Тема 3. МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ: ИСТОРИЯ, ВЕРОВАНИЯ, МЕСТО В ГОСУДАРСТВЕ И ОБЩЕСТВЕ
v Понятие и особенности мировых религий. Буддизм - история и основы вероучения, взаимоотношений с государством. Христианство и особенности его вероисповедания. Ислам и его роль в государственно-правовых системах мусульманских стран.
Понятие и особенности мировых религий.Важнейшим этапом истории человечества стало появление мировых религий, т.е. таких религиозно-культовых систем, которые распространены на всех континентах, во многих странах, и не привязаны к конкретному народу, нации. Все они имеют монотеистическую основу, т.е. единобожие.
Мировые религии имеют ряд общих признаков:
- все они имеют устоявшуюся религиозно-культовую систему;
- они строятся на признании схожих по своей сути религиозных морально-этических заповедях;
- большое количество последователей, населяющих различные страны и континенты;
- пероповедь эгалитарности среди всех социальных групп, т.е. равенства всех людей;
- мессионерская активность и стремление обратить в свою веру представителей других религиозных общностей;
- носят наднациональный, межэтнический характер;
- имеют четко сформулированную социальную концепцию, в которой среди других положений определены принципы конфессионально-государственных отношений.
Исторически сложились три мировые религии: буддизм, христианство и ислам. По данным различных исследовательских центров в настоящее время в мире среди верующих насчитывается более 33% приверженцев различных христианских конфессий, около 20% - мусульман и 6% буддистов[15].
Наиболее древней из трех мировых религий является буддизм.Под ним понимается религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии, индийским принцем Сиддхартха Гаутамой, впоследствии получивший имя Будды Шакьямуни[16].
Религиозной традиции насчитывающей около 6 тыс. лет. Распространен в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока, ест буддистские общины и в Америке, Австралии и Европе. Общее число всех приверженцев буддизма в начале 21 века – около 1 млрд. человек.
Ключевыми в вероучении Будды являются четыре благородные истины[17]. Суть их заключается в следующем:
1. существует «дукха» – страдание, неудовлетворенность;
2. существует причина страдания – это жажда жизни, наслаждений, которые приводят к новому страданию и неудовлетворенности;
3. страдание принципиально уничтожимо;
4. прекращение страдания – пройти восьмиричный благородный путь, который предлагает как возможность нравственного совершенствования, так и радикального изменения сознания: правильное воззрение (понимание сути «четырех истин»); правильное устремление (действие в соответствии с этими истинами); правильная речь (отказ от грубости, лжи и т.д.); правильное действие (ненанесение вреда окружающему миру); правильный образ жизни (честное добывание средств к существованию); правильное усилие (постоянное преодоление суетных мыслей, дурных влияний); правильное внимание (постоянное удержание в памяти мысли о том, что жажда жизни, присущая человеку, способна помешать освобождению); правильное сосредоточение (достижение внутреннего спокойствия, медитация).
В раннеклассовом древнеиндийском обществе буддизм обещал рабу, любому угнетаемому человеку новое возрождение раджой, божеством или возможность полного прекращения существования – нирвану. Человек, пользующийся всеми благами жизни, может сам себя ввергнуть в пучину самых неблагоприятных перерождений.
Особенностями буддизма, как философско-религиозного учения являются:
а) он обращается с проповедью ко всем людям, независимо от их этнического и социального происхождения;
б) перемещает акцент с коллективной на индивидуальную религиозную жизнь; он ориентируется на индивидуальную духовную жизнь.
После смерти Гуатамы возникла необходимость упорядочить его учение и собрать в связной форме. Через несколько месяцев в Раджагрихе был собран Совет (сангити), решения которого были пересмотрены на втором буддийском Совете через 100 лет. Однако решающим явился третий Совет, собранный в 253 г. до н.э. В течение девяти месяцев 1000 монахов занималась проверкой, обработкой и классификацией ушедших в прошлое традиций, но на этой стадии материал находился лишь в устной форме и лишь в 1 в. до н.э. на о. Цейлон были записаны первые буддийские тексты, известные под названием «Типитака» (Три корзины).
Типитака является Палийским каноном буддизма и состоит из трех частей:
1) «Виная-питака» (Корзина устава) – дисциплинарные правила поведения монахов;
2) «Сутта-питака» (Корзина сутт) – проповеди и изречения Будды в изложении его любимого ученика Ананды;
3) «Абхидхамма-питака (Корзина Учения) – состоит из семи трактатов, в которых систематизированы все фундаментальные положения раннего буддизма.
Палийский канон включает около 8 тыс. проповедей, поучений, историй, легенд, касающихся жизни Будды и его вероучения.
В процессе распространения буддизма и формирования его кодекса возникли два основных его варианта – хинаяна и махаяна(санскрит – “малая и большая колесницы”).[18]
Хинаяна распространена в Бирме, Таиланде, Камбодже. Её последователи гордятся тем, что сохранили учение Будды в чистом виде. По их мнению, человек может достичь нирваны лишь самосовершенствованием, без чьей-либо помощи, но для этого он должен примкнуть к когорте монашествующих.
Махаяна бытует на севере Индокитая, в Восточной Азии и России. Приверженцы её утверждают, что нирвана доступна всем, а не только монахам. Помощь в этом может оказать человек, способный уйти в нирвану, но сознательно остающийся на земле, чтобы, соединяя свою душу с душами других людей, переносить их в этот идеальный мир. Он играет роль спасителя, избавителя и помощника в повседневных делах.
У махаянистов человеку предоставляется выбор: нирвана или рай. В раю люди живут неизмеримо долго и испытывают беспредельное счастье. Махаяна провозглашает, что все боги разных народов на самом деле Будды. Эта толерантность к местным верованиям породила несколько региональных течений:
ламаизм – образовался на Тибете в результате взаимодействия с местной религией; служение Будде здесь сходно со служением местным богам: им также приносят жертвы и строят храмы; большое внимание уделяется учению о здоровье и обрядам с эротическим содержанием;
дзэн-буддизм- получил распространение в Китае и Японии; центральное место в китайском и японском дзэн занимает подчинёная строгим правилам практика медитации, которая в позе лотоса (сидя со скрещёнными ногами, причём каждая ступня лежит на противоположном бедре) является главным средством достижения просветления (сатори).
На базе учения махаяны возникли и действуют мелкие секты Кореи и Японии. В Россию буддизм проник достаточно давно – в начале 17 в. и распространился в сопредельных с Китаем регионах, населенных бурятами, калмыками и тувинцами. Посредниками в распространении учения были тибетцы, поэтому буддизм принял форму ламаизма.
Буддийская религия оказала существенное влияние как на культуру принявших её народов, так и на общемировую культуру. Принцип изменчивости материального мира лёг в основу канонов китайской и японской живописи, характерным признаком которой является незавершённость, буддийскую тематику взял на вооружение традиционный японский театр. Много внимания уделяет этому и театр Индии.
Всемирной известностью пользуются буддийские храмы (в том числе уникальные пещеры Индии), скульптуры, ступы (по преданию Будда приказал сжечь его тело после смерти и поместить пепел в четырёх каменных урнах-ступах на перекрёстке четырех дорог).
Ряд утверждений буддизма соответствуют концепциям современной науки. Буддизм, например, стоит на позициях зависимости пространства и времени от материальных форм, что подтверждается фундаментальной теорией относительности. Сходны с научными представления буддизма о возникновении, развитии и гибели крупных космических структур, взаимосвязи человека и Вселенной, о её строении и эволюции. Буддизм говорил о существовании на других планетах разумных высокоорганизованных существ задолго до появления космической науки.
В современном буддизме имеется несколько концепций, касающихся характера взаимоотношений государства и религии, и все они связаны либо с доктринальными положениями канонического буддизма, либо с древнеиндийскими концепциями царской власти.
В целом же, положения буддизма о непротивлении злу насилием, а также призывы к терпению, отказу от борьбы за лучшую жизнь обеспечили ему поддержку властей и господствующих классов.
Около середины I в. н. э. в восточной части (Палестина) Римской империи появилась новая религия ‑ христианство. Оно возникло в на фоне мистико-мессианских движений иудаизма как религия угнетенных и искавших спасение от жестоких условий в приходе спасателя. В центре христианства находится образ богочеловека – Иисуса Христа.
Причинами возникновения христианства были:
а) начавшийся кризис античных порядков, который породил неуверенность в завтрашнем дне, чувство апатии и бесперспективности;
б) усилившиеся антагонизмы между различными слоями и группами римского населения: рабами и свободными; римскими гражданами и подданными провинций (перегрины, латины), между патрициями и всадниками;
в) кризис существующих в Риме религий, которые уже не могли дать утешение обездоленным.
Христианство усвоило и переосмыслило предшествующие идейные концепции иудаизма, митраизма, древних восточных религий, философские воззрения. Существенное влияние на христианство оказали античные философы Филон Александрийский и Сенека.[19]
На раннее христианство большое влияние оказали течения стоицизма и цинизма[20]. Эти направления в философии античного общества возникли в III в. до н.э. и колебались между материализмом и идеализмом. Согласно стоицизму задача мудреца – освободиться от страстей и влечений и жить, повинуясь “разуму”. Стоики проповедовали твердость, стойкость в жизненных несчастьях и испытаниях. Циники отвергали нравственные нормы, основанные на общественных установлениях и условностях, и призывали к “естественному поведению, простоте и возврату к природе”. Таким образом, стоики и циники отражали идеологию неимущих классов римского общества и были востребованы первыми христианами.
Христианство нашло в Римской империи не только идеи, отвечающие его требованиям, но и другую благоприятную почву - культ императоров. Этот культ проповедовал идею богочеловека и тем самым оказал влияние на христианский догмат о воплощении в человека сына божьего.
Эта религия в Римской империи воспринималось большинством народа как ясная и понятная форма социального протеста, пробуждало веру в заступника, способного обуздать власть имущих, утвердить идею всеобщего равенства, спасения всех людей, независимо от их этнической, политической и социальной принадлежности.
Победа примирительного с властью течения знаменовала новый этап развития раннего христианства. Этот этап прослеживается в посланиях апостола Павла – одного из 12 избранных учеников Христа. В них выражена тенденция к радикальному разрыву с иудаизмом, наблюдается отход от бунтарских настроений первоначального христианства, признаются земные власти, а второе пришествие Христа отодвигается на неопределенный срок. Окончательный разрыв с иудаизмом произошел к середине II в.
В конце концов, распознав сущность идеологии, характер и значение деятельности христианской церкви, императоры стали опираться на нее. В 313 г. эдиктом императора Константина I было официально прекращено преследование христиан и признана свобода вероисповедания в Римской империи. Это был первый, но решающий шаг к превращению христианства в государственную религию. Завершил этот процесс в 392 г. император Феодосий I. Он официально запретил языческие культы. Христианство стало единственной государственной религией Рима.
В V в. распространение христианства происходило в основном в географических границах Римской империи, а также в сферах ее влияния – Армения, Эфиопия, Сирия. Во второй половине 1-го тысячелетия христианство распространилось среди германских и славянских народов, а позднее – в XIII-XIV вв. – среди прибалтийских народов. К XIV в. христианство практически полностью завоевало Европу, и, начиная с этого времени, начало распространяться за пределами Европы, главным образом за счет колониальной экспансии и деятельности миссионеров.
С VII в христианство стало проникать в земли славянских народов. Первыми христианами среди них стали хорваты и сербы. В 988 г. князь Владимир крестил Киевскую Русь и христианство стало государственной религией.
Центральное место в христианском вероучении занимает вера в искупительную жертву «Сына Божьего» Иисуса Христа, который был казнен наместником Иудеи Понтием Пилатом, но затем воскрес из мертвых и вознесся на небо, открыв тем самым возможность воскрешения своих последователей. Христиане верят во второе пришествие Христа на землю для того, чтобы судить живых и мертвых, даровать вечное блаженство праведникам, а грешников обречь на адские мучения.
Основные положения христианской церкви определены в 12 членах символа веры, которые были приняты на Никейском и Константинопольском Вселенских соборах в 325 и 381 гг. В них сформулированы представления о Боге, его отношении к миру и человеку: понятие о триединстве Бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, крещении, загробной жизни и др.[21]
Бог, согласно христианским догматам существует в трех лицах (Троица), или ипостасях: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух. В Боге все они равны между собой, различны только по своим свойствам: отец не рожден ни от кого, сын рожден от отца, дух святой исходит от отца. Эти символы веры составляют основу христианского вероучения.
Во все периоды формирования христианской идеологии, как между отдельными христианскими объединениями, так и между отдельными теологами велась ожесточенная борьба по различным вопросам понимания догматов. Инакомыслие в христианстве проявлялось в виде течений: арианство; духоборство; несторианство, монофисизм, монофелизм и др.
В 1054 в христианстве выделилось два крупных направления: западное – католицизм и восточное – православие. Исторической предпосылкой раскола был раздел в 395 г. Римской империи на Восточную и Западную.
Под влиянием вполне конкретных исторических обстоятельств сформировались две характерные особенности восточного и западного христианства. Западная церковь – это гибкость, быстрая приспособляемость; восточная – консерватизм, тяготение к традициям, к обычаям, овеянным и освященным стариной. Западное христианство оказалось удобной формой религии для стран, в которых социальная обстановка менялась сравнительно быстро. Восточное христианство более подходило для стран с застойным характером общественной жизни.
В истории предпринимались неоднократные попытки к объединению церквей, как силой, так и согласием. В конце XI в. папа Урбан II призвал верующих к первому крестовому походу, который имел своей целью освобождение “гроба Господня” и одновременно обогащение и рост могущества католической церкви. Многочисленные крестовые походы проходили с 1095 г. по 1270 г. Во время четвертого крестового похода (1202-1204 гг.) крестоносцы штурмом взяли Константинополь, осуществив вооруженное подчинение православной церкви Риму. Образованная Латинская империя существовала недолго, в 1261 г. она пала.
Попытки воссоединения церквей предпринимались и в последующее время. В 1965 г. папа Павел VI и патриарх Афинагар I сняли взаимные анафемы с обеих церквей, но воссоединения не произошло.
К настоящему времени насчитывается ряд автокефальных православных церквей, в т.ч. и Русская.
Католицизм. Само это понятие в переводе с греческого означает «всеобщий», отражает претензии его идеологов на то, что именно оно, а не какое-либо иное христианское направление, представляет так называемую «вселенскую Церковь Христову». Впервые было употреблено епископом антиохийским Игнатием Богоносцем во 2 в. и впоследствии закрепилось за Западной церковью.
Сегодня католицизм – крупнейшая и наиболее распространенная разновидность христианства. Число его последователей – около 1 млрд. чел. Католическое вероисповедание широко распространено в Западной, Юго-Восточной и Центральной Европе, Латинской Америке, Африке, США.
На протяжении становления христианство переживало серьезную эволюцию вероучения, культа организации церкви.
Католическое вероучение основывается на Библии («Священное писание») и Традиции («Священное предание»). Согласно католицизму, передача Богом Откровения завершилось вместе со смертью апостолов – учеников Христа, но Откровение в наши дни может углубляться благодаря правильному его постижению. Епископ Рима (Папа Римский), являющийся, согласно католическому учению, наместником Бога на Земле и преемником обладающего ключами от рая святого Петра, а также коллегия епископов – наследников апостолов – совместно создают церковное учение, обладающее статусом «истинности».
Католическое Священное предание представляет собой собрание решений церковных соборов (21, в т.ч. 7 – состоявшихся до разделения церкви), посланий пап.
Особенности вероучения и культа католицизма прямо или косвенно отражают особенности социально-экономического и политического развития феодализма в западной части Европы. Этими причинами и следует объяснять ряд догматов, отличающих католицизм от православия: учение о филиокве, о существовании чистилища, о божественном происхождении власти и непогрешимости Римского папы, о безбрачии духовенства (целибат:, об оставленном Христом и святыми «запасе добрых дел», которыми церковь вправе распоряжаться по своему усмотрению и т.д.[22]
Учение о филиокве – это учение об исхождении Духа Святого не только от Бога-Отца (Символы веры; 1-2 вселенские соборы), но и от Бога-Сына. Такое различие в трактовке Троицы объясняется тем, что у православных это отражало единоначалие императора, а у католиков – авторитет Папы, как наместника Христа на земле.
По католическому учению (XV в.) в загробной жизни, наряду с адом и раем, существует и чистилище. В нем находятся души умерших с раскаянием во грехах, но не успевшие получить на земле отпущение или не успевшие раскаяться в маловажных грехах. В продолжении определенного времени души умерших терпят разнообразные мучения, тем самым очищаясь от грехов.
Догмат о непогрешимости папы и церкви обосновывает распространение влияния католицизма на нерелигиозные сферы жизни общества. Целибат имел целью сохранить за церковью земельную собственность, не допустить ее дробления между наследниками.
К особенностям католицизма относится и более развитый культ Девы Марии. В 1854 г церковь дополнила свое учение догматом о непорочном зачатии Божьей Матери, а в 1950 г. – о телесном ее вознесении. В проповедях она представляется как попечительница семей католиков.
Католические храмы обычно возводятся на основании, имеющем форму креста. Эта форма призвана напоминать об искупительной жертве Христа. Иногда храмы сооружаются в форме корабля, как бы доставляющего людей к тихой пристани Царства Небесного. Используются и другие символы, в т.ч. круг – символ вечности Бога и звезда (8-конечная) – небесное светило, указывающее человеку путь к совершенству. Имеются и другие особенности.
Католицизм в культе признает семь таинств. Они включают в себя: а) обряд миропомазания – совершается в торжественной обстановке епископом не одновременно с крещением, а по достижении 7-12 летнего возраста; причащение – совершается хлебом и вином; крещение – путем окропления водой или погружения в нее; оборудование храмов – алтарь открыт для всех взоров; обряд богослужения – разрешается проводить на родном языке.
Центр католицизма и резиденция его главы – Папы Римского – Ватикан – город-государство с 1929 г. Первичной ячейкой католической церкви является приход, который управляется священником. Высшим после папы духовным чином является кардинал (носят красную мантию). Старшие епископы местных национальных церквей – примасы.
Папа Римский – абсолютный пожизненный правитель церкви – избирается через 18 дней после смерти очередного главы Ватикана кардиналами. Существуют монашеские ордена католицизма: бенедектинцы; францисканцы; доминиканцы; цистерцианцы; иезуиты (25 тыс. членов, руководит 177 католическими университетами и центрами, 500 школами – 1,5 млн. учащихся). Всего насчитывается 140 орденов.
Основными направлениями деятельности РКЦ в современных условиях являются: церковь – вне политики; миссионерская деятельность; международная деятельность; развитие культуры, семьи, экологии, проблемы войны и мира; формирование мирового общественного мнения по социально-экономическим, общественно-политическим и нравственным вопросам.
Социальная доктрина включает в себя: проблемы труда, распространения идеологии потребительства, оценка состояния современной цивилизации, экология и др.
Исторически отношения между Римской католической церковью и государством различались по своему содержанию и форме. В декрете Второго ватиканского Совета от 17 декабря 1965 г. Dignitatis humanae подчеркивается, что люди не должны быть принуждены в вопросах религии, что в идеальном обществе Католическая церковь будет признана официальной религией государства.
Католицизм является государственной религией в Аргентине, Боливии, Коста-Рике, Доминиканской республике, Мальте, Парагвае, Перу. Во многих странах, в том числе и в США католицизм исповедует очень значительная часть населения. Католицизм является господствующей конфессией в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, во всех латиноамериканских странах. Католики преобладают среди верующей части населения в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, Кубе, Литве, западных областях Белоруссии и Украины.
Причину кризисов современного мира католики видят в отказе от религиозных ценностей, в утрате христианством гуманизирующей и цивилизаторской роли. Церковь призывает верующих объединить свои усилия со всеми людьми доброй воли в деле спасения современной цивилизации и продвижения человечества к справедливому и гуманному миру.
После II Ватиканского собора современныйо католицизм переживает этап модерна. Изменения коснулись традиционного христианского понимания Церкви как Богочеловеческого организма, возникает развиваемое официальной "теологией культуры" понимание всех культур человечества как относительно равнозначимых в духовном отношении.
В России первые католические храмы и духовенство появилось в Киеве, Переяславле, Смоленске, великом Новгороде в XI-XII вв. В XIV-XVII вв. к католицизму в Московской Руси было резко отрицательное отношение (конфронтация с католическими государствами). Со времен Петра I и до Октябрьской революции в отношении католической церкви утвердился принцип: терпимое отношение к католикам иностранного происхождения при условии их полной политической лояльности. При Екатерине II между Россией и Ватиканом был заключен конкордат – соглашение о правах и положении католической церкви в стране.
В 1990-1991 гг. Ватикан провел реформу структуры РКЦ в России. Епископ Тадеуш Кондрусевич, апостольский администратор Минска, был возведен в сан архиепископа, назначен Апостольским администратором для католиков Европейской части России с резиденцией в Москве. В азиатской части России администратором католиков был назначен священик Иозеф Верт, настоятель прихода в г.Марксе (резиденция в Новосибирске).
Протестантизм. Стремление высшего католического духовенства установить свою политическую гегемонию, подчинить себе всю светскую жизнь и государство в целом вызывало недовольство и среди государей, и правительств, и ученых, и епископов, и народа.
Одну из первых попыток сломит папское могущество предпринял профессор богословия Пражского университета Ян Гус, выступивший против злоупотреблений римской церкви. Он написал сочинение «О церкви», в котором доказывал, что истинная церковь представляет собой совокупность не только духовенства, но и всех верующих. В 1413 г. он был отлучен от церкви, а в 1415 г. сожжен на костре. Его дело продолжили Ян Жижка, Иероним Савонарола.
Всеобщее возмущение римской церковью закончилось в XVI в. Реформацией. Она привела к расколу РКЦ и к созданию новых вероучений. Реформация отвергла догму РКЦ об обязательном посредничестве духовенства между человеком и Богом. Центральным местом новых учений стала доктрина о непосредственной связи человека с Богом, об «оправдании верой», т.е. спасении человека не с помощью строгого выполнения обрядов, а на основе внутреннего божьего дара – веры.
В результате Реформации во многих странах Европы появилась новая протестантская церковь, отделились вновь образованные церкви: лютеранская (в Германии), названная по имени инициатора реформации августинского монаха Мартина Лютера (1483 – 1546 гг.), кальвинисткая (в Швейцарии), созданная Жаком Кальвином (1509-1564 гг.), англиканская (в Англии), возникшая в результате разрыва с Римом короля Генриха 8, которого английский парламент в 1534 г. объявил главой церкви. Наряду с ними к первоначальным формам протестантизма относятся также цвинглианство (Швейцария и Южная Германия), получившее название по имени Ульриха Цвингли и позднее, в 16-17 вв. слившееся с кальвинизмом, а также пуританизм, анабаптизм, меннонитство, социнианство.
Термином «Протестантизм» обозначают всю совокупность реформаторских церквей, сект и деноминаций, а также доктрин и учений, которым они следуют.
Особенности протестантского вероучения. Протестантизм разделяет основные общехристианские представления символы веры, Священное писание, но отвергает идею посредничества церкви и духовенства между верующими и Богом в деле спасение, отказался от догматического различия между священником и мирянином, отверг институт монашества, культ святых, поклонение мощам, кресту, иконам, пышные, дорогостоящие богослужения. В протестантизме отсутствует целибат. Не признают они и Священное предание.
Богослужение в протестантизме предельно упрощено и в основном сведено к проповеди, с которой может выступить каждый крещенный верующий, пению духовных гимнов, коллективной и индивидуальной молитве. Протестанты признают из семи таинств только два: крещение и причащение, остальные рассматривают как простые обряды.
Католическая церковь оказывала посильное сопротивление протестантизму и Реформации. В системе средств проведения Контрреформации особую роль играли новые религиозные ордена, инквизиция, книжная цензура, деятельность и постановления Тридентского собора. Казни протестантов стали обычным явлением. Особую роль в борьбе с инакомыслием сыграло «Общество Иисуса», или Орден иезуитов.
В России протестантизм явление достаточно молодое и позднее. Лютеранство существует с конца XVI – начала XVII вв. При Екатерине появились меннониты, в XIX в. распространяется баптизм и евангельские христиане, адвентизм. Сейчас зарегистрировано более 3 тыс. протестантстких объединений.
Таковы некоторые особенности христианской религии. Православие более подробно будет рассмотрено отдельной темой.
Ислам. Исторически – это одна из самых молодых религий, т.к. сформировалась в V в. н.э. В настоящее время ислам распространен в Азии, Северной и Центральной Африке, частично в Европе. В мире насчитывается около 1 млрд мусульман. В нашей стране ислам исповедует около 10% верующего населения.
Ислам не только религия, но и система государственно-правовых и моральных норм, канонов культуры, идеология целого ряда политических движений. В свете известных событий середины и конца 1990-х годов, обстановки на Северном Кавказе, событий на Ближнем Востоке изучение истории и современного состояния ислама приобретает еще более актуальное значение.
Ислам появился в Аравии, у арабов семитской семьи народов. С самого начала он был синкретической религией, впитавшей в себя элементы ряда религий этого региона. Основное влияние на первоначальный ислам оказали доисламские древние верования и культы, ханифизм, иудаизм, христианство и маздеизм.
Основателем ислама считается пророк Муххамед (ок. 570-632 гг.) – реальная историческая личность из рода Хашим, племени Курайш (г. Мекка). В возрасте 40 лет он начал свою проповедческую деятельность в Мекке, призывал соотечественников отказаться от поклонения многочисленным племенным богам и верить в единого бога – Аллаха.
Проповеди касались преимущественно души, а не реальной жизни, и поэтому не могли вызвать большой интерес у населения. Со стороны правящих кругов к проповеднику сложилось враждебное отношение. В 622 году он вынужден был вместе со своими последователями бежать («хадж») в Медину. Этот год считается началом мусульманского летоисчисления. Выбор места был удачным, т.к. Медина соперничала с Меккой, особенно в торговле. Реальные интересы определили идеологическую атмосферу, в которой нашла поддержку проповедь новой религии.
Число сторонников новой религии росло, они стали называться мусульманами (араб. – “желающие стать истинно верующими”), а новая вера получила наименование ислам (араб. – “покорность”). После нескольких побед над мекканцами (в 630 г.), Мухаммед продиктовал им условия мира: признать его пророком и принять ислам. Условия были приняты, из храма Кааба выбросили языческие символы и сделали его главной мусульманской святыней. Так образовалось исламское теократическое государство, охватывающее весь Аравийский полуостров – Арабский Халифат.
После смерти Мухаммеда в 632 г. его дело продолжили халифы, первые четверо из которых пользуются у большинства мусульман особым уважением и носят прозвище «праведные» – Абу Бакр, Омар, Осман и Али. При них ислам стал мировой религией.
Вместе с тем, в этот период в исламе произошло разделение на ряд направлений. В 632 году в исламе возникла политическая партия шиитов[23], которые признавали законным преемником Мухаммеда его зятя Али и отвергли династию Омайядов. Постепенно шииты преобразовались в религиозное направление и откололись от основного течения ислама.
Шиизм разделился ещё на множество сект. В 656 г. от Али отделились радикалы и создали течение хариджитов (араб. – “восставшие, отделившиеся”) под лозунгами: социального равенства общего владения землёй, справедливого раздела военной добычи, всеобщих выборы халифа.
В последующем сын Али Исмаил стал лидером хариджитов, что значительно укрепило их позиции. Они провозгласили Исмаила последним законным преемником Мухаммеда и стали называться исмаилитами. Эта секта до сих пор существует в исламе и отличается воинственностью, жёсткой дисциплиной, радикализмом в социальных и религиозных вопросах.
Основная часть мусульман примкнула к течению суннитов[24]. От мусульманского права (шариат) была отделена система правоверного исламского богословия (калам).
В результате дальнейших арабских завоеваний ислам распространился на Среднем и Ближнем Востоке, позднее – в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. В 711 году ислам проник в Европу. Однако при дальнейшем продвижении на север арабы потерпели поражение и остановились.
В IX в. начинается распад Халифата на независимые государства: Египет, Тунис, Алжир, Мавританию. Была восстановлена государственность в Средней Азии и Закавказье, возникла Османская империя. Она сформировалась на другой этнической основе, но с сохранением религиозной преемственности.
В начале ХХ в. в Турции происходит революция, во главе которой встаёт молодой, честолюбивый политик Кемаль, прозванный Ататюрком (отцом турок). В результате революции Турция стала светским государством.
Однако не все мусульмане приняли новую концепцию развития. Приверженцы сугубо религиозного государственного устройства объединились вокруг движения ваххабитов, возникшего ещё в конце XVIII в. в Аравии. Движение получило название по имени его основателя Мухаммеда ибн Абд-аль-Ваххаба. Этот мулла завоевал авторитет, выступая за очищение мусульманской веры подданных Османской империи от влияния “неверных”, за сохранение традиций.
Идеями ваххабитов воспользовался в ХХ в. Абд-аль-Азиз ибн Сауд, лидер борьбы за политическую независимость Аравии. Борьба его и его сторонников увенчалась созданием в 1932 г. самостоятельного государства, которое было названо именем лидера, ставшего королём, Саудовская Аравия. Идеологической основой новой державы стал ваххабизм, а законодательной базой – законы шариата. До сих пор Саудовская Аравия – мощный идеологический и экономический резервуар фундаменталистского движения во всём мире. Бандитская война, ведущаяся на российском Северном Кавказе, в Сирии была бы невозможна в таких масштабах без поддержки Саудовской Аравии.
Когда в VIII – IХ вв. арабы захватили территорию Азербайджана и Средней Азии, они принесли ислам с собой, позже (уже мирным путём), он распространился на землях Волжской Булгарии и в районах проживания кочевников – печенегов и половцев. Была попытка оказать влияние и на славян, однако ислам был отвергнут Владимиром Святым.
Источниками вероучения являются Коран и Сунна. Коран - священная книга мусульман и считается откровением Бога, точным воспроизведением оригинала, выгравированного на пластине в небе, который существовал извечно. Слово Коран по-арабски означает “читать” или “декламировать”. Это связано с тем, что в книге записана речь Аллаха, которую Мухаммеду велено было огласить. Изначально Коран был написан на священном арабском языке, поэтому все мусульмане, независимо от национальности, читают Коран только по-арабски.[25]
Сунна представляет собой сборник рассказов о жизни пророка Мухаммеда и некоторых его преемников. Цель Сунны – дать верующим пример практического применения норм, установленных Кораном.
При всём многообразии верований все течения ислама объединяет признание следующих постулатов: нет Бога, кроме Аллаха; Мухаммед является пророком Аллаха; хотя до Мухаммеда были пророки (Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус Христос), но Мухаммед выше их всех; у Аллаха есть подчиненные ему духовные существа – ангелы и джины; в последний день мёртвые воскреснут и получат воздаяния за свои дела; каждому человеку Аллах заранее предначертал его судьбу;
Мусульманские представления о Боге заимствованы из Библии, однако, Аллах представляется существом с чисто человеческими качествами: он гневается, прощает, одних любит, других ненавидит, но в несравненно большей мере, чем человек. Мир, как и в Библии, якобы сотворён Аллахом за шесть дней. Каждый элемент мира Аллах творил повелением: “Будь!” По исламскому вероучению мир должен погибнуть и концу света будет предшествовать приход на землю всех пророков, бывших до Мухаммеда. Люди распределятся между адом и раем.
Моральные заповеди ислама считаются его приверженцами приемлемыми для всех времён и народов, да и чт
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 401;