Пути распространения и восприятия культуры
Есть творцы культуры, и есть ее потребители. Есть центры порождения культуры, и есть та периферия, на которую она распространяется. Каждый человек является и потребителем, и созидателем культурных ценностей, но все же личный отпечаток на теле культуры отдельных людей рельефнее и весомее, чем у большинства.
Культура динамична. Ее инновации возникают и, преодолевая сопротивление косных консервативных элементов, распространяются, утверждаясь в жизни. Пути распространения культуры многолики. Выделяют такие аспекты движения культурных инноваций: тиражирование, сублимация (переключение духовной энергии из одного состояния в другое), проекция (перенесение ценностных ориентиров от одного субъекта культуры к другому), идентификация (уподобление образам, идолам, идеалам), которые указывают на социально-психологические механизмы переноса культуры, ее восприятия, усвоения, распространения. Помимо этих социально-психологических моментов распространение культуры осуществляется с помощью социаль-
ных институтов и технических средств. Наука, образование, средства массовой информации, искусство как социальный институт, семья, разнообразные общественные объединения, государство и многое другое могут трактоваться как каналы распространения культуры. Празднества и торжества, ритуальные и традиционные акты (от венчания до поминок), рыночные механизмы и многое иное тоже выступают как средства и пути распространения и восприятия культурных ценностей.
Морфология культуры
Предварительные замечания
Любая культура многогранна и многолика, ее содержание облечено в разные формы. Морфология культуры — раздел культурологии, имеющий своим предметом изучение типичных форм культуры, характеризующий ее внутреннее строение как целостность.
В рамках деятельностной концепции культуры она может быть структурирована на основе главных, присущих всем культурам видов человеческой жизнедеятельности, иногда называемых сферами культурного творчества. С этой точки зрения формальная структура культуры может быть представлена единством духовной и материальной культур. В дидактических целях удобно отделять от собственно материальной - хозяйственной - физическую и социальную культуры; таким образом, морфологический «срез» культуры может быть представлен четырьмя элементами. Что включает в себя каждый из них?
Духовная культура
Начнем с духовной культуры как наиболее ярко воплощающей деятельные способности человека. Как правило, к ней относят идеологию, науку, мораль, духовное общение, художественное творчество (искусство) и религию. Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности. Однако при определенных условиях, будучи объективированной, закрепленной в механизмах социальной памяти, Духовная культура
как устойчивая матрица духовной жизни, стереотип восприятия и мышления, менталитет общества может играть на различных этапах развития общества ведущую роль. Если исходить из того, что деятельность имеет сложную структуру и включает в себя такие виды, как преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная и коммуникативная, то в духовной культуре можно выделить четыре сферы.
Перваясфера порождается созидательной активностью человеческого воображения. Это — проективный вид деятельности, имеющий величайшую культурную ценность. Он предшествует материальной практике, предлагая ей идеальные модели будущих конструкций. В истории культуры проективная деятельность, зародившись и развиваясь, постепенно превратилась в специализированную отрасль духовного творчества. Результаты этого вида деятельности -идеальные модели, проекты и чертежи технических сооружений, конструкций, машин, а также различные модели социальных преобразований, проекты новых форм политического устройства, новых социальных институтов и учреждений. Объектом такого проектирования оказывается и сам человек, когда он разрабатывает модели воспитания, изменения и совершенствования своей природы, своего будущего. В этой сфере духовной культуры реализуется вектор активности, направленности в будущее, формируется модель «должного», разрабатывается идеал будущего. Близкую к этому внутреннюю структуру имеет втораясфера духовной культуры, охватывающая способы познавательной деятельности человека. Она выступает в виде совокупности знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. Знания являются важнейшим структурным элементом в этой области духовной культуры, которая наиболее адекватно может быть представлена научной деятельностью. В этой сфере духовной культуры интеллектуальные инициативы людей образуют некоторый упорядоченный континуум. Непрерывность интеллектуальных новаций уравновешивается непрекращающимся процессом критического отбора, проверки добытых знаний. Передаваемые от поколения к поколению знания, принимаемые как «догматическая банальность», не подвергаемая сомнению, с появлением новой интеллектуаль-
ной среды, с изменением типа рациональности (совокупности процедур, инструментов интеллектуальной деятельности, способности к мотивированному выбору и выявлению целесообразности) перестают довлеть над умами людей, приводят к резким скачкам в развитии всей культуры. Таким образом, в любом обществе складывается независимая от отдельного индивида социокультурная организация добывания, хранения, передачи информации и знаний. Эта система как бы генерирует информационное поле (сегодня можно констатировать наличие особого образования - «инфосферы»), в котором живет и действует человек, программирует деятельность входящих в нее индивидов. Более того, в современном информационном обществе появляется даже особый слой людей, занимающихся сбором и переработкой знаний, - когнитариат. В процессе образования как вида духовной деятельности происходит процесс передачи и усвоения новых для человека (но не человечества) знаний как творческое приобщение к научным достижениям общества.
Строение третьейсферы духовной культуры, связанной с ценностно-ориентационной деятельностью, еще более своеобразно. В целом оно определяется все тем же различием предметов, на которые обращена данная деятельность. Знание-оценка выступает связующим звеном с названным выше структурным элементом духовной культуры. Знания выступают как бы оценочным фильтром, они неотделимы от оценочной деятельности. Диалектический характер отражения состоит в том, что оно выступает и как познание мира, и как выражение значимости последнего для целей общественной практики. Осмысленный характер познания, понимание мира предполагает не просто знание о нем, а понимание ценности самого человека как субъекта деятельности, ценности его знаний, творений, ценности самого мира культуры, в котором живет человек. Мир человека - это всегда мир ценностей, он наполнен для него смыслами и значениями. Эта сфера в свою очередь может быть представлена тремя подсистемами.
Моральная культура
Первая, наиболее социально значимая, представлена так называемой моральной культурой, которая дает нормативно-ценностную ориентацию отношения ин-
дивидов и социальных групп ко всем сторонам жизнедеятельности, друг к другу. Моральную культуру можно определить и как достигнутый обществом и индивидами уровень человечности, гуманности в отношениях социальных субъектов, ориентации отношения к человеку как цели и самоценности. Эта культура, не тождественная рациональной стороне сознания, включает и моральные чувства - убеждения как сплав знания, оценки, веры в общечеловеческую значимость принятых человеком духовных моральных требований и рекомендаций. Моральная культура личности обнаруживается как культура поступка: мотива, соответствующего понятиям о добре и зле, справедливости, достоинстве человека и конкретизирующим эти понятия нормам; соответствия средства мотиву, предвидения ценности результата, ответственности за последствия и т.п.
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 402;