Экономическую культуру.
Сейчас Это понятие еще не имеет зрелого теоретического обоснования. Тем не менее, опираясь на избранную нами трактовку культуры, экономическую культуру в широком смысле можно понимать как характер экономической деятельности человека в обществе, воплощаемый конкретными особенностями производства, распространения (передачи) и обновления доминирующей в обществе в данное время системы ценностей экономической деятельности. В более узком смысле экономическая культура воплощает специфический для данного общества социально-транслируемый уровень развития способностей человека как субъекта экономической деятельности, воплощаемый ее результатами - предметами, отношениями, ценностями. Наконец, под экономической культурой можно понимать сферу культуры как целостность, специализирую-
щуюся на воспроизводстве условий материальной жизни человека в обществе. Сущность экономической культуры проясняет рассмотрение ее экономических предпосылок и структурных элементов. К первым можно отнести: формы собственности на средства производства, их соотношение и взаимодействие; доминирование определенного типа хозяйственного механизма (рыночный - плановый); отраслевую структуру экономики (аграрная - индустриальная); соотношение ручного и механизированного труда; способ соединения работника с технологическим субстратом (механизация -автоматизация - информатизация); характер разделения труда; степень реализации экономических целей, завершенности экономической деятельности; уровень развития производительных сил (орудия труда, технологии); характер развития субъекта экономической деятельности.
К идеальным элементам экономической культуры относятся: экономические потребности, интересы различных социальных групп; мотивы экономической деятельности, коренящиеся в условиях образа жизни, системе ее стимулов; ориентации, установки, стереотипы, ценности экономического поведения людей, получающие одобрение общества или осуждаемые им; модели экономического поведения, воспроизводящиеся спонтанно или пропагандируемые государством; трудовая ментальность - особенности психического склада людей, занимающихся экономической деятельностью, выступающие в виде иерархии идей, оценок, воззрений на эту деятельность как относительно целостную и устойчивую совокупность мыслей, верований, навыков духа, ценностных ориентаций, которые создают образ хозяйственной деятельности и скрепляют общество трудящихся; трудовая этика - отношение к труду, богатству и бедности, собственности, другие ценностные ориентиры труда; трудовые обычаи, традиции, ритуалы, архетипы, нормы, идеалы; характер взаимодействия традиций и новаций в экономической жизни, способы трансляции позитивного экономического поведения и противодействия негативному; экономическая идеология; ориентация и содержание экономических знаний; экономическое мышление, его принципы, методы осмысления экономических проблем.
Итак, хозяйственная культура - это деятельность, направленная на создание материальных условий жизни человека как творца «второй природы». В нее входит прежде всего экономическая деятельность - средства производства, способы практической деятельности по их созданию (производственные отношения), а также творческие моменты повседневной хозяйственной деятельности человека.
Хозяйственную культуру не следует сводить к материальному производству, она характеризует его с точки зрения влияния на человека, создания условий для его жизни и развития способностей, их реализации в экономической жизни общества. Эта культура воплощается не просто в производстве, технике, а в реализации творческого начала материальной деятельности человека.
Выделение материальной культуры обусловлено строением самого фундамента общественной жизни. Однако производство и воспроизводство материальной жизни требуют в свою очередь двоякого материального обеспечения. Во-первых, это оптимальные физические качества человека, необходимые для воспроизводства человека и осуществления трудовой деятельности. Во-вторых, это социально-организационное обеспечение, поскольку вся материальная практика человека имеет социальный характер. Так выделяются еще две составляющие материальной культуры — физическая и социальная.
В физической культуре принято выделять четыре сферы.
Первая- культура воспроизводства человеческого рода, способы поведения человека в сфере интимных отношений. Сфера естественно-родового отношения мужчины и женщины в известной мере характеризует ступень общей культуры человека. Несмотря на то что отношения по поводу «детопроизводства» окрашены множеством общественных, групповых, индивидуальных, психологических и духовных оттенков, их нельзя исключить из сферы материальных отношений. И сам исходный момент «детопроизводства», и тем более становление подрастающего поколения - все это опосредовано физической культурой во всех своих проявлениях, от интимных до наглядно демонстрируемых. Втораясфера - физкультура и спорт. В понятие физической культуры объединяется развитие физических возмож-
ностей человека, гармонизация его телесных проявлений, физических качеств, двигательных навыков и умений. Ее алгоритмы также многообразны, включают в себя народные виды спорта, гимнастику, массовую физическую культуру, профессиональный спорт.
Третьясфера - здоровый образ жизни. Он воплощается в культуре питания, распорядке дня, организации труда и досуга, отсутствии вредных привычек, постоянной заботе о здоровье человека и его близких и др.
Четвертая сфера связана с деятельностью в области медицины, которая дает возможность сохранять, восстанавливать и воспроизводить телесно-духовные потенции человеческого организма. С этих позиций медицина предстает как элемент материальной культуры, и ее врачевательные коды есть результат и проявление предметно-преобразующей деятельности. Культура врачевания и профилактики прямо зависит от уровня знаний и уровня всей материальной культуры, от состояния материального производства. Все показатели здравоохранения как вида социальной деятельности убедительно подтверждают эту зависимость.
Производство, развитие и совершенствование общественных условий жизни человека образуют третий элемент материальной культуры - так называемую социальную культуру. Она характеризует деятельность государства, других социальных институтов, гражданского общества, охватывает все многообразие учреждений и практических действий, которые составляют реальное «тело» общественного бытия, то, что обычно называют социальной материей. Общественная практика, сокрушающая устаревшие институты, организаторская деятельность, устанавливающая новые порядки, принадлежат именно к этой области культуры. Поэтому культурным феноменом следует считать не только фабрику, технологию ноу-хау, но и, например, парламент. Социальная культура раскрывается в социальных отношениях, она показывает процессы, происходящие в обществе, его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые нормы, типы управления и стили лидерства.
В частности, политическая культурапредставляет собой совокупность элементов и феноменов сознания, полити-
ческого поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества, политического процесса. Политическая культура как способ политической деятельности
включает в себя в качестве компонента практическое функционирование политических институтов. Идеальный компонент - базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на политическую систему, а также ориентации правительственных структур (оценка субъектом основных государственных институтов, его символов, руководителей и «норм» и его «ответ» на них); в отношении других политических систем (сопричастность субъектов к «политическим единицам» - нации, государству, городу, району и лицам, к которым индивид испытывает чувство привязанности, доверия, лояльности и т.д.); в отношении собственной политической деятельности (участие субъекта в политической жизни, использование всех средств такого участия). В последнее время говорят о правовой культуре. Ее также можно рассматривать как сферу социальной. Эта культура воплощена в деятельности правовой системы общества, правовом развитии человека, важнейшим показателем которого является его отношение к закону как к культурной ценности.
Подводя итоги, подчеркнем, что феномен культуры обязан своим происхождением, бытием и функционированием деятельности субъекта (человечества, народов, социальных групп, индивидов). При всем многообразии конкретных форм проявления культура выступает как некое целое, система.
Естественно, что в условиях сложного исторического процесса разделения труда и его последующей все более узкой специализации, происходящей и в наше время, области функционирования собственно материальной или духовной культуры имеют тенденцию обособления, отделения одной от другой, противопоставления друг другу. Тем не менее особенность процессов функционирования культуры состоит в том, что любой факт культуры является единством материального и идеального, так как материальная культура всегда воплощает определенную духовную культуру, но и духовная культура
может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Таким образом, материальная и духовная культуры диалектически взаимосвязаны, они воздействуют друг на друга, не могут существовать в отрыве одна от другой.
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 390;