ремесленники и торговцы) и шудры (отверженные).
Чтобы стать полноправным членом одной из первых трех варн, необходимо было не только родиться в ней, но пройти церемонию посвящения и специального обучения в доме учителя — брахмана, что рассматривалось как второе рождение. Это означал право на приобщение к таинствам и чтение текстов вед, тщательное соблюдать предписания ритуальной чистоты.
Соблюдение этой чистоты, помимо пищевых ограничений и т.д., предполагало строго регламентированную форму социальных отношений:
· общение людей должно быть ограничено своим социальным кругом,
· запрещены браки и совместное принятие пищи между членами различных варн,
· запрещена смена кастовой профессии.
Семьи и отдельные лица, особенно из высших каст, которые не соблюдали необходимых правил, подвергались самому сильному наказанию — изгнанию из касты.
Каста определяет место человека в индийском обществе, его права, поведение, включая одежду, знаки на лбу, украшения, которые он носит.
В Древнем Китае в центре мифологических представлений стояли предания о предках, спасающих человечество от всевозможных бедствий.
В VI – V веках до н.э. в Древнем Китае зародились две локальные религии – даосизм и конфуцианство. Первоначально оба этих учения были не столько религиями, сколько философскими системами.
Основателем даосизма считается полулегендарный философ Лао Цзы. В центре его учения – призыв к человеку стряхнуть с себя оковы обязанностей и долга, вернуться к жизни, близкой к природе. Со II века н.э. превращается в настоящую религию. В этот период складывается даосский пантеон богов, главным из которых является Лао Цзы. Была разработана теология и ритуал этой религии. Появляется многочисленное жречество, занимающееся гаданиями, совершением различных магических обрядов, продажей священных амулетов.
Философская система конфуцианства была создана Кун Цзы (Конфуцием). Она отражала интересы складывающейся в Древнем Китае феодально-чиновничьей элиты. Одно из главных положений конфуцианства – это требование от каждого человека твердо помнить свое положение в обществе. В первых веках нашей эры конфуцианство постепенно трансформируется в религию.
У Конфуция мир представляется как упорядоченное гармоничное вечное начало, обращающееся по одним и тем же законам. Человек должен найти свое место в этой мировой гармонии. А для этого он должен стремиться к совершенству.
Он формирует вою оригинальную программу совершенствования человека с целью достижения гармонического отношения с Космосом. В основе этой программы лежит создание нравственного идеала, которому могли бы подражать в своей жизнедеятельности и поведении все люди.
Этот идеал — «мудрец» — «благородный муж», которому Конфуций противопоставляет низкого человека, простолюдина.
Изложение этики конфуцианства строится на противопоставлении этих двух образцов нравственных установок и поведения:
Благородный муж | Простолюдин |
следует долгу и закону | как бы получше устроиться и получить выгод |
требователен к себе | требователен к людям |
о них нельзя судить по мелочам, ему можно доверить большие дела | нельзя доверить большие дела и о нем можно судить по мелочам |
живет в согласии с людьми, но не следует за ними | следует за другими, но не живет с ними в согласии |
ему легко услужить, но трудно доставить радость, ибо он радуется лишь должному | трудно услужить, но легко доставить радость |
идет на смерть ради человеколюбия | кончает жизнь самоубийством в канаве |
боится трех вещей: он боится веления Неба, великих, людей и слов совершенно мудрых | не знает веления Неба и не боится его, презирает благородных мужей, оставляя без внимания слова мудрого человека |
В ритуале Конфуций видит главное средство, позволяющее вписать каждую личность, общество, государство в бесконечную иерархию человеко-космического сообщества.
Сам Конфуций добросовестно исполнял религиозные обряды и учил их неукоснительному исполнению не ради снискания милости божества, но потому что их использование справедливо и прилично благородному человеку.
Основной формой конфуцианского культа был культ предков, как живых так и мертвых. Конфуцианство придало ему глубокий смысл символа социального порядка и превратило его в универсальную форму поведения.
Одно из основных положений религиозной этики конфуцианства является учение о «сяо» — сыновней почтительности.
Согласно этому учению, почтительный сын должен всю жизнь заботиться о родителях, чтить и любить их при любых обстоятельствах. Даже если отец вор, убийца, почтительный сын обязан смиренно увещевать родителя, просить ею вернуться на путь добродетели.
Культ предков и нормы «сяо» воспитывали у китайцев уважительное отношение к семье.
Конфуцианство считало, что любовь — это преходящее, личное. Ее отсутствие не должно мешать нормальному существованию семьи и выполнению супругами своего долга, который выражался в рождении детей и их воспитании.
Важная составная часть культа предков — требование строгого повиновения старшим. Любой старший, будь то отец, чиновник, государь — это непререкаемый авторитет для младшего, подчиненного, подданного.
Постепенно в Китае происходит обожествление самого Конфуция. Указом императора 555 г. о возведении в каждом городе храма в честь древнего мудреца и регулярных жертвоприношений в его память, конфуцианство, по сути дела, превращается в государственную религию Китая.
В настоящее время конфуцианство утратило такой статус, но осталось одной из распространенных в Китае разновидностей религии.
Таким образом, религии в странах Древнего Востока играли важную роль в государственной жизни, являясь духовно-нравственной основой общества. Для них характерно обращение к Космосу, Небу, обожествление правителей, контроль за морально-нравственным состоянием подданных.
Важное значение в странах Древнего Востока имела деятельность властей по поддержанию религиозно-культурного единства древневосточных обществ, обеспечиваемого на его основе сохранения их самобытных, фундаментальных ценностей. На базе патриархально-общинных отношений в общественном сознании формировался – образ правителя-отца, защитника слабых и обездоленных.
Религии Античного мира. Важное место в развитии мировой цивилизации занимает античная культура, которая своими истоками связана с религиозными представлениями древних греков и римлян.
Как и все другие религиозные системы, религии древних греков и римлян прошли свой путь развития и претерпели на этом пути определенные эволюционные изменения.
Историки, изучающие культуру, быт народов, населявших Древнюю Грецию, отмечают, что в догомеровский период наиболее распространенными были тотемические, фетишистские и анимистические верования.
Окружающий человека мир воспринимался древним греком как населенный различными демоническими силами — духами, которые были воплощены в священных предметах, существах и явлениях, которые обитали в пещерах, горах, источниках, деревьях и т. д.
Мировоззрение греков этого периода нашло свое образное отражение в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, а также работах древнегреческих мудрецов — философов.
Мироощущение грека классического периода связано с идеями порядка, гармонии, Космоса.
Термин «Космос» и означает упорядоченный гармонизированный мир. Непосредственно этим миром управляет Зевс. В его руках находятся судьбы богов и людей. И люди должны стремиться не разгневать Зевса и других богов, а принять меры к их умилостивлению.
Поэтому в древнегреческой религии основной формой культовых действий являются жертвоприношения. С этой целью в городах строились храмы и алтари, посвященные различным богам.
Наряду с общеэллинскими богами большой популярностью у народа пользовались свои местные боги.
Древнегреческая религия признавала определенную специализацию богов и в соответствии с теми или иными потребностями людей, в храмах этих богов проводились специализированные культовые обряды.
Широко использовалось предсказание судьбы — прорицательство. Оно осуществлялось в знаменитом храме Апполона в Дельфах.
Желающий узнать что-то важное о прошлом или о будущем, обращался в этом храме с просьбой и служительница этого храма — Пифия — сообщала ему в иносказательной форме волю богов.
Значительное место в древнегреческом культе занимало также гадание по внутренностям жертвенного животного ‑ гаруспиции. Это гадание проводил храмовый служитель — жрец. И от его предсказаний зависело как поведение простого человека, так и военачальника, правителя.
Проведение этих культовых действий было обусловлено одним из важнейших характеристик религиозного мировоззрения древних греков — веру во всесилие Рока, который властвует над богами и людьми. Нет такой силы, такой власти, которая могла бы изменить хоть что-нибудь в том, что предначертано богам и людям.
Идея Рока характерна мировоззрению греков раннего классического периода и ее материальной основой в сознании человека являлось господство природной необходимости.
В позднеклассический период происходит модификация этой идеи. В этот момент начинают утверждаться представления о свободе воли человека. Отныне Рок действует через свободную волю человека. Человек сам несет ответственность за свои деяния.
Но уже в VI в. до н э. в Греции появляются религиозные течения, в которых преобладают мистические настроения – орфизм и пифагоризм. Эти религиозные течения оказали заметное влияние на формирование такой формы религиозно-культовых действий, как знаменитые элевсинские мистерии. Они связаны непосредственно с культом богини плодородия и земледелия Деметры. Этот культ воспроизводил годичный цикл умирания и воскресения природы.
Элевсинские мистерии проводились весной, когда пробуждалась вся природа. Помимо жертвоприношений, они сопровождались плясками и представлениями.
В целом, древнегреческая религиозно-культовая система не была монолитной, поскольку древняя Греция никогда не знала государственной религии.
Религия Древнего Рима прошла те же стадии эволюции, что и другие религии Древнего Востока и Древней Греции.
Римляне заимствовали у древних греков, по сути дела, весь пантеон богов, а также связанную с ними обрядность. Греческие боги в Риме получили новые имена и новую прописку. Зевс — Юпитер, его жена Гера — Юнона, Деметра— Церера, Мойры — Парки и т.д.
Господствующей формой религии Римского государства в классический период был культ полисных богов, центральная роль в котором отводилась культу покровителя Рима — Юпитеру. Для совершения различных обрядов в центре города на капитолийском холме императором Тарквинием Гордым был сооружен величественный храм Юпитера.
Римляне постоянно вели завоевательныё войны и присоединили к своему государству различные народы. Боги этих народов иногда пользовались популярностью среди других народов Римской империи. Так, например, в эллинистический период в Римском обществе, особенно в армии, получил широкое распространение культ иранского бога Митры — митраизм.
Состоящая из многих народов, исповедующих различные верования и культы, огромная Римская империя нуждалась в едином интегрирующем культе. Во времена Августа была предпринята попытка создать культ императора. Были построены специальные храмы, статуи императора, разработана процедура культового действия, в том числе и в виде присяги на верность Римскому императору и его империи.
Но эта попытка не увенчалась успехом. Божественный статус императора воспринимался представителями этих религий как поклонение чужому идолу. А это обычаями многих религий рассматривалось как недопустимый грех, как отречение от своего истинного «национального» бога или богов.
Особенно остро этот конфликт протекал в Палестине, где в это время господствующее положение занимала религия древних еврейских племен — иудаизм, к изложению вероучения культа и организации которого мы приступаем.
Таким образом, в Античном мире религия выполняла роль божественного освящения обыкновенных человеческих отношений, в которых было все – и любовь и ненависть, добро и зло. Религиозно-культовая система в странах этого региона не была монолитной, поскольку здесь никогда не знали государственной религии.
Одной из древнейших, сохранившихся до наших дней религий является иудаизм. Сложился он к XIII в. до нашей эры, носителями иудаизма были еврейские племена. Название этой религии происходит от названия крупнейшего еврейского племени Иуды, а с конца XI в. до н. э. это племя дало имя и израильскому государству ‑ Иудея. Он возникло после завоевания еврейскими племенами Палестины.
Особенностью иудаизма является то, что это – национально-образующая религия: всякий, кто принимает эту веру, считается евреем, даже если этнически не принадлежит к еврейскому народу (эфиопские фалаши, тюрки – караимы, мексиканские индейцы и др.). Рассеиваясь по миру, еврейские диаспоры несут религию во все страны, где они проживают. Единым богом у иудеев является Яхве или Иегова (иврит – “сущий”). Вся религиозно-культовая деятельность, система социальных норм и социальных взаимодействий еврейского народа строилась вокруг этого Бога. Правоверный иудей был обязан поклоняться только своему Богу и не вступать в отношения с другими богами. Для поклонения богу Яхве в столице государства Израиль сыном Давида царем Соломоном в 945 году до н.э. был построен храм Яхве, который стал центром культовой деятельности иудаизма.
Источниками вероучения в иудаизме является Священное писание (Танак), в особенности Пятикнижие Моисеево (Тора) и Талмуд – сборник комментариев Танака и поучений.
Утверждение подлинного монотеизма Библия связывает с именем пророка Моисея,которому согласно библейскому повествованию, Бог Яхве предложил народу Израиля союз — Завет. Этот завет содержит два ключевых положения: первое — евреи обязаны признать, что Бог Яхве — это не просто один из богов, пусть даже самый сильный и могущественный, но единственный Бог, творец и повелитель всего того, что происходит в природе, обществе и судьбе каждого человека; второе — еврейский народ является избранным Богом народом. Он будет находиться под особым покровительством всемогущего Бога до тех пор, пока останется ему верным.
Эти два положения являются центральными в религиозно-культовой системе иудаизма.
Таким образом, иудаизм ориентирует еврейский народ на этническую замкнутость. И это имеет свои негативные последствия, связанные с противопоставлением евреев другим народам.
Наряду с негативными моментами эта ориентация явилась одной из причин исключительной жизнестойкости еврейского народа, на долю которого в истории выпали очень тяжелые испытания.
Содержание божественного Завета Моисею изложено в близких версиях в двух книгах Ветхого Завета «Исходе» (20,2—17) и «Второзаконии» (5, 6—12). Этот «Завет» представляет собой 10 заповедей — религиозно-культовых и нравственно-правовых норм.
1) Да не будет у тебя других богов перед ликом моим;
2) Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, что в воде, ниже воды, не поклоняйся им и не служи им;
3) Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно;
4) Помни день субботний, чтобы освятить его, шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой субботу посвяти Господу своему, ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, на седьмой почил, посему благословил Господь день субботний и освятил его;
5) Почитай отца твоего и мать твою;
б) Не убивай;
7) Не прелюбодействуй;
8) Не кради;
9) Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего
10) Не желай дома ближнего твоего и ни жены ближнего твоего, ни раба его, и ни рабыни его, ни осла, ничего, что есть у ближнего твоего.
Иудейская религиозно-культовая система содержит множество положений, регламентирующих питание, брачные отношения, поведение в обществе и в культовых зданиях.
Наиболее значительные обряды, связанные с «богоизбранничеством» еврейского народа, обряды инициации — обрезание крайней плоти мальчиков на восьмой день после рождения и церемония бар-мицва и бат-мицва, освещающих вступление в совершеннолетие мальчиков и девочек.
Большая роль в иудаизме отводится религиозным праздникам. Наиболее значительные из них: шабат (суббота) — время отдыха и запрета на любую деятелъность; йом-киппур (день всепрощения) — суточный пост, символизирующий покаяние; песах (пасха) — праздник, знаменующий начало весны; суккот и шнуот — праздники, посвященные сбору урожая; симхат-торы (радость Торы) — праздник по случаю завершения цикла чтения Торы в синагоге.
Организационная структура иудаизма на протяжении четырех тысячелетий его существования претерпевала значительные изменения. Долгое время в иудаизме ведущую роль играло жреческое сословие, концентрирующее религиозную жизнь вокруг храма Яхве. В период рассеяния (диаспоры) ведущую роль в религиозной жизни начинает играть синагога — собрание верующих, во главе с раввином (учителем). В настоящее время иудаизм является господствующей религией государства Израиль, который, хотя и не имеет официального статуса государственной религии, но пользуется исключительной поддержкой государственных органов и оказывает существенное влияние на всю общественную жизнь страны.
Руководители религиозных общин — раввины находятся на государственной службе и ведают оформлением актов гражданского состояния, осуществляют контроль над кашрутом (системой религиозных правил хранения, приготовления и употребления пищи), ведут воспитательную работу и культовую деятельность в армии.
В десяти городах страны действуют 24 раввинских суда. Координирует и направляет деятельность раввинов Верховный Раввинатский Совет.
Помимо Израиля религиозные объединения иудаистов функционируют во многих странах мира. В русских землях смешанные славяноязычные иудейские общины появились еще до крещения Руси в 988 г. В XV в. в Новгороде возникло в рамках православной церкви движение жидовствующих основанная на приверженности иудейской традиции. В результате подавления «ереси» иудеям был запрещен въезд на территорию Московского царства. С 1795 г. законодательно оформилась «черта оседлости» «лиц иудейского вероисповедания» (Белоруссия, Литва, Украина, Новороссия), за пределы которой иудеи не имели права свободно выезжать и селиться. В XIX – начале XX вв. нередко также возникали дела против иудеев по обвинению в ритуальных убийствах, хотя все расследования показывали их беспочвенность. В СССР было реализовано гражданское равноправие евреев, но официальная идеология была направлена против всякой религии, в том числе и против иудаизма.
На основе вышесказанного, можно сделать вывод о том, что на этапе формирования классового общества религия переходит из своей мифологической стадии в религиозно-культовую систему, обеспечивающую единство народа и власти.
Из исторических религиозных систем вышли современные национально-государственные религии: индуизм, конфуцианство. Первой монотеистической религией был иудаизм.
Вопросы для самопроверки:
1. Что понимается под национально-государственной религией?.
2. В чем заключаются особенности религиозных систем государств Древнего Востока?
3. В чем заключается национально-традиционный характер индуаизма?
4. В чем суть конфуцианской концепции «благородного мужа»?
5. Какую роль играларелигия в Древней Греции?
6. Как строились взаимоотношения религий Римского государства?
7. Почему иудаизм – это религия только еврейского народа?
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 469;