Руководство начинающему миниатюристу
Руководство для начинающих миниатюристов составлено на основании специальной литературы, учебной программы Палехского и Холуйского художественных училищ, иконописной методической литературы, а также воспоминаний учеников и коллег Елены Казаковой, черновиков открытых уроков автора и методических разработок. В приложении приведен Библиографический список, который может быть полезен не только специалисту, но и простому читателю.
Приступающему к изучению техники Сызранской лаковой миниатюры гуашью прежде знакомства с рисунком, материалами и способами их применения необходимо понять характер этого искусства, его высочайшее назначение и теснейшую связь с жизнью города Сызрани и народа его населяющего. Лаковая миниатюра гуашью — это не просто искусство, это искусство, созданное талантом мастера Елены Николаевны с использованием традиций и культуры народов и народностей, населяющих Сызрань и Сызранский район.
Необходимо также возыметь уважение к тем людям, которые на протяжении прошлых веков создавали российскую лаковую миниатюру в Палехе, Холуе, Федоскино, потрудились в этом деле, сумели выработать художественный язык, создали его высокий стиль.
Ошибается тот, кто ищет и сызранской миниатюре только внешнюю красивость. Через красоту волжской природы, сызранских затонов и заливов, лесов, полей и степей, архитектуру и людей, изображенных на каждой работе, зритель проникает и саму сущность любви к родному краю у мастеров и учеников – художников.
Педагог в данном случае выступает не только как учитель, но и как воспитатель, который духовно готовит ребенка к созданию творческой работы. Не оставляет без внимания не только грамотность ученика, но и должное отношение к труду, со вниманием писать не только фигуры людей и памятники архитектуры, растения, животных и птиц, деревянные избы, украшенные ажурной резьбой. Сама Елена Николаевна ежедневным трудом, письмом высокого профессионального уровня своим примером показывала тот уровень, к которому нужно стремиться.
Начинающему художнику предлагается работать не только по «образцам», но и творчески воплощать в видимых образах то, что недоступно чувственному восприятию. Поэтому в творчестве, совершенствоваться можно не только через изучение природы и натуры, нужно учиться через копирование работ профессиональных мастеров.
Копируя работу, ученик всесторонне познает и соприкасается с тем миром, который изображен на миниатюре. Постепенно он начинает ощущать реальность этого мира, постигает глубину содержания работы, постигает четкости форм, внутреннюю обоснованностью деталей и простотой художественного выражения.
При подборе работы для копирования надо иметь в виду, что наряду с миниатюрами высокого художественного качества существует много так называемых «примитивов. Они не могут служить образцами для изучающих лаковую миниатюру. В вопросе, что копировать, лучше следовать совету опытных мастеров, так как среди миниатюр не каждая может быть образцом для начинающего.
В бытность педагогом Елена Николаевна сама рисовала рядом с учениками, свои творчеством показывая пример, позволяя познавать секреты мастерства. Репродукции могут помочь в рисунке и композиции, могут показать, как положить правильно высветление на ликах и одеждах, но колорит их всегда искажен, поэтому придерживаться его не следует. Самое большее, что может дать репродукция, — это подсказать размещение цветовых пятен; сам же тон, например, красного, синего, зеленого и др., можно взять верно, только имея опыт копирования подлинников. Надо принять пока «на веру» все, что непонятно и мало приемлемо, и повторить то, что есть. Понимание приходит со временем.
В дальнейшем, когда своеобразие лаковой миниатюры будет внутренне принято, когда в память внедрятся приемы художественного раскрытия образа, можно проявить свою творческую импровизацию, сделать «по-своему», вначале хотя бы в деталях.
В заключение скажем, что трудолюбие, усидчивость, внимание к деталям и доведение работы до логического завершения – это характеристика мастера-миниатюриста и в процессе обучения педагог не только учит, но и воспитывает в юном ученике настоящего мастера.
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 394;