Тема 5. НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ГОСУДАРСТВО: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
v Понятие и разновидности нетрадиционных религий. Характерные особенности отдельных видов нетрадиционных религий. Особенности государственно-конфессиональных отношений с НРД.
Духовные искания являются вечным спутником историко-культурного развития человечества являются духовные искания. Возможно, именно им присущ вневременной характер.
Середина ХХ столетия была отмечена появлением значительного числа новых религиозных движений, организаций, культов, которые в религиоведческой литературе чаще всего называют новыми нетрадиционными религиями. Большая часть их адептов представляют Бога нетрадиционно - не как личность, которая может отвечать на обращенные к ней молитвы, а как некое добро, гуманность, разум, Вселенную и т.д[48].
Ныне с мировыми религиями соседствует около 30 тыс. иных религиозных учений и культов. В новые религиозные движения вовлечено порядка 120 млн. человек.
Именно общественная и государственная безопасность подвергается в ряде случаев негативному воздействию в результате деятельности представителей религиозных культов деструктивной направленности; размываются духовные и культурные корни различных слоев общества; нарушается преемственность национальных традиций.
Сохранение существующего положения дел в перспективе способно вызвать нежелательные последствия и привести к реальной угрозе нарушения конституционных основ государства.
Многонациональный и поликонфессиональный состав населения страны исторически способствовал формированию такого признака ментальности, как веротерпимость. В краткий период времени, когда традиционные религии России реанимировали свои ранее утраченные возможности, новые религиозные движения, опираясь на закон о свободе совести и статьи Конституции РФ, заняли прочное положение в духовной жизни российского общества. Конкретная практика деструктивных культов, наносящая вред духовному здоровью личности и общества, разрушающая традиционный уклад духовно-культурных ценностей страны и приводящая к конфликтам в области этноконфессиональных отношений является источником угроз безопасности в духовной сфере
Под новым религиозным движением понимается религиозная или духовная группа, зародившаяся сравнительно недавно во второй половине 20 века и позже или ещё не получившая общественного признания в качестве религии, секты, деноминации или «церкви». Вместе с тем, следует иметь в виду, что в религоведческой литературе понятие «секта» чаще всего понимается как оппозиционное движение[49].
Все нетрадиционные религии обладают характерными признаками традиционных религий: наличием вероучения, культово-обрядной системы, организации. Их нетрадиционность проявляется не в какой-то специфике, экстравагантности, а в том, что они возникли сравнительно недавно, в новейшее время и в этом смысле не являются религиозными вероисповеданиями, привычными для нас, имеющими давнюю традицию в европейской или североамериканской культуре. Исследователь этой проблемы Л.Н. Митрохин предложил назвать возникшие в нашем веке религиозные вероисповедания религиями «Нового века»[50]. Иногда их называют «внеконфессиональные неканонические верования», «альтернативные культы», «молодежные религии».
Обобщенно можно сказать, что нетрадиционные религии — это такие религиозные системы, которые исторически не унаследовали от прошедших эпох определенным этносом или общностью, не свойственны их религиозной духовности, не укоренились в быту, культуре, а получили свое распространение в результате деятельности каких-либо вновь появившихся «пророков» или же в результате миссионерской деятельности проповедников с их исторической родины.
Это довольно расширительная трактовка нетрадиционных религий. По мнению авторитетного специалиста по этой проблеме Е.Г. Балагушкина, «строго говоря, нетрадиционными религиями правильно называть только радикальных противников существующей религиозной традиции и официальных церквей, к тому же занимающих альтернативную позицию к социально-политическому статус-кво»[51].
При всей разнородности состава нетрадиционных религий они все же представляют единую категорию — технологическое явление иной религиозности, радикально отличающейся от традиционной для данного общества в рассматриваемый исторический период.
Для них характерна интенсификация социальных функций религии, а часто и пропаганда новых социально-религиозных учений обновленческой, оппозиционной либо альтернативной направленности, разработанных на основе радикально отличных (обычно нетрадиционных) вероучений.
Нетрадиционные религии существуют в различных, организационных формах: харизматического культа, секты, оккультно-мистических обществ, школ и клубов прикладного спорта с религиозной мировоззренческой «подкладкой» и т.д.
Таким образом, нетрадиционные религии — это такие религиозные системы, которые исторически не унаследовали от прошедших эпох определенным этносом или общностью, не свойственны их религиозной духовности, не укоренились в быту, культуре, а получили свое распространение в результате деятельности каких-либо вновь появившихся «пророков» или же в результате миссионерской деятельности проповедников с их исторической родины.
Характерные особенности отдельных видов нетрадиционных религий. Одной из самых распространенных форм традиционных религий является харизматический культ. Суть его в следующем:
1. Во главе стоит харизматический лидер, уверяющий что он обладает новым уникальным «откровением» относительно Бога и реальности.
2. Лидер создает особую «семью или коммуну, в которой его называют «отцом».
3. Лидер устанавливает обязательные для всех абсолютные правила поведения, но вовсе не обязательно следует им сам.
4. Группа придерживается катастрофически-аполексистического взгляда на мир. Члены организации часто отказываются от всею имущества, меняют место жительства.
5. Используется определенная техника контроля за поведением обращенных, обычно предполагающая изоляцию от внешнего мира.
6. Культ в этих новых организациях предпочтительно коллективный, используется «техника» психологического манипулирования, психотерапия, особое внимание уделяется новообращенным, их адаптированию к группе.
Нередко в религиоведческой литературе такие культы называют тоталитарными культами или тоталитарными сектами.
В такой организации присутствуют три основных признака 1) существует тенденция полного вовлечения адептов в организацию и контроля их личного времени, поступков, мыслей;
2) присутствует четко выраженная жесткая иерархическая структура;
3) пропаганда своей исключительности в мире богоизбранности.
Исследователи нетрадиционных религий выделяют следующие их разновидности:
1. Неохристианские объединения — «Церковь объединения», ЮСМАЛос, «Великое Белое Братство», «Дети Бога», «Церковь тела Христова» и др. Для этих вероисповеданий характерно стремление объединить христианское вероучение с элементами традиционных религий, наукообразная фразеология вероучения, ярко выраженные мотивы скорого конца света и мессианизма, наделение руководителя статусом посланника Бога, «живого Бога», сообщающего людям новое откровение и высшие нравственные предписания.
2. Саентологические (от англ. scienсе — наука) или наукообразные направления. Классический представитель — «Церковь саентологии» Р.Л. Хаббарда. В этих направлениях получают мистическую трактовку различные неисследованные явления природы и психики человека.
3. Неоориенталистские культы: «Общество Сознания Кришны», «Тихоокеанский узел — буддийский центр», «Миссия Божественного света», «Махарай Джи» и др.
Общей чертой всех этих неоориенталистских (восточных) культов является агрессивная антиинтеллектуалистская направленность, а также способы психофизического воздействия на человека. Они так называются потому, что заимствованы с Востока: это западные издания индуистских и буддийских учений.
4. Неоязычество, характерной особенностью которого является культ Природы, установка на развитие собственных сил и способностей человека и обретения им благодаря этому жизненного успеха и «спасения» в форме сверхъестественного могущества, превосходства над злыми силами и гарантии гармоничных отношений с окружающим миром.
В отличие от последователей традиционного христианства сторонники неоязычества ратуют за более определенную, надежную и близкую перспективу своего сакрального совершенства, поскольку видят ее реализацию не в отдаленном царствии небесном, а «здесь и теперь», в своем земном существовании, и не по благодати, не по милости божьей, а в результате своих собственных достижений в овладении оккультными силами. В качестве разновидности неоязычества можно рассматривать «Систему Учителя Иванова».
5. Сатанинские культы и секты проповедуют осмысление действительности и решение проблем современного мира принципиально изменив вектор своей сакральной ориентации, т.е. установив прямо противоположные сакральные приоритеты в сравнении с принятыми в традиционных религиях.
Они поклоняются персонифицированному Злу как верховному сакральному началу. Подобная ориентация свойственна основанной Ла Веем «Церкви Сатаны», а также менее крупным объединениям достаточно широкого движения дьяволомании, приверженцы которого провозглашают себя сознательно носителями зла и антиподом христианства.
Деление нетрадиционных религий на эти группы несколько условно, так как в содержательной части вероучений и культовой деятельности между ними нет жестких границ. Так, например, неохристианские вероисповедания используют многие элементы восточных учений и культовой практики, при обосновании вероучений используется наукообразная фразеология. В свою очередь, неоориенталистские культы пытаются найти опору в христианском сознании, использовать знакомые для европейцев и американцев христианские образы и понятия.
Рассмотрим ряд таких нетрадиционных вероисповеданий. Наиболее значительное распространение получила «Церковь объединения» или «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства».
«Церковь объединения» основана в 1954 году в Южной Корее преподобным Сан Мун Муном. В настоящее время эта организация имеет миллионы последователей в более, чем 150 странах мира. Она представляет собой целостную международную организацию.
Руководящий Центр Церкви — «Всемирный Миссионерский центр» находится в Нью-Йорке. Президентом центра является преподобыьй Кван.
«Церковь объединения» зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации. Группы приверженцев этой церкви имеются в ряде крупных городов России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и т.д.
Основатель церкви Мун родился в 1920 году. Свое призвание он почувствовал в возрасте 16 лет, когда в состоянии как он утверждает, нисхождение на него Божественного откровения.
В результате девятилетней духовной работы он сформулировал основополагающие истины веры, изложенные им в труде под названием «Божественный Принцип».
Согласно учению Муна, существует единый Бог, отец всех наций, извещающий о себе в иудаизме, христианстве, исламе, буддизме и других религиях мира. Теперь настало время осознать живого Бога вне границ традиционных религий.
Человеческая история складывается из трех периодов: «век Ветхого Завета», «век Нового Завета», «век Завершенного Завета». Каждому веку Бог сообщает «истину в определенном объеме, учитывая духовный уровень людей, используя различных мессий и пророков. Первый и второй периоды получили свою «истину в Библии. В 1960 году начался последний период — век «Завершенного Завета».
Мессией третьею периода Мун объявил самою себя, а свой труд «Божественный Принцип» существенным дополнением откровения.
Мун считает, что Христос, создавал церковь, видел в ней не некую организацию, а основание Царства Божия на Земле.
Цель «Церкви объединения», состоит в строительстве этого царства. Поскольку основными препятствиями для создания этого царства являются, с точки зрения Мука, расизм, войны, бедность и другие социальные пороки, постольку в Церкви первенствующее значение придается не индивидуальному нравственному совершенствованию, а активному социальному действию.
Церковь ведет большую предпринимательскую деятельность. Она владеет корпорациями в ситцевой промышленности, рыболовстве, производстве компьютеров, медицинской техники. Преподобный Мун видит в промышленности фундамент, на котором будет построено «Царство Божие».
«Церковь объединения» функционирует во всем мире как «семья». В ней отсутствуют формальные каноны и обряды. Главное, по учению Мука, это составляющие ее люди, заботящиеся о других людях.
Члены церкви жертвуют религиозной общине деньги, имущество. Главная цель члена церкви — обрести «новое рождение» и принять активное участие в строительстве царства Божия.
«Церковь объединения. — это весьма развитая организация, способная потягаться с, так называемыми, традицонными религиями. Но выросла она до таких размеров и приняла такую форму из маленькой общины—харизматического культа, пройдя все стадии институциализации, оцерковливания. Основные принципы создания нетрадиционных вероисповеданий работали в ней на начальной стадии формирования.
Изложенкыё выше принципы институализации культовых систем являются общими для всех возникающих вновь исповеданий. И в этом мы можем убедиться, изучив историю возникновения и деятельность сформировавщейся в России и на территории бывшего СССР «Церкви Виссариона» или «Церкви Единой веры».
Родившийся I4якваря I96I года в г. Краснодаре Сергей Тороп, в мае 1990 года в г. Минусинске Челябинской области объявляет о том, что он является новым мессией, сыном Божьим, проводником духа Святого Великой Мудрости Творца — Виссарионом, что значит «дающий жизнь».
На основе минусинского общества уфологов - кружка местной интеллигенции, интересующихся различными внеземными неопознанными объектами, рассуждавшими о возможных формах внеземной цивилизации, увлекавшейся различными восточными культами, возникает харизматическая культовая община. Сергей Тороп получает имя Виссарион. Сначала он выступает как апостол, последователь Христа, а затем со временем наделяется характеристикой Живого Бога.
Виссарион начинает активную миссионерскую деятельность. В городах России и СНГ он собирает довольно крупные аудитории и создает общины своих приверженцев.
В 1993 году публикуется «Слово Виссариона», являющееся Последним Заветом от пославшего его Отца Небесного. Это послание, как и в учении Муна, трактуется как Третий Завет. Общение с аудиторией высвечивает в содержании этого Завета определенные проблемы, и вскоре в том же году выходит первое дополнение к «Слову Виссариона», а в 1994 году выходит в свет второе дополнение.
Чтобы повысить эффективность миссионерской деятельность Виссарионом и его учениками создается своего рода катехизис — краткое изложение его учения под названием «Основные положения учения Виссариона — учения единой веры».
Религиозная организация — «Церковь Единой веры» официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции Российской Федерации. Центр ее находится в г. Минусинске. Там же проживает Виссарион, собираются наиболее преданные его последователи. Они продают свое имущество и все деньги жертвуют на строительство храма, в котором хотят встретить Конец Света.
Ощущения скорого Конца Света — одно из характерных настроений среди членов этой община Они разрушили свои традиционные социальные связи, бросили работу, ушли из семьи, живут своей особой семьей или «коммуной».
Те из них, кто сохранил какие-то средства, могут снимать жилье, более или менее регулярно питаться. Большинство же влачат жалкое существование, вдут полуголодный образ жизни. Но это их не очень беспокоит.
В общине существуют большие ограничения на те или иные виды пищи: мясо, молоко, хлеб и т. д. Члены общины крайне озабочены тем, чтобы не нарушать этот запрет.
Виссарион периодически дает им разъяснения как по вопросам вероучения, культовой деятельности, так и по повседневному поведению. Он сам больше не занимается миссионерской деятельностью. Живет обособленно, общается только с самыми приближенными. И даже для членов общины, живущих в Минусинскё, встреча с ним — большая редкость.
Виссарионовские общины в основном состоят из интеллигентных людей, имеющих высшее образование, включая лиц, имеющих ученые степени и звания. Многочисленную прослойку составляют представители естественных и технических наук. В основном это люди среднего возраста 25—45 лет.
ЮСМАЛОС — Великое Белое Братство также является неохристианской разновидностью новых религиозных движений, претендующее на создание «истинной церкви Иисуса Христа». Это движение было создано в 1990-1991 гг. Ю.А. Кривоноговым и М. Цвигун (в девичестве Марина Мамонтова) в г. Киеве. В 1992 г. центр организации был перенесен из Киева в Москву Ю.А. Кривоногов (1941 г.р.) — кандидат технических наук, специалист в области микроэлектроники принял ритуальное имя Иоанн Свами. М. Цвигун (1961 г.р.) в прошлом работник райкома комсомола, начала называться «Матерь Мира Мария Дэви Христос».
ЮСМАЛОС представляет собой аббревиатуру, образоваюую из трех частей. ЮС — Иоанн Свами, Бог — Отец, МА —Мария Дэви, матерь Мира, ЛОС — Логос, Иисус Христос. Этот сокращенный термин обозначает множество различных понятий, среди них три основных: имя нового Иисуса Христа ,название Программы насыщения Светом избранного человечества и учение Матери Мира. другое более распространенное наименование этого движения — «Белое Братство» связано с одним из основных понятий религиозного учения Ю. Кривоногова и М. Цвигун, которое они заимствовали из «Агни — йоги» Е.И. Рериха.
Святым Писанием юсмалиане считают три небольшие по объему произведения: Учение ЮСМАЛОС, Наука о Свете, «Поэма Величальная» (проповедь и пророчество в стихах Марии Дэви и Иоанна Снами и Апокалипсис Иоанна Богослова.
Как и другие разновидности христианства, в качестве основного символа юсмалиане принимают крест. Однако символика креста и крестного знамения существенно видоизменены и переосмыслены: крест понимается в качестве базисной структуры мироздания, а крестное знамение —как особая «Энергетическая мантра», созданная из нескольких ключевых мифологем: «Иисус — ЮСМАЛОС — Эзодюс Христос». Кроме того, равноконечный белый крест объявлен символом Матери Мира.
Наряду с этим в учении ЮСМАЛОС есть и принципиальная религиозная новация в трактовке высшего сакрального начала: Бог двупол, в нем присутствуют мужское и женское начала, которые первоначально существуют слитно, затем разделяются, воплотившись в библейских Адама и Еву, а потом в Иоанна Снами и Марию Дэви.
После исполнения пророчества о жертвенной гибели последних вновь должен появиться двуполый Бог-андрогин — Новый Иисус Христос Важна, однако, не сама по себе эта метаморфоза, а введение в новую мифологему женского начала на правах божественной ипостаси, одного из ликов Бога, причем играющего главную роль в современную апокалиптическую эпоху. Эта эпоха названа «эпохой Матери Мира», поскольку ведущая роль в ней отводится Царице Земной и Небесной — Марии Дэви.
Библейское пророчество о приходе мессии переистолковывается в том смысле, что в нем «подразумёвалась Живая Мать — Мария Дэви. Ныне Она и Господь Иисус Христос — Одно.
Мессия «уже пришел в женском теле Матери Мира Марии Дэви. После установления царствия Божьего на земле Мария Дэви должна стать Князем Нового Мира.
Центральную роль в представлениях юсмалиан играет новый миф о предстоящей неотвратимой гибели руководителей Белого Братства, миф, основанный на космогонии.
Следует отметить, что осуждение грешного, падшего земного мира оборачивается в учении ЮСМАЛОС антиобщественными установками, призывами к нигилистическому отношению к закону и порядку. Эти установки нашли свое практическое воплощение в Киевском бунте юсмалиан в октябре 1993 г., когда все приверженцы этого движения съехались в Киев и захватили храм св.Софии для того, чтобы встретить там Конец Света. Эта акция сопровождалась столкновениями и беспорядками.
После ареста и суда над лидерами ЮСМАЛОС Ю. Кривоноговым и М. Цвигун как организаторами беспорядков в движении наступил период дезорганизации. Однако репрессивные меры не привели к исчезновению этого движения, а лишь перевели ее на нелегальное положение. Но прежнего размаха это движение уже не приобретает.
Неоориенталистские объединения. Наиболее крупной из неоориенталистских современных вероисповеданий является «Международное Общество Сознания Кришны» (МОСК - религиозная организация вайшьев).
МОСК было основано в 1966 году в США индийским проповедником Абхай Ширан Де (1896—1977) получившим ритуальное имя Его Божественная Милость Бхактяведанты Снами Прабхунда. Благодаря активной миссионерской деятельности основателя общества и его последователей это религиозное вероучение получило широкое распространение по всему миру.
В Россия деятельность кришнаитов началась в 1972 году, по инициативе самого Снами Прабхунды. В настоящее время в России имеется более 90 храмов МОСК. Общее количество приверженцев этой религии около 700 тысяч человек. Ведется подготовка кадров священнослужителей, издается журнал «На пути к Богу».
Кришнаиты представляют свое вероучение и культ как органическое продолжение, современную интерпретацию древнего ведического учения. Основной труд, в котором Снами Прабхунда изложил свое учение, называется «Бхагават-Гита, как она есть». Таким образом, кришнаиты хотят подчеркнуть, что их религия не является каким-то новообразованием. Она имеет древнейшие корни.
Вероучение кришнаизма или религия вайшьев (преданных Богу) основано на традиции монотеизма. С точки зрения этого вероучения, существует единственный абсолютный Бог — Кришна, который выступает в трех сторонах своего проявления: Бхагавака, Брахман и Паратама Бхагавак — это сторона Бога как Верховной личности, обладающей непостижимыми качествами, всем богатством, могуществом, красотой.
Кришнаиты большое значение придают учению о двойственной природе всего мира: духовного и материального. Человек также представляет собой существо, состоящее из двух начал: духовного и материального.
Духовное начало является основой человека, то, что живет вечно, тело лишь оболочка души, и душа постоянно меняет эту оболочку. Следуя традициям ведической религии, кришнаиты утверждают, что душа способна перевоплощаться в 8400000 форм жизни. Эти перевоплощения происходят по закону Кармьг и могут продолжаться бесконечно.
Однако, когда душа приобрела человеческий облик, у нее появляется возможность прервать эту цепь перерождений, развить свое изначальное духовное сознание и осознать себя неотъемлемой частицей Верховного Господа. Иными словами, у нее появилась возможность слиться с Кришной.
Освободиться от материального мира, развить в себе сознание Кришны может каждый человек. для этого он должен посвятить себя преданному любовному служению Богу. Это служение составляет основу бхакта-йоги, которая складывается из девяти видов деятельности.
Бхакта-йога составляет основу культовой деятельности кришнаитов. Цель культовой деятельности кришнаитов, по их мнению, заключается в том, чтобы полностью загрузиться в духовное сознание, восстановив свои взаимоотношения с Богом и развить в себе любовь к Богу, изначально присущее каждому живому существу.
Один из важнейших принципов, на которых базируется культовая практика кришнаитов, состоит в самоограничении человека. Кришнаит — преданный должен стремиться свести к минимуму потребности материального тела, чтобы поднять свое сознание на более высокий уровень и сберечь время для духовной деятельности.
Самоограничение включает в себя отказ от мирской жизни и всех благ, которые она предоставляет. Идеальной формой такого отказа является прежде всего имущество, пожертвование средств в пользу Общества Сознания Кришны и переход на положение монаха или монахини в храм. Те, кто не переходят на монашеский образ жизни, могут продолжать свою деятельность в мире, зарабатывая себе на жизнь и внося пожертвования в храмы.
Большое значение в кришнаизме придается пищевым ограничениям. «Преданным» запрещается употребление в пищу мяса, рыбы, яиц. Кришнаиты пропагандируют вегетарианскую пищу. Вместе с тем, они запрещают применение одурманивающих и возбуждающих средств, в том числе кофе, чая, табака. Осуждают недозволенные половые отношения, то есть половые отношения, не предназначенные для зачатия детей.
В культовой практике кришнаитов большое место отводится омовению. Чистоплотность, по их мнению, — это одно из важных качеств «преданного». Омовение рекомендуется совершать два — три раза в день. Совершив омовение, «преданный» наносит на тело тилак. Тилак — это глина с берегов Ямуны — одной из священных рек Индии.
Тилак наносится на лоб и двенадцать других мест на теле, каждый раз произносится одно из имен Вишну. Эти знаки, с точки зрения кришнаизма, защищают тело и указывают на то, что человек, носящий тилак, является преданным Верховной Личности Бога, Нуш Кришны.
Большое место в культовой практике кришнаитов занимают ритуальные богослужения в храме. Эти богослужения совершаются каждый день, начиная с рассвета — в 4 утра — и заканчиваются в 21 час.
Особое значение в культовой практике занимают медитации. Во время медитации человек полностью выключается из этого мира и концентрируется на любви к Богу. Исключительная роль во время медитации отводится мантре (очищение ума). С точки зрения кришнаитов, мантра — это воспевание святых имен Бога. В течение дня кришнаиты должны произнести мантру 1728 раз.
Как утверждают учителя кришнаизма — гуру, повторение мантры необходимо для того, чтобы полностью сконцентрировать сознание на Боге, придя в молитвенное состояние и медитируя на звуки Его святого имени.
Медитации могут носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Индивидуальные медитации (джана) совершаются на четках.
Коллективные медитации осуществляются во время службы в храме. Этот вид медитации называется киртана.
Кришнаиты придают религиозное значение всей жизнедеятельности своих последователей — «преданных». Поэтому в качестве культовой деятельности выступают и уборка храма, и перевод на родной язык учения Свами Прабхунды, и благотворительная деятельность.
За каждым «преданным» закреплены определенные обязанности и выполнение их осмысливается как осуществление религиозного долга, форма проявления любви к Кришне и служение ему. Наиболее же важной признается миссионерская деятельность, проповедь и пропаганда учения, включая и переводческую и издательскую деятельность.
Международное Общество Сознания Кришны представляет собой деноминацию. Основными ячейками религиозной жизни являются храмы. При храмах, как правило, создают проповеднические (миссионерские) центры — гуркулы, где получают систематическое религиозное образование и воспитание пришедшие в общину «преданные». После прохождения обучения они получают посвящение в вайшнаиты. Все храмы в административном отношении самостоятельны.
Вместе с тем, имеются три уровня взаимодействия и координации их деятельности: региональный, зональный и национальный.
На низшем уровне координация проходит через региональные советы, состоящие из представителей храмов региона. На национальном уровне — через совет президентов наиболее крупных храмов данной страны. Мировой центр международного общества Сознания Кришны находится в Индии Западная Бенгалия, город Маяпур.
Неоязычество. Среди нетрадиционных религий, сформировавшихся в нашей стране на территории бывшего СССР, широким влиянием пользуется Система Учителя Иванова.
С точки зрения представителей этого направления акцентируется внимание на сакрально-ритуальной стороне Системы, целью которых является не просто оздоровление организма, достижение физического и нравственного совершенства, а достижения высокого сакрального состояния, ставших «независимыми от своего социально-бытового окружения и природной среды.
Эта часть приверженцев стремится к созданию религиозной по своей сути организация, общины Паршека. «Это будет группа всех допущенных Природой людей. Они за дело возьмутся так, как делает наш Паршею», - писала одна из последовательниц Иванова.
Проблемы взаимоотношений государства и НРД. Наиболее крупными НРД на сегодняшний день могут быть названы последователи Порфирия Иванова (ивановцы), Церковь Последнего Завета (виссарионовцы), Белое Братство – Юсмалос, Бажовское движение и некоторые другие.
Все вышеуказанные разновидности НРД не только кардинально изменили конфессиональный спектр, исторически характерный для России, но в определенной мере разбалансировали, дестабилизировали религиозную обстановку в государстве. С их появлением и бурным распространением в государственно-конфессиональных отношениях возникает принципиально новый блок вопросов и проблем, не имевших места в недавнем прошлом. Признавая в полном объеме право на свободу совести как для российских граждан, так и для всех въезжающих в страну иностранцев, государство тем не менее оказалось в ситуации, при которой столь важная сфера, как религиозно-духовная, не может оставаться вне пристального государственного внимания.
В массированном потоке новых религиозных объединений, хлынувших на регистрацию, вполне могли оказаться и оказывались группы, чья деятельность либо не соответствовала заявленным уставным целям, либо сама группа фактически не являлась религиозной, а лишь использовала предоставляемый статус юридического лица для иных целей. Причиной открывшихся широких возможностей для злоупотреблений и просто противоправной деятельности любых сомнительных групп в большой степени служило несовершенство законодательства указанного периода[52].
Существование и продолжающийся активный рост НРД зарубежного происхождения, хотя и происходит формально в соответствии с конституционными положениями и нормами действующего законодательства, но ставит под угрозу культурно-исторические духовные ценности и ориентиры, которые всегда цементировали государство, формировали национально-культурную самоидентификацию. Это практически не доказывается никакими юридическими нормами, но существует как объективная реальность.
Наиболее сложными вопросами в связи с деятельностью HPД как иностранного, так и отечественного происхождения стали вопросы соответствия их деятельности положениям Указа Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", в котором, в частности, обозначена угроза проникновения в Россию экстремистских религиозных организаций и структур[53]. Признавая в полном объеме право на свободу совести как для российских граждан, так и для всех въезжающих в страну иностранцев, государство, тем не менее, оказалось в ситуации, когда столь важная сфера, как религиозно - духовная, не может оставаться вне пристального внимания.
Таким образом, нетрадиционные религии получили свое развитие во второй половине XX – начале XXI вв. Они стали негативной реакцией на бессилие традиционных конфессий перед социальными проблемами современности. Особую опасность из них представляют тоталитарные секты и движения, религиозный экстремизм.
Практически все известные НРД формировались как разновидность харизматических культов. Их общие признаки таковы: во главе стоит харизматический лидер, уверяющий, что он обладает новым уникальным «откровением»; лидер единолично устанавливает ритуал; учение придерживается эсхатологического взгляда на мир; используется определенная техника контроля за поведением обращенных, обычно сопровождаемая изоляцией от внешнего мира и техника психологического манипулирования; экстравагантность внешнего вида и культовой практики в сочетании с глубокой эмоционально-психологической стороной культа.
Можно сделать вывод о том, что части НРД присущи признаки деструктивности. Ее объективным критерием служит нарушение адептами НРД в силу доктринальных установок, норм общественной жизни и совершение конкретных преступлений, предусмотренных уголовным кодексом.
Возникает напряженность во взаимоотношениях между традиционными конфессиями и новыми религиозными движениями. Последние заинтересованы в этом, поскольку напряженность во взаимоотношениях способствует сплочению религиозных новообразований. Традиционные религии воспринимают противостояние с НРД как борьбу добра абсолютным злом.
Государственно-правовое регулирование отношений в сфере НРД имеет свои особенности и нуждается в постоянном совершенстве на основе учета паритета личных прав и свобод граждан и интересов общества. В этой сфере имеется ряд нерешенных проблем: отношение к новым религиозным движениям, их типология, государственная регистрация иностранных миссий и представительств и др.
Вопросы для самопроверки:
1. Раскройте понятие новых религиозных движений.
2. Как классифицируются новые нетрадиционные религии?
3. Каковы характерные особенности харизматических религиозных культов?
4. В чем заключается опасность тоталитарных и сатанинских сект?
5. В чем проявляются особенности и проблемы государственно-конфессиональных отношений с НРД?
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 706;