Возникновение государства в Др. Афинах и Спарте.


Шёл процесс преобразования первобытнообщинного строя в государство. В рамках этого процесса шло образование различных структур в средиземноморском бассейне. Здесь община обладает некоторым отличием от восточной общины:

1. Завершается процессом общественного разделения труда, связанного с отделением ремесла от земледелия. Ремесло приобретает самостоятельный характер и ведёт к углублению обменных отношений и развитию торговли.

2. Торговля становится самостоятельным видом деятельности, новым источником богатства.

3. Развивается и утверждается частная собственность на основное средство производство – землю и орудия труда. Вследствие чего, начался постепенный переход от первобытнообщинного строя к государству.

В Азии государство как бы вырастает из предыдущей формации, начинает выполнять функции предыдущего – это эволюционный путь развития государства. В античной общине вышеуказанные черты ускорили переход, государство обладает новыми функциями – это революционный путь (+ деятельность легендарных личностей).

Также сильно повлиял географический фактор, природные богатства, но в Греции не было больших площадей, ждущих обработки, поэтому слабо развитое земледелие, что предопределило ускоренное формирование государства.

Социально-экономические факторы: различные виды деятельности (торговля, ремесло), быстро способствовали дифференциации общества, а следовательно образованию классов – это в античных мире произошло почти мгновенно.

Государство начинает образовываться в 8-ом веке до н.э. и до 3-го века до н.э. В странах древнего Востока этот процесс занял несколько тысячелетий.

Кроме того, существенно повлияли на образование государства, перемещения на юге, в Европе, больших масс населения в 12-8-ом веке до н.э.

Мифы об образовании государства связаны с именем легендарного героя Тезея. Четыре племени, проживающих на территории Аттики были объединены в единый народ – этот процесс получил название синойкизма. Это привело к созданию совета 4-х племён, появлению Базилея – племенного, военного вождя, совета старейшин – Буле, и народного собрания – Агора. Совет старейшин орган, который осуществлял работу по организации, когда не собиралось народное собрание. Народное собрание периодически собирающийся орган. Пошёл процесс преобразования племенных органов в государство, появляются дифференциация и противоречия между членами некогда единого общества. Тезей разделил общество на три группы: евпатридов, геоморов, демиургов. Первые получили преимущество при зачислении на высокие должности, остальные могли участвовать в народном собрании.

Ускоренная дифференциация привела к замене функции управления общественными работами, функцией личного обогащения. В этих условиях возникает такой вид обогащения, как периодические набеги на соседей. Противоречия в обществе постепенно всё более обостряются. Поэтому возникает потребность в органе, который бы урегулировал бы эти противоречия, возникла должность архонтов, они избирались из числа эвпатридов (сначала пожизненно, потом на 10, 5, 1 год, первоначально в составе 5, затем 9 человек). Они пришли на смену базилевсу. Возникновение новых должностных лиц, привело к созданию нового органа вместо совета старейшин – Ареопагу, который избирал архонтов и контролировал их деятельность. Постепенно в состав ареопага входят бывшие архонты. Таким образом возникает орган родоплеменной знати и соответственно аристократии, они становятся наиболее зажиточной частью населения. Здесь мы опять сталкиваемся с мифологическими личностями, способствующими образованию государства.

Солон – будучи избран архонтом в 594 отменил все долги. С упразднением долговой головы, запретил продажу афинских жителей в рабство и выкупил уже проданных. Также Солон разделил всех афинян по имущественному признаку. Имеющих доход более 500 медимнов – получили название медимнов, до 300-т медимнов – всадники. Граждане от 200-т зевгиты, все остальные – феты, это обедневшие горожане и общинники. Солон ликвидировал совет старейшин и создал совет 400-т. Представительство в новом органе имели и бедные и богатые, также он выполнял функцию суда присяжных – гелиэя. Все высокопоставленные места принадлежали первым двум группам афинского населения, которые отстаивали свои интересы. Феты могли участвовать в народном собрании, а затем в гелиэя. Это привело к изменению характера взаимоотношения между различными общественными группами при образовании государственности.

Следующие легендарные личности это Крисфен, Перикл, Гариаль. Крисфен уничтожил Совет 400-т, и заменил его Советом 500-т. Он разбил территорию Афин на территориальные единицы – Филы, каждая из них посылала 50-т своих представителей в Совет 500-т. Каждая фила состояла их трёх частей (прибрежная, городская, земледельческая). Также были Демы – тоже территориальные единицы, это подорвало все первобытнообщинные структуры. Гариаль изменил роль ареопага, доведя его до судебного органа. Каждый орган выражал интересы той или иной группы, на том или ином этапе своего развития.

 

40. Развитие Афинского государства в V в. до н.э. (реформы Клисфена [К], Эфиальта [Э], Перикла[П])

Реформы К, провед-е в 509 г. до н.э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населдения на 4 племени. Аттика была разделена на 10 территорий—Фил, каждая из кот-х влючала 3 территории (триттии) – городскую, прибрежную, земледельческую. Они делились в свою очередь на демы. К упразднил Совет 400-х и учредил Совет 500-х. Была создана коллегия 10 стратегов. Первоначально стратеги имели военные функции, но позднее оттеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами гос-ва. При К в практику народных собраний была введена особая процедура, получившая название остракизма. Ежегодно собиралось народное собрание, определяющее, нет ли среди сограждан лиц, опасных для гос-ва. Осужденный большинством голосов удалялся за пределы Аттики на 10 лет. Реформы К завершили длительный процесс становления гос-ва в Др. Афинах. В первой половине V в. до н.э. Афины превращаются в одно из ведущих гос-в греческого мира. Изменение внешнеполитического положения Афин, их обогащение повлекли за собой изменения в соц-политических отн-х.

Э. почти полностью лишил ареопаг политической власти, передав его основные функцции народному собранию, Совету 500 и гелиэе. За ареопагом сохранились лишь некоторые судебные и религиозные функции.

С именем П. связан расцвет афинской демократии. При нем потеряла значение цензовая реформа Солона, поскольку возможность замещения гос-х должностей была признана за всеми полноправными гражданами. Для приобщения к активной политической жизни малоимущих граждан вводилось вознаграничение за исполнение гос-х должностей. Отходит в прошлое патриархальное рабство. На смену ему идет античное, классовое землевладение. Рабы превращаются в основную производственную силу. Гос-е рабы эксплуатируются в рудниках и каменоломнях, частные рабы – на полях и в ремесленных мастерских или сдаются внаем. Численность рабов в 4 раза превышает численность свободных афинян. Обостряются отн-я между афинянами и метеками (поселившимися в Афинах иностранцами), число кот-х достигло половины афинян. Метеки, занимающиеся торговлей и ремеслом, существенно ограниченны в имущественных правах, полностью лишены права участвовать в политической жизни. Афинская демократия вступила в эпоху своего расцвета. Реформы середины V в. Э, П, К сыграли в этом важную роль.



Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 4035;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.