Право Древнего Китая (ДК).
Право ДК складывалось под значительным влиянием философско-этического учения конфуцианства (ставшего в ханьский период гос-й религией) и философско-правовой школы легистов. Противоборство этих двух учений оказало непосредственное влияние на само понимание права (П), на иерархию преступлений, систему наказаний.
Согласно исторической традиции 1-ые писанные законы (з-ны) в ДК появились в гос-ве Шань, а уже в 10-м в.до н.э. в Чжоу якобы существовал уголовный кодекс, насчитывающий 3 тыс. Статей. Но! это лишь дань традиции. Появление писанных з-в в Китае фактически относится к 6-5 вв. До н.э. оно было.
Причины:
1. усиление сословно-классовой дифференциации китайского общества;
2. стабилизация полит-й обстановки в условиях изнурительной, непрекращающейся борьбы китайских княжеств м/у собой.
На рубеже 5-4 вв. до н.э. появился 1-й кодекс – «Книга законов царства Вэй», созданная Ли Куем на основе правовых положений, принятых в отдельных княжествах. Он положил начало последующей практике разработки сводов з-в. В ханьском Китае 3-2 вв. до н.э. проводится огромная работа по описанию, переписке, комментированию и восстановлению древних з-вÞсвод з-в гос-ва Хань в 193 г. до н.э. Но! Действовали также и нормы обычного права (многие стороны общ-х отнош-й ) + конкретные распоряжения императоров, касающиеся управления страной + одобренные императором судебные решения.
34.Преступления и наказания в Древнем Китае.
Уголовное право было наиболее развитой частью правовой системы ДК. Самобытная, раносложившаяся правовая культура ДК развивалась главным образом в ходе выработки общих принципов угол-й ответственности и системы (с/с) наказаний. На праве ДК отразился спор м/у конфуцианцами легистами, что явл-ся лучшим средством управления – моральная норма (ли) или наказание (син).
Основные виды преступлений:
— гос-е – мятеж, заговор;
— религиозные – шаманство, выбрасывание золы на улицу;
— против личности – убийство, нанесение телесных повреждений;
— против собственности – кража, грабёж, убой чужого скота;
— воинские – неявка к установленному сроку на место сбора, трусость и др.
Вообще же перечень их огромен – в эпоху Чжоу > 3000. Обычай кровной мести был вытеснен системой телесных наказаний и широкого применения см. Казни. Цель наказания– устрашение.
Виды наказаний:
-см. казнь в самых разнообразных видах (поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю);
-членовредительские наказания (отрезание носа, ушей, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз);
-штрафы, позволяющие откупиться от наказания;
-тюремное заключение.
Предусматривались также клеймо тушью на лице, превращение женщин в рабынь-затворниц, битьё палками, удары плетью и др.
Уголовному праву ДК были известны такие понятия, как соучастие; обстоятельства, отягчающие вину (предварительный сговор, рецидив); форма вины. Правда не исключалось при этом и объективное вменение. Тяжесть наказания за телесные повреждения зависела от того, были они нанесены со «злодейским умыслом» или в драке.
35. Регулирование имущественных отношений в Др. Китае.
Верховная гос-я собственность на землю существовала в ДК с общинным и частным землевладением крестьян, свобода распоряжением которым утвердилась здесь очень рано:
- период Инь – земля-собственность императора (вана), приближённые имеют лишь право пользования полученными в дар землями;
- период Чжоу – превращение землевладений в частную собственность;
- период Цинь – с середине 1-го в. н.э.в ряде царств совершаются сделки с землёй.
Но! Несмотря на ранний переход основной массы общинной земли, община ещё в 1-м в.н.э. могла вступать в договорные поземельные отнош-я как самостоятельная сторона, а присутствие представителя общины являлось непременным условием при совершении сделок. Договоры купли-продажи земли могли заключать женщины и государственные рабы. Поземельная сделка (купчая крепость) заносилась красной киноварью на медную доску. Были распространены договоры аренды на условиях испольщины, заклада земли ростовщикам + долговое рабство + наёмный труд. Ростовщический процент и условия наёмного труда регулировались главным образом местным обычным П.
В ДК издавались з-ны, которые в той или иной мере отражали требования защиты мелкой частной крестьянской собственности . Это особенно ярко проявилосьв 1-м в. н..э. в изменении гос-й политики в отношении рабовладения: императором Уди был издан рескрипт об освобождении всех обращённых при Ван Мане в гос-х рабов, «если прежними з-ми не было предусмотрено наказания за совершённые ими преступления». Запрещено клеймение рабов, а к лицам, «силой чинившим препятствия», было предписано применять наказания.
36.Правовое регулир. брачно-семейных отнош. в др. Китае.
В раннеклассовом шаньско-иньском Китае в семейном праве сохранился ряд пережитков родового строя, допускались браки м/у родственниками, многожёнство. Семья носила патриархальный характер. Большесемейные отнош-я отличались прочностью, что было характерно и для чжоусского гос-ва. Во главе большой семьи как как хоз-й единицы стоял старший в семье мужчина, как правило дед, которому подчинялись все члены семьи: жёны и наложницы, сыновья и внуки, их жёны и дети, рабы и слуги. Он распоряжался семейным имуществом, а в глубокой древности имел право жизни и смерти над детьми.
Большесемейные связи начали ослабевать вместе с развитием частной собственности на землю. Этот процесс был ускорен политикой легистов. Борясь против сепаратизма влиятельных больших семейных кланов, явл-ся препятствием на пути создания мощной центральной власти, Шан Ян в 356—350гг. до н.э. санкционировал принудительный раздел больших семей, но большая семья как социально-хозяйственная единица не исчезла и в последующие века.
Право наследования большесемейной собственности имели все члены семьи: сыновья, вдовы, незамужние дочери. Члены семьи, связанные обязанностью ношения траура, несли ответственность за целый ряд «семейных преступлений» (напр., несоблюдение сроков ношения траура). Наказывались сыновья за раздел имущества при жизни отца, за самовольное распоряжение семейным имуществом и пр. Родственные отнош-я, положение старших и младших в семье влияли на тяжесть наказания как за «семейные», так и за др. преступления. Напр., смягчалось наказание отцу, убившему сына за неповиновение. Кража отца у сына не считалась преступлением, но донос на старшего в семье, даже при наличии преступления, строго наказывался.
Для Древнего Китая характерна большая патриархальная семья с абсолютной властью отца, с многоженством, культом предков. Женщина полностью зависела от власти мужа, личного имущества не имела, права женщин в наследовании были ограничены. Брак заключали родители.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 3228;