И предмет философского анализа


Каждый человек что-нибудь знает и умеет делать. Люди реализуют свои знания, не задумываясь при этом о том, что такое знание и в чем сущность познавательного процесса. А между тем - это вопрос сугубо философский, к тому же весьма сложный. Проблема познания - одна из самых древних проблем в философии. Человечество давно поставило вопрос: «Что значит знать?» Этот вопрос настолько важен, что Энгельс рассматривал его как вторую сторону основного вопроса философии: познаваем ли мир? В истории философии были мыслители, которые сомневались в познавательных возможностях человека. Их называли скептиками, а с 17 века скептицизм переродился в агностицизм, т.е. отрицание возможностей человека познавать мир в принципе и по существу. Агностицизм продолжает существовать и в наши дни, причем таких взглядов могут придерживаться и материалисты, и идеалисты. К. Маркс считал, что человек способен познавать мир. Так же положительно решил вопрос о принципиальной познаваемости мира и В.И. Ленин. Он положил в основу теории познания теорию отражения. Человек отражает в своем сознании внешний мир, обогащается знаниями, вступая во взаимодействие с окружающими миром. В этом взаимодействии выделяют две стороны: объект познания и субъект познания, т.е. предметы внешнего мира, на которые направлена деятельность человека, и тот, кто познает что-либо.

В.И. Ленин изложил основы диалектико-материалистической теории познания в своей книге «Материализм и эмпириокритицизм». Он писал, что в теории познания (как и в других областях науки) следует рассуждать диалектически, т.е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать, каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным. В.И. Ленин также предложил свою формулу, которая показывает диалектический характер процесса познания: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности».

Процесс познания протекает в два этапа. На начальном этапе познавательного процесса мы получаем с помощью органов чувств эмпирические факты, а дальше в процессе мышления происходит их рациональная обработка, анализ и синтез, вырабатывается новое обобщенное знание, истинность которого проверяется на практике. «Живое созерцание» или чувственное познание проходит в трех формах - в ощущениях, восприятии, представлении. Ощущения - это результат воздействия объекта на наши органы чувств. Ощущения дают нам поверхностные знания об отдельных сторонах объекта. Восприятие - это целостный чувственный образ предмета. Представление - это обобщенный образ предмета, опосредованный идеальный образ, созданный на основе памяти.

Вторая ступень познавательного процесса - абстрактное мышление. Оно также протекает в трех формах - понятиях, суждениях, умозаключениях. Понятия - это слова, в которых закреплен определенный смысл, отражены какие-то свойства предметов и процессов. Суждение - это предложение, в котором что-то либо утверждается, либо отрицается. Умозаключение - это вывод, который делается на основе двух или нескольких суждений. Умозаключение строится с помощью индукции и дедукции. Умозаключение индуктивное, когда мысль движется от знания частного характера к общему знанию. Дедуктивное умозаключение выводится обратным путем: мы идем от общего знания к частному знанию.

Заключительный этап познавательного процесса по ленинской формуле - практика. Понятие практики является фундаментальным для философии. Оно в самом широком смысле означает взаимодействие человека с окружающим миром. Практика имеет большое значение для познания. Оно развивается благодаря тому, что человек активно вмешивается в объективные явления, преобразует их и испытывает на себе их воздействия.

Таким образом, практику можно определить как целенаправленную сознательную деятельность человека, ведущую, в конечном итоге, к преобразованию природы и общества. В свое время В.И. Ленин выделил три вида практики: 1. материально-производственную; 2. общественно-политическую (или социальную); 3. научно-экспериментальную. К этим видам можно добавить техническую деятельность человечества, педагогическую, художественную и другие виды деятельности, т.е. в практику входит вся совокупность деятельности человека в области материального производства, в духовной сфере, в науке, искусстве, в обыденной жизни. Практика играет огромную роль в жизни человечества. Она является источником и основой познания. Практика позволяет раскрыть наиболее полно объективную природу вещей и явлений. Практика заставляет вещи окружающего мира взаимодействовать и, тем самым, проявлять свои свойства и связи. Практика выступает также основой познания и потому, что уровень ее развития определяет уровень развития технических средств и приборов. А от их применения, в свою очередь, зависят темпы познания человеком окружающего мира, глубина отражения его свойств. Уровень практики определяет также направленность познания. Практика является критерием истинности знаний. Существует и логический способ проверки знаний. Весь понятийный аппарат, которым при этом пользуются, в прошлом неоднократно подтверждался практикой. Формы практической проверки так же многообразны как и сама практика. Практика включает в себя: 1. осознание цели; 2. изготовление орудий; 3. их применение в процессе реализации намеченной цели. Практика, как предметная материальная деятельность людей, выполняет три функции: 1. Она является основой познания; 2. Она - конечная цель познавательной деятельности; 3. Она - критерий истинности знаний, полученных человеком. Именно эта ее функция является основной функцией практики. В ходе свой практической деятельности человек проверяет, насколько верно его знание о мире отражает процессы и вещи окружающего нас мира. Для практического применения человеку нужно не просто любое знание, а такое знание, которое отражает мир наиболее правильно, полно и всесторонне; таким, каким окружающий мир является сам по себе, независимо от сознания человека. Такое знание и называют истинным знанием. Таким образом, истина - это соответствие содержания знания действительности. Это мера адекватности (соответствия) идеального материальному, соответствие образа предмета самому предмету. Истина - это верное отражение объекта в сознании человека. Истина объективна по характеру.

Выделяют истину относительную и абсолютную. Относительная истина отражает объект с известной точностью, не сразу целиком и полностью, не всесторонне, исчерпывающе, абсолютно, а приблизительно, в общих чертах, т.е. относительно. Абсолютная истина понимается в двух смыслах: 1. как полное, исчерпывающее знание о действительности; 2. как тот момент объективной истины, который не может быть опровергнут в будущем. Нет истины абстрактной, истина всегда конкретна, т.е. учитываются конкретные условия, в которых какое-то знание является истинным. Например, истина «вода закипает при 100°С». Но в условиях разреженной атмосферы и низкого давления (в горах) вода закипает при более низкой температуре. При высоком давлении (глубоко в недрах земли) вода не закипит при 100° и выше. Такое знание и есть конкретная истина. Относительная истина приближается к абсолютной, например, знание о строении атома: модель атома Томпсона - Резерфорда - Н. Бора.

Кроме истины есть еще заблуждение, как ненамеренное искажение реального положения вещей, и ложь, как намеренное искажение действительности.

Проблема истины - одна из самых полемических, вызывающих споры в философии. Кроме диалектико-материалистического понимания истины и признания в качестве критерия истинности знаний практики, о чем шла речь выше, существуют другие концепции истины. К ним относятся догматизм, релятивизм, конвенционализм, прагматизм. Догматизм - это попытка оперировать однажды установленными понятиями и положениями, без учета меняющейся конкретно-исторической обстановки. Релятивизм - преувеличение относительного характера наших знаний, признание только относительной истины. Конвенционализм - соглашение принять за истину какое-то положение, независимо от того, так ли это на самом деле. Прагматизм - это признание истинным чего-либо из практических соображений, из выгоды и удобства принять что-то за истину.

 



Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 1958;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.