Общение и диалог в функционировании культуры
Многие современные философы-культурологи (М. Бубер, М. Бахтин, В. Библер) полагают, что осмысление культуры возможно лишь через точки соприкосновения отличающихся друг от друга
культур (как единичных субъектов культуры, так и множественных — групповых). Смысл этих идей состоит в утверждении, что обладать культурой — значит иметь возможность «быть вне собственного бытия», т.е. вступать в общение с другими. Только в этом взаимном общении (в диалоге) культура обнаруживает сама себя. Исходя из того что культура выступает как «самодетерминация», проявление свободы субъекта культуры, сторонники диалогической концепции полагают, что культура всегда на границе как с другими культурами, так и с иными эпохами. Поэтому картина современной мировой культуры -это как бы сплав многих взаимодействующих самобытных культур разных цивилизационных регионов, этносов, поколений и т.д. Все они находятся в постоянном диалоге и взаимодействии друг с другом, причем этот диалог осуществляется не только синхронно (одномоментно), но и диахронно (по линии прошлое — настоящее — будущее). Наше восприятие истекшего, культуры прошедшего основано на принципе ее актуализации, включения в актуальную жизнь. Мы как бы ведем непрекращающийся разговор с теми, кто был до нас, «входим»
в их культурный контекст и вводим их культурные свершения в сегодняшние культурные реалии. Диалог как средство коммуникации культур предполагает такое сближение взаимодействующих субъектов культурного процесса, когда они как бы вслушиваются друг в друга, со-действуют в творении культуры, стремятся соприкоснуться (если не «слиться»).
Традиции и новации
С позиций одной из современных отечественных концепций культуры (деятельностной, технологической) культура представляет собой исторически изменяющуюся и исторически конкретную совокупность тех приемов, процедур, норм, ценностей, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности, причем всей деятельности, взятой во всех отношениях и измерениях. Понимаемая таким образом культура выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни, является своего рода принципом связи человека с предметом, способом его вхождения в социальную жизнь. Процесс культивирования человека характеризуется развитием способностей пользоваться тем, что в своей истории создало и накопило общество.
При таком видении сущности культуры на первый план выдвигается воспроизведение деятельности по исторически заданным основаниям. Она требует выражения в таких понятиях, например, как «схема», «алгоритм», «код», «матрица», «канон», «эталон», «парадигма», «стереотип», «норма» и «традиция». Перечисленные понятия вышли из различных областей знания и несут разную смысловую нагрузку, но их объединяет то, что они выражают момент устойчивости в изменяющемся содержании деятельности, перенос этого содержания, трансляцию образов, поддержание непрерывности исторического процесса, связи его ступеней. Во всех этих понятиях высвечивается одна важная сторона сущности культуры - ее способность давать достаточно четкие предписания о выполнении в определенной последовательности некоторой совокупности актов, образующих в своем единстве деятельность. Такая алгоритмичность внутренне присуща культуре и выражает хотя и мяг-
кую, но все-таки формализованность культурных явлений. Культура побуждает к действию «по правилу», по более или менее очерченным линиям. Транслятор деятельности, аккумулятор исторического опыта, суммированный разум прошлого (и его неразумие) - все это культура. Не случайно одной из центральных категорий философии культуры выступает культурная традиция -то, что стабилизирует общество, обеспечивает воспроизводство прошлого в настоящем, дает возможность сегодняшним поколениям опереться на опыт прошлого. Передающиеся от поколения к поколению системы последовательных правил деятельности (и оценивающих их смыслов) в интегральном единстве составляют технологию деятельности, являющуюся сущностью культуры. Однако ими не исчерпывается суть культуры. Предписания, поступающие по стреле времени, как эстафета от предков к современникам, а от них к потомкам, от содеянного к намеченному — это лишь одна из составляющих культуры. Если остановиться только на ее рассмотрении, то культура предстанет монотонным, жестко прямолинейным процессом повторов, воспроизведений. Вся действительная история культуры с ее многогранностью, неиссякаемым богатством форм, проявлений не может быть втиснута в прокрустово ложе застывших схем. Они необходимы, но выражают лишь один из аспектов культуры. Культура как способ деятельности - это не замкнутая, а открытая система. Ее предписания (традиции) содержат в себе возможность корректировки,
разлома, преобразования, порождения иного, новаций.
Сохранение и отрицание, удержание и дерзновенное преодоление - в этих коллизиях пульсирует
живое тело культуры. Противоречивая связка традиций и новаций - одна из ее фундаментальных
особенностей. Культура, взятая в своем динамическом аспекте, невозможна без творчества, т.е.
формирующей деятельности, порождающей новую (креативную) активность.
Вне культуры, представляющей собой целостную систему норм и смыслов, символов и ценностей,
творчество хаотично, безопорно. Но и культура вне творчества, лишенная инноваций, не отвечала
бы собственному определению.
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 438;