Философия культуры.
Термин «культура» латинского происхождения. В древнем мире это слово первоначально означало «возделывание почвы». Позднее слово «культура» получило более обобщенное значение. В настоящее время его употребляют в качестве синонима слов «воспитание», «образование», «развитие» и т.п.
В современной литературе под «культурой» понимают
– совокупность достижений и творчества того или иного народа;
– характерные особенности жизнедеятельности определенных исторических общностей (феодальная культура, крито-микенская культура, белорусская культура…);
– степень совершенствования в той или иной сфере человеческой деятельности (культура речи, культура труда, культура поведения…);
– тот или иной вид растений (злаковая культура, цитрусовая культура, бахчевая культура…).
Иными словами говоря, этим термином можно обозначить все, что создается человеческими руками.
Культуру, как общественное явление, изучают различные науки: археология, этнография, история, эстетика и другие. Каждая из них по-своему определяет культуру, поэтому существует множество определений культуры. В философской литературе наиболее часто встречается следующее определение: под культурой понимают все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также результаты этой деятельности.
Культура представляет собой непрерывный творческий акт, единственный способ существования человечества, а следовательно, она неотделима от человека как социального существа. Именно культура показывает отношение человека к миру, степень его свободы и творчества. Сам человек в процессе своей деятельности формируется как культурно-историческое существо, так как биологически ему дается лишь организм, обладающий определенным строением, задатками, функциями. Поэтому без преувеличения можно сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке. Она раскрывает сущность человеческого бытия, отношение человека к миру, через которое человек создает и мир, и самого себя.
С понятием культуры тесно связано понятие цивилизации. Оно имеет латинское происхождение: слово «цивилис» в латыни означало «гражданский», «государственный». Многие исследователи считают, что развитие культуры – это и есть развитие цивилизации. Такая точка зрения наиболее распространена и в обыденном сознании, а зародилась она еще в эпоху Просвещения, когда Вольтер, Тюрго и другие французские просветители называли культурным и цивилизованным общество, основанное на разумных и справедливых началах. Вместе с тем обозначился и другой подход, «разъединяющий» «культуру» и «цивилизацию». Он связан с именем немецкого философа О.Шпенглера, у которого цивилизация противопоставляется культуре и отражает деградацию общества, превращение народа в безликую массу.
В настоящее время термин «цивилизация» в литературе тесно увязывается с понятием «культура» и означает уровень развития материальной и духовной культуры, ступень общественного развития, качественную специфику культуры на определенном пространственно-временном этапе ее развития.
Любая цивилизация характеризуется специфической для нее производственно-технологической сферой, определенной философией, моралью, религией, общественно значимыми ценностями. Категория «ценность» обозначает социальную, материальную, духовную, культурную значимость для человека определенных предметов, процессов, отношений, деятельности и природных явлений, которые включены в жизнедеятельность людей. Все это становится объектом ценностного отношения, т.е. оценивается в плане добра и зла, истины и лжи, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого, полезного или неполезного. Ценности формируются в процессе исторического развития общества. Выделяют различные типы ценностей: научные, нравственные, художественные. Ценности также могут быть общечеловеческими, национальными, религиозными, сословно-классовыми, локально-групповыми, семейными, индивидуально-личностными. К ценностям относят современные технологии, товарно-денежные отношения, демократические нормы, достижения науки, искусства, моральные ценности (честность, любовь, дружба, милосердие и др.). Все эти ценности в системе и придают целостность, неповторимое своеобразие той или иной цивилизации. В современной философии появился раздел, изучающий природу ценностей, их структуру и место в жизнедеятельности общества. Это учение получило название аксиология (от греческого «аксиос» – «ценный»).
Культуру принято делить на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства – материального и духовного. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты – орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и связи… Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства – познание, нравственность, воспитание, просвещение, право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию. Культура включает в себя не только предметные результаты деятельности людей, но и субъективные человеческие силы и способности, знания, умения, профессиональные навыки, способы и формы общения людей в рамках коллектива и всего общества. Материальная культура лежит в основе духовной культуры и тесно связана с ней.
В рамках определенного общества существуют две социальные формы культуры: массовая и элитарная культура. В западной социологии термин «массовая культура» означает, прежде всего, «коммерческая», рассматривающая искусство, науку, литературу, религию как предметы потребления, способные приносить прибыль. Массовая культура имеет несколько названий: развлекательная культура, искусство антиусталости, китч (от жаргонного немецкого слова «халтура»), популярная культура (поп-культура).
Массовой или поп-культуре часто противопоставляют культуру элитарную, сложную по содержанию и трудную по восприятию, например, фильмы Ф.Феллини, А.Тарковского; книги Ф.Кафки, К.Воннегута; картины П.Пикассо; музыку А.Шнитке. Произведения этой культуры ориентированы на узкий круг разбирающихся в искусстве людей. Авторы элитарных произведений не стремятся к коммерческой выгоде. Они хотят в художественной форме воплотить свои новаторские идеи.
В последнее время философы заговорили о появлении экранной культуры, складывающейся на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план. По мнению многих обществоведов именно этой культуре принадлежит будущее.
Культура выполняет в жизни общества целый ряд функций. Она продуцирует, сохраняет и передает различные ценности от поколения к поколению. Это ее главная задача в обществе. Культура, кроме этого, связывает людей воедино; приспосабливает их к окружающей среде; помогает решать научно-познавательные задачи; обеспечивает преемственность и передачу социального опыта, знаний, информации. Культура выполняет также регулятивную и аксиоматическую функции, что выражается в выработке системы норм, требований, правил, традиций, обычаев, а также в классификации и оценке всего происходящего с точки зрения «добра или зла», «полезности или нет». Все вышеназванные функции культуры объединяются в синтетической по своему характеру функции социализации, которая выполняет следующую задачу: «сделать» из биологической особи разумного общественного человека. Процесс социализации заключается в освоении человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. Все функции культуры тесно сплетены, переходят одна в другую и практически представляют собой единый процесс.
В истории формирования культуры имеется целый ряд особенностей, главная из которых – преемственность в ее развитии. Накопление культурных ценностей идет как бы по двум направлениям: по вертикали и по горизонтали. В первом случае (по вертикали) речь идет о передаче культурных ценностей от одного поколения к другому. Особенно отчетливо видны закономерности преемственности в развитии науки, где можно проследить связь научных знаний: без Евклидовой геометрии не было бы геометрии Лобачевского. Без открытий Ньютона не было бы теории относительности Эйнштейна. Вторая линия накопления культурных ценностей (по горизонтали) наиболее отчетливо проявляется в художественной культуре. Она выражается в том, что наследуются не отдельные идеи, теории, гипотезы, а целостные художественные произведения. Шекспир «не перекрывает» Данте, а Данте «не перекрывает» поэтов древности. Однако художественное произведение, созданное в XIX веке, совершенно по-другому воспринимается в XXI веке.
Наиболее устойчивая сторона культуры – это культурные традиции, ценности, обычаи, обряды и т.д. Каждое поколение выбирает те или иные традиции и в этом смысле выбирает будущее. Формирование культуры предполагает не только сохранение лучших элементов старого, но и создание нового культурного богатства в процессе творчества. В культуре тесно связаны ее общечеловеческие элементы и уникальные национальные особенности. В последние десятилетия наряду с сохранением неповторимости, своеобразия различных культур наблюдается взаимодействие, взаимопроникновение, взаимообогащение культур. Такой диалог культур приводит к возникновению нового качественного состояния – транс-культуры, единой человеческой культуры.
Техника в контексте культуры. Долгий и сложный путь прошло в своём развитии человечество, и этот путь неотделим от прогресса техники. Каждая новая ступень общественного развития основывалась на новой технической базе. Само понятие «техника» возникло ещё в античном обществе», оно происходит от греческого слова «технэ», означавшего «умение», «мастерство», «искусную деятельность». Сейчас это слово связывают чаще с машинами, различными орудиями. Но сохранилось и старое значение этого слова: говорят о технике художника, актера, спортсмена, подразумевая всё то же умение и мастерство.
Техника – это система искусственных органов, совокупность созданных человеком средств, машин, орудий, станков, автоматов, которые человечество использует в своей жизнедеятельности. В развитии техники можно выделить три этапа: 1) орудия ручного труда (инструменты); 2) машины (на уровне механизации); 3) автоматы (машины на уровне автоматизации). Первый этап характеризуется способом соединения человека с техникой, орудием труда в технологическом процессе, при котором человек является главным элементом производства, а орудия лишь удлиняют и усиливают его рабочие органы (это период до18 века). Второй этап характерен тем, что основой технологического процесса становятся машины, а человек лишь дополняет их своими органами труда (до начала 50-х годов 20-го века). Третий этап характеризуется свободным типом связи человека и техники, при этом техника не ограничивается в своём развитии пределом человеческого организма. Техника в эпоху НТР становится определяющим фактором в развитии материального производства. О роли техники в жизни человечества давно ведутся дискуссии. Некоторые учёные и мыслители именно с развитием научно-технической революции связывают будущее человека, социальные преобразования в обществе (техницизм), а часть мыслителей усматривают в дальнейшем развитии техники угрозу для будущего всего человечества (антитехницизм).
Развитие техники в современном мире всё более остро проявляет двойственный характер: с одной стороны, без техники и новых технологий просто невозможно представить существование людей; а с другой стороны, техника – это могучая сила, способная вызвать самые негативные последствия. На протяжении многих веков техническая деятельность считалась «морально нейтральной». Но в настоящее время человечество всё больше оказывается зависимым от последствий технического развития. Непродуманное развитие техники приводит к тому, что успехи в развитии технической сферы оборачиваются сложными социальными проблемами.
Философская мысль человечества должна отчётливо понимать весь смысл сложившейся ситуации, и оттого, насколько серьёзно общество подойдёт к решению этих проблем, напрямую зависит будущее человечества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 2868;