Лаковая миниатюра есть искусство традиции
Техника лаковой миниатюры гуашью своеобразна и не так сложна, как темперная. Последовательность процесса писания миниатюры выработана вековой практикой древних иконописцев, к которым восходят истоки миниатюры Холуя и современных мастеров. В Сызрани представлена Бочкаревской иконописной школой. Она почти всецело применяется и современными мастерами и изменению не подлежит, а потому начинающие миниатюристы должны придерживаться ее со всей строгостью.
Темпера (итал. tempera, от temperare - смешивать краски) - краски, приготовляемые на основе сухих порошковых натуральных пигментов или их синтетических аналогов. Темперная живопись сложна и многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как гладкое, так и густое пастозное письмо.
В современных условиях такая техника сложна для освоения. Поэтому гуашь стала наиболее приемлемым материалом, в котором Е.Н. Казакова достигла высоких результатов.
Вообще если проводить анализ творческих работ современных мастеров лаковой миниатюры, то технология меняется с появлением новых материалов, грунтов, красок, пигментов, лаков и т.п. Мастера приспосабливаются к веяниям рынка, потребностям зрителя и покупателя.
Еленой Николаевной Казаковой была разработана техника декоративной гуашевой росписи, ее достоинством является то, что в отличие от темперной техники письма она намного легче в освоении на первой ступени обучения, детьми в художественной студии, школе. В колледже студенты совершенствуют полученное мастерство, сохраняя гуашевую технику письма.
В последующем изложении приведено описание необходимых для лаковой миниатюры гуашью материалов, а также приемов писания миниатюр по древней традиции. Здесь стоит упомянуть Сызранскую иконописную школу Бочкаревых, учеников палехской иконописной школы. Которые на протяжении многих лет (конец 19 века – начало 20 века) создавали свой стиль письма. Сегодня школа восстановлена, работает несколько иконописных студий и иконописная мастерская. Подлинность авторской школы Бочкаревых и соответствие работ современных мастеров подтверждена.
Внимательно читая данное руководство читатель увидит, что техника лаковой миниатюры имеет свою историческую жизнь: со временем появляются новые материалы, к которым мастера приспосабливаются, изучая их и применяя на практике. Так же и в наши дни, используются материалы, не указанные в старых руководствах. Но, отступая в этой части от традиции, каждый мастер должен бояться более всего нарушить главное: установленную структуру и последовательность построения миниатюры. Это потому, что своеобразие как самой техники, так и приемов ее выражения не случайно. Она вытекает из внутренней сущности миниатюры, являющейся основой всего ее построения, так же, как обычная живопись в своих внешних формах и приемах пользования материалами тесно связана с собственной основой, со своими целями и назначением. Через краткое сравнение обоих искусств легче всего уясняется как исключительность основы лаковой миниатюры гуашью, так и традиционность ее внешних форм и технических приемов.
Чем по своей сути и форме является художественное творчество? Наше понимание вещей и жизненных явлений всегда глубоко лично: в наших суждениях, определениях, поступках, словах, выводах всегда сквозит наше «я», с его чувствами и страстями. Все вещи, какие бы человек ни делал, все, что он создает из любого материала, отражает его индивидуальность, поэтому всякая вещь так же психологична, как и сам человек. Во все, что видит, художник вкладывает свое осознание, свой темперамент, всему дает свою оценку, и это его «я», его личность, составляет основу, духовную суть его творчества.
Всякая картина относится к тому или иному жанру живописи: пейзажу, портрету, натюрморту. Художник, по своим наклонностям, избирает тот жанр, который ему ближе, в котором он видит возможность полнее себя высказать. Поскольку, выражаясь таким образом, он пользуется образами и предметами внешнего мира, то ближайшей задачей для него является создание на плоскости холста впечатления глубины пространства, он старается как бы ввести зрителя в некий реальный мир, наполненный для всех понятными образами природы, людей, зданий, предметов. Такие средства живописи, как линия и краски, не имеют в его творчестве самостоятельного значения и не должны иметь — это лишь подсобный материал, помогающий вызвать в воображении зрителя полную иллюзию пространственности и объемности предметов, то есть иллюзию их реальности. Но методы применения материалов, какими пользуется мастер в своей работе, все же сохраняют особенности, характерные для него даже и тогда, когда он, как человек своей эпохи, следует сознательно или невольно общепринятым понятиям, вкусам и исканиям в искусстве своего времени.
Таким образом, во всякой картине выдающегося живописца сущностью ее является неповторимая индивидуальность мастера, которую мы ищем и ценим даже в каждом штрихе и мазке кисти. Все это делает вполне допустимым и даже естественным видеть некоторую авто портретность художника в любом жанре живописи.
Картина есть некий духовный слепок с мастера. Отсюда делаем вывод: если основой этого искусства является непостоянная, изменчивая личность художника, его жизнь. Искусство живописи действительно таким было, таким и остается как по своей сути, так и по внешней форме и техническим приемам.
Основные приемы, характерные для этого искусства, сами собой вытекают из его содержания.
1. Образ в лаковой миниатюре — это, прежде всего, образ на плоскости. И мастер развертывает всю свою композицию, строго подчиняя ее плоскости доски или стены. Но сегодня мастер должен владеть и мастерством миниатюрной живописи на предметах и формах, ранее никогда не используемых, а сегодня очень актуальных (автомобили, бытовая техника, предметы быта, одежда и т.п.)
2. Средства живописи — линия и краски — не исполняют никакой служебной роли, они сами конкретно участвуют в создании образа. Линией мастер владеет в совершенстве: в миниатюре мы видим ее и мягкой, и угловатой, и плавной, и графически тонкой, а местами и монументально-сочной. Она во всем подчиняется внутреннему, высокоразвитому чувству ритма и особое значение приобретает в контурах фигур и отдельных плоскостей.
3. Из красок для миниатюры издревле избрана темпера. Но в авторской методике Елены Николаевны миниатюра, написанная гуашью имеет не меньшую художественную ценность, и позволяет обучить этому прекрасному творчеству. Гуашь, по своим свойствам, дает возможность сохранять плоскостность изображения, что является необходимым условием для создания образа и, вместе с тем, позволяет сохранять выразительность линии. Эта краска способна дать необычайную силу тона, оставаясь в то же время легкой и доступной.
Для писания миниатюры определены и приемы пользования этой краской, а именно: линейно очерченные плоскости заполняются одна за другой по возможности ровными слоями составленных цветовых тонов. Задачей художника в этом процессе является согласование между собой отдельных цветовых пятен. Но эта задача не может решаться механически. Как невозможно создать музыкальную симфонию, не переживая ее, так невозможно создать и цветовую гармонию, не входя в ее сущность.
Нельзя сказать, что все мастера Сызранской школы соблюдают данную последовательность. У каждого мастера свой почерк, живописная гамма, характерный стиль.
Коллективом педагогов и выпускников была проделана большая исследовательская работа по сбору информации об обычаях, обрядах, культуре, традиционном костюме населения, проживающего на территории Сызрани и Сызранского района. Их формы помогают студенту ярче и целостнее выявлять главное.
Есть в сызранских миниатюрах, и земля в виде горок, и растительность, и здания. Выписывая их, художник обращается за справками к натуре. Приемы выявления образа через высветление и притенение отдельных деталей — горок, палаток, одеяний, ликов и пр. — так же традиционны, как традиционны приемы заготовки белья, наложения позолоты, закрепления изображения лаком.
Итак, миниатюра есть преимущественно искусство традиции. И эти выработанные древностью традиции передаются мастерами из поколения в поколение, вплоть до наших дней.
Лаковая миниатюра гуашью — это искусство на плоскости, но, по глубине своего содержания, оно сравнимо с самой талантливой картиной. Как всякому делу, как обычным рисованию и живописи, так и лаковой миниатюры необходимо учиться, начиная не со сложных задач, а с простых, постепенно переходя к все более и более трудным.
Язык миниатюры — это тоже, что грамота. Ребенка учат сначала писать отдельные буквы, потом дают списывать с книги, далее — писать изложение и, наконец, сочинение. Так и в миниатюре есть своя грамота, своя школа, своя последовательность работы, через которые ученику даются особые знания, особая подготовка и особое воспитание. Программа и постепенность обучения также традиционны и проверены опытом многих поколений.
Прежде чем говорить о традиционных материалах и технических приемах письма на дереве и папье-маше, стоит отметить что эта техника может использоваться при росписи изделий из металла, камня, пластика. Соответственно и подготовка изделия, и его окончательная обработка будет соответствовать тому материалу, на который нанесена миниатюра. В следующих методических материалах мы подробно остановимся на использовании для основы изделий из металла, пластика, стекла, камня и т.п.
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 406;