Приемы письма лаковой миниатюры гуашью
В зависимости от эскиза мастер пишет по грунтованному дереву (когда дерево является художественным фоном для росписи), либо покрывает цветным или черным слоем краски. Композиция выполняется сперва в карандашном рисунке на бумаге. Этот рисунок служит эскизом на протяжении всего процесса работы над миниатюрой. С него снимается копия на кальку.
Перевод рисунка. Приемов перевода рисунка на изделие несколько. Можно выбрать, какой лучше применить в данном случае. Во всех случаях рисунок переводится через кальку. Для увеличения прозрачности кальку можно протереть масляной ветошью или кусочком ваты, пропитанной маслом.
1. Рисунок переводится с эскиза на кальку. Оборотная сторона рисунка на кальке натирается сухим порошком мела или белил, пальцем. Затем рисунок накладывается на поверхность предмета и переводится цировкой, причём, как карандашом, тщательно обводятся все контуры рисунка. Чтобы при переводе рисунок не сдвигался и не перекашивался, можно временно верхние его углы приклеить к поверхности предмета каким-либо лёгким клеем, клеевой лентой, скотчем. Когда его снимают, на поверхности предмета остаётся чёткий отпечаток. Остатки порошка белил смахиваются гусиным пером так, чтобы контуры рисунка остались чистыми.
2. В учебном процессе, особенно если рисунок переносится на светлое изделие, обратную сторону кальки штрихуют мягким графитным карандашом. Его отпечаток дольше держится и не требует дополнительной фиксации.
3. Некоторые, особенно если рисунок не очень сложный, продавливают рисунок через кальку и по борозде прорисовывают рисунок на изделии.
4. Еще один вариант перевода. Рисунок на кальке перевернуть и обвести повторно масляной краской тонкой кистью. В зависимости от цвета фона краску выбирать контрастной по цвету.
5. Если вы несколько раз используете рисунок для росписи, то рекомендую обратиться к «припоху» – одному из древнейших методов перевода рисунка. По основным линиям эскиза тонкой иглой нанести отверстия. Затем рисунок закрепить на изделии. Через отверстия мел, наносимый припохом, (ударяя тканевым мешочком с дробленным мелом по рисунку) отразит все линии вашего эскиза на изделии.
Белильная подготовка делается для того, чтобы прочнее держался цвет красок на лаке. (Известно, что чёрный лак поглощает яркость цвета, а белильная подготовка предохраняет его от поглощения.) Художник, работая над композицией, продумывает, где и какие положить тона: где яркие, где менее яркие, где тёмные. Сообразно этому и делается белильная подготовка. Например, светлые выступы гор, первоплановые группы листвы деревьев, яркие одежды, первоплановые волны воды подготовляются густыми, во всю силу, белилами. Тона средней яркости подготовляются менее густо, а более темные — жидкими белилами. Совсем темные места, как внутренние части построек, пещер, черные одежды, черные животные, глубокие провалы меледу волнами, остаются без белильной подготовки. Она ведётся плавью чисто и мягко, без шероховатостей, в строгом соответствии с рисунком. С правильно выполненной белильной подготовкой работа будет выглядеть как бы уже законченной, сделанной по принципу светлого силуэта. Серьёзная подготовка белилами помогает ускорить работу художника на её дальнейших этапах.
Раскрытие рисунка цветом – ''роскрышь.'' Роскрышь определяет всю живописную основу произведения как её подготовительный этап. Роскрышь – технологический приём живописи при первичной раскладке цвета в пределах заданной формы рисунка. Вначале надо выполнить гладкий фон способом старых мастеров, сделать слитные переходы из одного цвета в другой. Например, из голубого – в бирюзовый – бирюзово-желтоватый – в золотистый цвет зорьки. Весь живописный процесс строится на постепенном стушевывании цветовых переходов через полутон, путём тщательной отработки их кистью. Кроме этого, существует т.н. скоростной приём исполнения фона, когда его цвет составляется на палитре со всеми переходными полутонами, а затем путём вплавления одного цвета в другой раскрывается на поверхности шкатулки. Роскрышь облаков, гор, деревьев, и т.д. делается локальным цветом. Роскрышь красками – наложение цветных пятен. Для роскрыши, как и для подготовки белилами, нужна кисть средней остроты. Из подготовленных красок составляются на палитре тона разной густоты.
Роскрышь элементов пейзажа делается и другим приёмом. Например, нужно прокрыть гору желтоватого тона. Разводится на палитре светлая охра до нужной для плави густоты. Ею проплавляются световые части горы и её площадки. Затем составляется жёлтый тон несколько темнее первого, и им проплавляются теневые части горы и её уступы, а входы в пещеры прокрываются умброй.
Третий приём роскрыши – все элементы живописи раскрываются плавью, всякий своим одним основным тоном. Таким приёмом раскрываются одежды человека, фигуры животных и некоторые другие элементы живописи. При такой роскрыши соблюдается ровность и прозрачность плави, чтобы раскрытые элементы не были просто раскрашены, не смотрелись бы чистой краской, но чтобы каждая плавь играла живым тоном. При роскрыши плавью преследуется и очень важная задача – создать впечатление объёма. Так как краски имеют свойство отстаиваться (светлые их части осаждаются вниз, а тёмные поднимаются на верх плави), то чем больше красочный слой, тем больше выступает на поверхность тёмных частичек краски, и если художник прокрывает плавью неровно, то роскрышь ложится тёмными пятнами. Хорошо владеющий плавью художник умеет использовать это свойство красок. Тонкий ровный слой плави нужно оставлять на световых частях, а более густой, с осадком, пригонять к теневой части. Таким образом уже достигается некоторая характеристика объёмов.
Для плави краска разводится до состояния жидкой сметаны и заливается на изделие. Смешение цветов художник выполняет мазками кисти по поверхности краски, не касаясь самого изделия, это дает ровную заливку.
Роскрышь голов и обнажённых частей тела человека – санкирь. Санкирь составляется согласно выбранному художником типажу. Он может быть светло-жёлтым, для загорелого лица – коричневатым, для бледного – жёлто-зеленоватым и разных других тонов. Роскрышь и санкирь делаются одновременно.
Роспись – прорисовка по роскрыши тёмным тоном всех контуров и деталей. Для росписи составляется тёмный тон, и острой беличьей кистью выполняют роспись. На деревьях – оконтуриваются их стволы и сучья, прорисовываются общие формы их листьев, на горах – площадки и уступы, на воде – рисунок волн. Прорисовываются все контуры и складки одежды человека, контуры животных, палат и их украшений, а также всех других элементов композиции. Роспись делается художником не одинаковыми, а мягкими, плавными, тёмными, живыми линиями разной толщины и разной силы. Нужно, чтобы линии росписи не смотрелись отдельно от роскрыши, а сливались с нею в общем её тоне. При росписи, как и при роскрыши, разностью силы линий выявляются объёмы изображений. Одновременно с росписью фигуры человека прорисовываются по санкирю таким же тёмным тоном голова и обнажённые части его тела, черты лица, волосы и пальцы рук и ног (опись).
В сызранской росписи цвет росписи не может повторять цвет фона, чтобы не создавалось ощущения разрезания рисунка. При обучении на это обращается особое внимание.
Приплавка теневых и световых частей всех элементов композиции. Приплавка делается кистью средней остроты с целью выявления объёма. Чего не удалось полностью достичь при роскрыши и росписи, дополняется лёгкими приплавками теневых и световых частей. Например, на одеждах делается лёгкая приплавка теней тоном несколько темнее роскрыши. В элементах пейзажа также приплавляются их теневые части тонами несколько темнее роскрыши, а на световых частях тонами несколько светлее её, чтобы тон каждого элемента смотрелся звучнее и живописней. Для этого приплавка делается не всегда одинакового тона с роскрышью, особенно в пейзаже. Например, в писании воды. Если вода раскрыта кобальтом, для улучшения звучания общего тона теневые части или провалы между волнами проплавляются ультрамарином, а самые световые части первоплановых волн – изумрудной зеленью с белилами. Получаются переливы нескольких разных тонов, и общий тон становится звучней. Так же и в письме гор, например, жёлтого тона. Их теневые части и уступы приплавляются тёмной охрой с киноварью, а световые части и лещадки – несколько светлее, холодноватым зеленовато-жёлтым, и общий тон горы приобретает хорошее звучание. В письме деревьев – если оно осеннее, то теневые части листвы проплавляются холодноватой зеленью, а листва световых частей дерева, наоборот, золотисто-тёплыми тонами.
Следующей стадией живописного процесса является работа в светлых частях формы. Она состоит из целого ряда полутоновых плавей, оживок, приплесков, лессировок. Оживка – белильная отметка в самой светлой части законченной формы. Приплесками называется тоновое смягчение цвета при окончательной моделировке формы. Лессировка – это живописный приём работы жидкими прозрачными красками, при котором усиливается глубина цветового тона или цвета. Первая проплавка светлого полутона выполняется в центре элемента, затем – вторая плавь, светлее первой и меньше по площади покрытия. За ней – сплавка, для чего составляется средний полутон, которым смягчают тональные переходы в элементе или гасят цвет отдельных групп элементов. В центре элемента делается оживка самым светлым тоном или белилами. Работа заканчивается световой росписью белилами по внешнему контуру теневой росписи элементов.
Окончательная отделка красками одежд, фигур человека и всех предметов пейзажа. Отделка красками также преследует цель ещё больше усилить условный объём всех элементов и придать им законченность. На некоторых одеждах, фигурах человека делаются пробела. Иногда пробела делаются золотом (в следующем этапе), но как правило в сызранской миниатюре они делаются красками. Между пробелами золотом и краской имеется существенная разница, несмотря на то, что назначение их одно и то же – выявление объёма. Пробела золотом имеют несколько разновидностей. Пробел красками – одного типа. Он накладывается на одеждах, самых высоких местах тела человека, например, на плечах, на груди, животе, коленях, а также и на телах животных. Пробел всегда кладётся точно по форме тела и подчёркивает её. Если он будет положен неправильно, то и фигура будет смотреться неправильной, изломанной. Пробел делается в три тона, созвучных роскрыши, росписи и теневым приплавкам. Сам пробел делает условные складки одежды и имеет формы, соответствующие форме изображаемого. Пробел имеет основное пятно, которое называется силкой. От этой силки идут штрихи, которые подчёркивают форму ноги, руки или других частей человеческого тела. Первый тон пробела более широкий и чуть светлее роскрыши, второй несколько светлее и уже первого, а третий тон, более светлый, делается в одну линию, которая подчёркивает второй тон и называется оживкойпробела. Для лучшего звучания пробела кладутся по тёплым тонам роскрыши холодными тонами, по холодным – тёплыми.
На фигурах животных пробел кладётся по форме их тела, на самых выпуклых мышцах, так же в три тона, лёгкой плавью. На деревьях, по светлой приплавке, делается соответствующим тоном листва деревьев и их форма. На горах, по светлой приплавке, делаются лежащие по площадкам камушки (кремешки). Палаты (постройки) отделываются в два тона, первый тон более слабый, а второй светлее и в одну линию, которая подчёркивает выступы архитектурных украшений карнизов, узоров, орнаментальной резьбы и даёт постройке законченный вид. Вся отделка красками делается мягко, не вырывается из тонов роскрыши и приплавок, органически связывается со всеми окружающими тонами и придаёт законченность всей живописи.
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 453;