Исторические проявления


Культура всегда всечеловечна, универсальна, в своих глубинах она носит родовой характер. В какую бы эпоху ни жил человек, для него всегда горе есть горе, а радость есть радость.

И всегда уникальное творение отличается от бесталанных подделок. И повсюду порядок отличим от хаоса, красота от безобразия, любовь от ненависти.

Будучи единой, культура вместе с тем не монотонна. Она неисчерпаемо многообразна, переменчива, поражает неожиданностью свершений, непредсказуемостью изгибов и поворотов. Исследователи культуры зафиксировали не только ее всеобщность, но и предложили ряд типологических конструкций, позволяющих выделить пространственные (синхронные) и временные (диахронные) различия определенных культур.

Наиболее принятым крупномасштабным членением мира культуры выступает выделение двух регионов - Востока и Запада. Это деление не скрупулезно территориальное и не жестко хронологическое - оно подвижно. Но во всех случаях речь идет о генеральной направленности культурных свершений. Дихотомия Восток — Запад связана с различием социокультурных струк­тур, несовпадением темпов и путей развития, отличием менталитета (доминантной установки массового сознания). Эти как бы два культурных мира основаны на несовпадающих принципах: Запад связан с частнособственнической активностью, выведением товарно-рыночных отношений на капиталистический уровень, а Восток не знал всеохватывающего использования част­нособственнических отношений (хотя они и имели место), не отстраивал систему гражданского общества. Эти обстоятельства нашли отражения в различии духовного мира, специфичности конфессиональных религиозных умопостроений, в правилах и обычаях, в повседневной жизни. Динамичность, продуктивность Запада и «застылость», репродуктивность Востока наложили от-


 

печаток на все проявления их культурного бытия.

Возможно и рассмотрение типологии культуры во временном срезе. Культура, взятая глобально, может быть охарактеризована как изменяющаяся прогрессивно (хотя далеко не все культурологи с этим согласны). Конечно, ее вечные ценности непреходящи. Фрески Аджанты и Эллоры, стихи Ду Фу или поэмы А.С. Пушкина, Нагорная проповедь или Лотосовая сутра, научные дерзания Г. Галилея или А. Эйнштейна всегда в глазах людей будут величайшими культурными свершениями человеческого рода.

Вместе с тем правомерно говорить об архаизме, классике, модерне и постмодерне в культуре. Модерн- это характеристика состояния культуры, которая присуща промышленно развитым капиталистическим странам и хронологически может быть обозначена рубежом XIX и XX вв. Этот тип культуры вобрал в себя противоречия и коллизии XX в.; он противостоит классике и связан с разрушением, деструкцией тех основ европейской культуры, которые имеют истоки в античности.

Постмодерн, развернувшийся в 1970-х гг., - это современные культурные реалии (в основном, в странах Запада). Его характеристики еще расплывчаты, как расплывчат и смутен сам постмодерн. Можно лишь сказать, что он отражает кризисное состояние мировой цивилизации, переломный характер событий конца века, еще не определившееся направление поисков современного человечества. Мир сегодня разбалансирован, разгармонизирован. И постмодерн - это не что иное, как культурологическая фиксация этого состояния человеческого мира.



Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 402;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.