Культура в современной России.
В начале 90-х гг. ХХ века в России сложилась новая ситуация в области культуры, обусловленная проведением либеарально-радикальных реформ. На смену единому мировоззрению, монопольному господству советской идеологии пришел реальный плюрализм политический, идеологический, медологический, стилистический, воспринятый обществом как что-то хаотическое, "распад" культуры. В отечественной культуре одновременно присутствовали ее советский и оппозиционный варианты, последний подвергался гонению в советское время; культура российского зарубежья, культурные течения, отражавшие духовное содержание исторических эпох и регионов; субкультуры разных в том числе и нарождающихся социальных слоев. Все эти разнообразные и даже антагонические течения и направления взаимодействовали, нередко дело доходило до конфликтов.
Драматичное взаимодействие советской и зарубежной культуры послужило началом длительного и трудного процесса формирования единой российской культуры. В него превносились элементы, представлявшие своеобразие русской культуры, религиозная философия, традиции либерализма, консерватизма, монархизма, общечеловеческие ценности, развивавшиеся в культуре русского зарубежья, воспринятые ею еще из дореволюционной русской культуры. Ускорение этому процессу придает включение в культурную жизнь сегментов отечественной и мировой культур, изъятых в советское время по идеологическим соображениям. В итоге вместо идеологически заданной и непротиворечивой советской культуры идет процесс восстановления и развития в полном объеме отечественной культуры, характеризующийся открытостью, внутренней противоречивостью, разнообразием, взаимной дополняемостью культурных ценностей.
Радикально изменялась и роль интеллигенции, которой в советской системе принадлежала монополия на производство и утверждение духовных ценностей, включающая в себя ценностные ориентиры предпринимателей, политических партий, общественных движений , церкви и т.д. В этих условиях интеллигенция реализует функцию интеллектуального и идеологического обслуживания социальных групп.
Либерально-радикальные реформы повлияли на сознание людей, вызвали культурный надлом. После раскола СССР наблюдается рост национализма, возникает культурный "сепаратизм", то есть целенаправленное отделение от инокультурных явлений, игнорирование "чужой" информации и культурных контактов. Ситуация осложнилась возросшими масштабами миграции людей в современную Россию и вызвала немало конфликтов в ходе адаптации мигрантов к культурно-национальным особенностям коренного населения.
Быстрый переход от единого целостного мировоззрения к культурному плюрализму породил состояние духовной неопределенности, дезориентации. Включение российской культуры ХХ века в рыночные отношения, ослабление государственной поддержки и ориентации людей на собственную инициативу, стремление идти неизведанным и рискованным путем творческого поиска - все это сделало культурную жизнь страны сложным и противоречивым явлением.
В культуре возникло кризисное состояние, которое до сих пор не преодолено. Негативные тенденции, обусловленные отсутствием должного финансирования со стороны государства, не преодолены. Большие трудности переживает фундаментальная наука, которая вынуждена отступить с достигнутых рубежей из-за старения материально-технической базы и оттока высококвалифицированных кадров. Хотя имеют место и достижения. Лаурятом Нобелевской премии 2002 года стал академик Ж. Алферов. Многие научные работники соответствуют мировому уровню. Но не могут быть внедрены в производство многие разработки из-за отсутствия средств. Прикладная наука постепенно приспосабливается к рыночным условиям, ищет новые формы сотрудничества с хорошо работающими предприятиями, коммерческими структурами, зарабатывает средства для проведения экспериментов, приобретения оборудования, приемлемую оплату труда специалистов.
В современной России на культуру расходуется мизерная часть государственного бюджета. Многие ее очаги особенно в небольших городах и селах (театры, картинные галереи, клубы, дома и дворцы культуры, студии детского и юношеского творчества и т.д.) закрываются, не имея возможности справиться с финансовыми трудностями. Большинство сохранившихся культурных заведений вынуждены заниматься коммерцией, вместо того, чтобы нести людям высокое светлое искусство, дарить радость творчества. Коммерционализация, активное наступление массовой культуры, как показывает опыт многих стран мира, а теперь и нашей, значительно снижает ее уровень, а вместе с тем и культурный уровень народа.
Некоторые наиболее мощные центры распространения культуры и больше всего масс-медиа в условиях рынка превратились в трансляторы низкопробных образцов западной массовой культуры. На людей обрушивается лавина кинобоевиков, рекламно-пропагандистских телепередач, сериалов из США, Латинской Америки. Подобная "вестернизация" несет в себе весьма опасные для будущего нации последствия, разрушая силу национальных чувств, насаждая культ грубой силы, презрения к слабым, обращение к примитивным инстинктам. Все это мешает правильно ориентироваться не только в разнонаправленных культурных явлениях, но и в сложных радикальных переменах во всех сферах жизни. Более того, процесс разрушения культурного наследия нашей страны идет интенсивнее, чем в странах, где массовая культура уже давно стала свершившимся фактом.
Вместе с тем, во второй половине 90-х гг. – начале XXI века в области культуры и искусства наметились позитивные тенденции. Расширилась сфера художественного творчества, стали появляться новые организационные формы: культурно-творческие общества, новые театры, проводиться художественные выставки, музыкальные, теле - кинофестивали и т.д.
В последнее время государство стало уделять больше внимания поддержанию в рабочем состоянии сети научных, образовательных учреждений, библиотек, музеев, памятников истории и культуры. Реставрирован Большой Кремлевский Дворец, воссоздан и действует Храм Христа Спасителя, восстановлен Храм Спаса на Крови, отремонтирована Третьяковская Художественная Галерея, ремонтируется Большой театр, государственная публичная библиотека и др.
Положительным фактом является восстановление в своих законных правах религиозной культуры всех народов нашей страны, благодаря чему привлекается внимание к историческим традициям и культуре.
В современных условиях фактором культурного развития общества становится использование новейших информационных технологий, включая "Internet". Информатизация в сфере образования и воспитания делает лучшие образцы отечественной и мировой культуры достоянием новых поколений и интенсивно наращивает духовно-культурный потенциал. Информатизация отечественных культурных сокровищ (музейная, библиотечная) знакомит с ними мировое сообщество, не только сохраняя российскую культуру, но и обеспечивая ей выход за рамки своего культурного пространства. Представления о мировой культуре расширяются благодаря контактам с разными странами.
Усиливается еще одна положительная тенденция в культурной жизни современной России - оживление региональных культур, возрождение краеведения. Не угасает, а развивается самодеятельное непрофессиональное художественное творчество в городах и селах, клубно-культурные массовые формы досуга, восстанавливаются забытые художественные промыслы. Профессиональные артисты разных жанров работают в "народном стиле". Все это способствует восстановлению социально-культурной полноты и многоцветия духовной жизни.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 6975;