Уровень религиозности населения Земли
(число приверженцев различных религий в%)[63]
В Российской Федерации по данным Госкомстат в настоящее время действует ряд наиболее крупных религиозных конфессий: Русская православная церковь, Римская католическая церковь, протестанстские церкви, Духовные управления мусульман и буддистская сангха.
Русская православная церковь сегодня является наиболее массовой религиозной организацией Российской Федерации. По данным ВЦИОМ ее последователями называют себя около 70-75% верующего населения России[64]. Однако, истинно верующими (воцерковленными) называют себя 31% опрошенных[65]. Это люди, прошедшие таинство крещения, регулярно участвующие в богослужениях и в церковной жизни, стремящиеся жить по-христиански и поддерживающие социальные отношения в пределах своей церковной общины. Фактически по данным Фонда общественного мнения истино верующих – 4%[66].
На всей территории России действует более 16 тыс. православных религиозных организаций, в т.ч. 74 епархии, 7440 прихода, 168 централизованных, 16490 – местных, 524 монастыря, 368 религиозных учреждений[67].
В последние годы значительно расширена подготовка кандидатов в священно- и церковнослужители. В России действует 56 духовных учебных заведений, в т.ч. 2 академии, 16 семинарий, 29 училищ. Общее количество учащихся в них составляет около 4-х тыс. человек. Увеличилось количество монашествующих священнослужителей. С 1991 года количество монастырей возросло более чем 6 раз.
Многие монастыри имеют подсобные хозяйство, позволяющее им не только обеспечивать себя продуктами питания, но и содержать небольшие благотворительные учреждения. В некоторых монастырях открыты иконописные и реставрационные мастерские (Свято-Данилов монастырь в Москве, Мирожский монастырь в Пскове и др.), мастерские по производству церковной утвари, налажена издательская деятельность.
После развала Советского Союза наметились центробежные тенденции и в РПЦ. В конфликтных условиях произошло фактическое отделение от Московского патриархата значительного числа приходов на Украине и образование на их основе Украинской автокефальной православной церкви (Киевский патриархат). В Молдавии часть приходов перешла в юрисдикцию Румынской патриархии. В Эстонии часть приходов также вышла из-под юрисдикции Московского патриархата, приняв покровительство Вселенского патриарха.
Современная структура РПЦ, порядок формирования ее центральных и местных органов управления, их полномочия определены «Уставом об управлении Русской Православной Церкви», принятым Поместным собором 16 августа 2000 г., и дополненный и измененный в 2008 и 2011 гг.
Согласно Уставу, высшим органом церковной власти и управления являются: Поместный Собор (ПС), Архиерейский Собор (АС), Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями – каждый в пределах своей компетенции.
Сан патриарха является пожизненным. Кандидатом для избрания может быть архиерей РПЦ, гражданин Российской Федерации, не моложе 40 лет. Право суда над Патриархом, а также решение о его уходе на покой принадлежит Поместному Собору. В случае его кончины или невозможности выполнения им своих обязанностей Священный Синод избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя Патриаршего Престола.
Конкретными сферами общецерковных дел ведают синодальные учреждения. Они создаются или упраздняются по решению вышеуказанных церковных органов, координируют деятельность аналогичных им учреждений, действующих в Экзархатах или епархиях.
Епархии – местные церкви возглавляют архиереи. Они состоят из приходов, а также находящихся на данной территории монастырей. Границы епархий определяются с учетом административно-территориального деления субъектов РФ.
Органами епархиального управления являются Епархиальное собрание и Епархиальный совет.
Католицизм. В настоящее время в России 226 зарегистрированных католических религиозных организаций, в т.ч. 8 централизованных, 208 местных, 1 учреждение и 9 учреждений[68]. Организационно приходы объединены в четыре епархии, вместе составляющие митрополию. Численность католиков в России около 140 тыс. чел[69].
Протестантизм. В России действует 831 зарегистрированная организация Евангельских христиан-баптистов (773 прихода), 222 лютеранских объединений, в т.ч. 12 централизованных, 207 местных приходов, 3 учебных заведения. Общая численность исповедующих различные протестанские верования около 300 тыс. чел.
Буддизм. Число его последователей в России около 700 тыс. человек. Прежде всего, это люди, проживающие в регионах традиционного распространения буддизма. По всей территории России зарегистрировано 246 буддийских объединений, в т.ч. 11 централизованных, 233 местных организаций и 2 учебных заведения.
В регионах традиционного распространения буддийские общины формируются главным образом при монастырях (дацанах, хурулах, хурэ). Ими руководят настоятели – ширетуи и совет дацана.
Одной из главных организаций, объединяющих буддистов России является Буддийская Традиционная Сангха России, находящаяся в Бурятии. Её деятельность регламентирует Устав, принятый в 1997 г. Председатель БТСР ‑ Бандидо-хамбо-лама Дамба Аюшев (Верхняя Березовка, г. Улан-Удэ). Общее число лам – около 150 человек. В настоящее время функционирует Буддийский институт, в котором обучается 120 человек ежегодно. Часть будущих лам проходит обучение за рубежом.
Ислам сегодня в России переживает процесс возрождения. Зарегистрировано 4988 исламских религиозных организаций. Число явных и потенциальных мусульман достигает примерно 10 млн. человек. Подавляющее число российских мусульман – сунниты. Имеется 96 учебных заведений, в т.ч. Московский высший духовный исламский колледж с медресе, Московский институт исламской цивилизации, Университет исламской культуры, Исламский университет, 2 медресе в Казани, 2 исламских вуза в Дагестане и др. Восстанавливаются культовые сооружения, печатается религиозная литература. Исламские праздники в ряде регионов приобрели государственный статус.
На территории России действует более 60 Духовных управлений мусульман, созданных по национально-территориальному принципу. Наиболее крупные из них: Совет муфтиев России (СМР) – Москва, председатель - Равиль Гайнудин; Центральное Духовное управление мусульман (ЦДУМ, Уфа, муфтий – Талгат Таджуддин) и Координационный Центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК, Черкесск, председатель – Исмаил Бердиев).
Остальные религиозные конфессии и секты в России являются немногочисленными и существенного влияния на социальную жизнь в стране не оказывают.
Весьма важным во взаимоотношениях религий и государства является их социальная концепция. Она присутствует практически во всех современных религиях.
В России традиционной религией является православие. РПЦ всегда была доминирующей в нашем государстве. Значимыми конфессиями являются ислам, протестантизм, иудаизм, буддизм.
Об основах государственно-конфессиональных отношений РПЦ речь шла в предыдущей теме. Отметим лишь, что во взаимоотношениях с государством Русская Православная Церковь исходит из того, что она создана непосредственно Богом, а государство исторически богоустановлена лишь опосредованно.
Сегодня РПЦ исходит из того, что правовой суверенитет на территории государства принадлежит его властям. Следовательно, они и определяют юридический статус Поместной Церкви или ее части, представляя им возможность свободного исполнения церковной миссии или ограничивая такую возможность. Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах.
РПЦ будет отказывать государству в повиновении если власть будет принуждать православных верующих к отступлению от веры, к греховным деяниям. В этих целях священноначалие может вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применит механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению.
Церковь оставляет за собой право указывать государству на недопустимость распространения убеждений или действий, ведущих к установлению всецелого контроля за жизнью личности, ее убеждениями и отношениями с другими людьми, а также к разрушению личной, семейной или общественной нравственности, оскорблению религиозных чувств, нанесению ущерба культурно-духовной самобытности народа или возникновению угрозы священному дару жизни.
Областями сотрудничества с государством РПЦ видит:
¾миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;
¾забота о сохранении нравственности в обществе;
¾духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание;
¾дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;
¾охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры;
¾диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в т.ч. в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений;
¾попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание;
¾труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы;
¾здравоохранение;
¾культура и творческая деятельность;
¾деятельность по сохранению окружающей среды;
¾экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества;
¾поддержка института семьи, материнства и детства;
¾противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества и другие сферы.
Вместе с тем, РПЦ не будет оказывать помощь государству в следующих областях:
а) политическая борьба, предвыборная агитация, кампании в поддержку тех или иных политических партий, общественных и политических лидеров;
б) ведение гражданской войны или агрессивной внешней войны;
в) непосредственное участие в разведывательной и любой иной деятельности, требующей в соответствии с государственными законами сохранения тайны даже на исповеди и при докладе церковному Священноначалию.
Контакты и взаимодействие с высшими органами государственной власти разрешено осуществлять Патриарху и Священному Синоду непосредственно или через представителей, на региональном уровне – епархальными Преосвященными или их представителями, с местными властями – благочинями и приходами по благословению епархальных Преосвященных.
Во избежание смешения церковных и государственных дел и для того, чтобы церковная власть не приобретала мирского характера, каноны возбраняют клирикам брать на себя участие в делах государственного управления.
Социальная доктрина ислама на протяжении многих столетий в своей основе оставалась неизменной.Исходя из принципа абсолютного совершенства всего созданного Аллахом, богословы и религиозные организации рассматривали наличный общественный строй как установленный свыше, и всякие попытки изменить его квалифицировались как “богопротивные”. Тягчайшим преступлением против Аллаха и веры признавалось возбуждение в народе недовольство против существующей власти. Частная собственность объявлялась неприкосновенной.
В ряде развивающихся стран была разработана концепция “исламского социализма”, которая характеризовала его как общество вбирающее в себя все лучшее, что имеется у капитализма и социализма.
Существовали и существуют мусульманские богословские построения, утверждающие, что наилучшим образцом социального устройства, обеспечивающим мир и благоденствие для всех членов общества, является мусульманская община времен пророка Мухаммеда. По их мнению, единственный путь к самому прогрессивному и процветающему обществу лежит через введение в мусульманских странах норм права и морали, установленных Кораном и Сунной.
В соответствии с этой концепцией нужно ввести шариатские установления и обеспечить их неукоснительное выполнение. К таким государствам относятся Пакистан, Саудовская Аравия, Иран и ряд других государств.
Экстремистским религиозно-политическим движением в суннитском исламе является ваххабизм. Его последователи проповедуют восстановление чистоты изначального ислама и единобожия. Они отвергают культ пророков, святых, паломничество к святым местам, отрицают суеверия, требуют от мусульман аскетического образа жизни. Наиболее ярко они проявили себя в Чечне, Афганистане.
Таким образом, всем мусульманским социальным концепциям присуще стремление увязывать земные человеческие проблемы с волей Аллаха, его установками, которые, по мнению их богословов, играют решающую роль в жизни общества.
Социальная концепция буддизма вытекает непосредственно из его вероучения. Буддисты отталкиваются в нем от земного, реального, возводят страдание в абсолют, делают его основным законом всякого бытия, обещая в качестве награды за безропотное их перенесение небытие, нирвану.
Характерными чертами концепции «Бога-Царя», выполнявшей идеологические и политические функции, являются:
· включение брахманских обрядов в политическую систему власти;
· обожествление личности короля, который почитался аватарой или Вишну, или Шивы, или Индры с соответствующими сверхъестественными способностями и атрибутами последних;
· перенесение символов космического порядка или космографии на политическую культуру конкретного государства;
· провозглашение монарха с его атрибутами власти центром мироздания;
· использование древнеиндийских трактатов для обоснования функций монарха;
· право бога-царя на власть определялось его мощью, а не его нравственными достоинствами.
В «Законах Ману» указывается на то, что правитель должен быть щедрым в подаяниях, верным в соблюдении священных заповедей, снисходительным, справедливым, милостивым, терпеливым, не знающим гнева, избегающим жестокости, сдержанным в чувствах, не употребляющим оскорбительных выражений[70].
Буддийская тхеравадинская концепция власти состоит из четырех частей, определяющих ее композиционное построение и логическое обоснование.
Первая часть посвящена рассказу о происхождении людей, вторая часть метафизически объясняет причины эволюции общества от дикого состояния до упорядоченного и обратный ход эволюции, третья часть раскрывает роль и функции «всемирного правителя», ведущего общество к прогрессу, в четвертой части описываются достоинства, которые делают монарха истинным правителем, бодхисатвой, буддой прядущего.
Архетипом идеального государства в буддизме признается правление царя Ашоки (268/265- 232/229 гг. до н. э.), каким оно представляется по его эдиктам, по свидетельствам исторических ланкийских хроник «Дипаванса», «Чулаванса» и Буддхагхоши.
В популярном буддийском изложении царь Ашока предстает сострадательным монархом, вложившим меч в ножны после завоевания Калинги. Он объявил о своем преклонении перед учением Будды, создал гуманное правительство, ввел бесплатное лечение, мягкий режим в тюрьмах, пособия для бедных, пенсии для стариков, удобные пристанища для путешественников лечебницы для животных. Он убеждал людей исполнять свой долг по отношению к родителям, быть добрыми с детьми и слугами, быть щедрыми и терпимыми. Столь же сострадательным Ашока был и по отношению к соседним народам и племенам: он отказался от войн и просил пограничные племена не бояться его, ибо он желал им добра от чистого сердца.
Идея равенства людей в страдании и в праве на спасение является важнейшим идейным фактором, определяющим социальную роль буддизма. Каждый человек, пользуясь всеми благами жизни может сам себя ввергнуть в пучину различных перерождений. Наиболее действенным фактором спасения еще при жизни человека буддизм считал выход за пределы реального общества, т.е. вступление в сангху – монашеский орден.
Остальные религиозные конфессии и секты в России являются немногочисленными и существенного влияния на социальную жизнь в стране не оказывают.
Таким образом, на всем протяжении истории государственности религии играли очень важную роль в обеспечении духовного единства народа, утверждении и поддержании нравственности населения, сохранении культурных ценностей.
Государственно-религиозные отношения строились от гонений на различные конфессии до предоставления им статуса государственной религии. Начиная с Нового времени в этих отношениях стал утверждаться принципы свободы совести и вероисповедания, отделения церкви от государства, правового закрепления границ и рамок государственно-религиозного взаимодействия.
В России религии прошли различные этапы взаимоотношений с государством, которые сравнимы с подобным опытом зарубежных стран.
Вопросы для самопроверки:
1. Что понимается под государственно-религиозными отношениями?
2. Какие типы государственно-религиозных отношений сложились в мире?
3. Какие модели взаимоотношений государства и религиозных объединений выработала теория и практика?
4. Каков уровень религиозности населения в мире и в России?
5. В чем суть социальных концепции основных религиозных конфессий в России?
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 436;