Отсутствие единого центра
Японские специалисты по ландшафтному дизайну обычно избегают создания определяющей точки отсчета в саду, особенно такой, которая бы находилась в геометрическим центре. Стремление к центру крайне редко встречается в японском искусстве, будь то оформление ландшафтов, графика, икебана или подача блюд в ресторане – централизация чего бы то ни было рассматривается как статичность, как тенденция, подавляющая дух. В садах, например, прямые дорожки используются минимально, чтобы избежать центра, оси. И даже если дорожки проложены прямо, оси этих дорожек спроектированы таким образом, что взгляд гуляющего всегда упирается в стену или живую изгородь, либо мельком замечает какой-нибудь значимый элемент – чайный домик или ворота.
Триады
Не используя симметрию и отказавшись от единого центра, японские дизайнеры достигают зрительной упорядоченности, широко применяя технику триад и основываясь на треугольных формах. Треугольник также лежит в основе построения икебаны, бонсай, и любого другого произведения, выполненного в стиле токонома – создание композиций в чайных комнатах. Самый показательный пример использования триад в садах – группы камней и зрительное соотношение этих групп. Камни, расположенные на переднем плане либо по всей площади сада имеют форму треугольника, а если дизайнер использует несколько каменных групп, то каждая из них также образует со всеми треугольник. Такие группы могут также олицетворять буддистскую триаду (сэнзон-секи-гуми). В этом случае большой камень в центре – Шака или Амида Ниорай (два самых распространенных воплощения
Ограды и входы
Японские сады чаще всего ассоциируются у нас с какими либо предметами, используемыми при проектировании, но на самом деле сад обретает «японское лицо» исключительно за счет пространственных решений.
Дизайнеры делят пространство сада оградами - что, в свою очередь, предполагает наличие проходов - именно эти два элемента играют важнейшую роль в японском ландшафтном дизайне. Принципы границы и перехода органично вплетаются в общую концепцию японского пространственного дизайна, поскольку эти же принципы лежат в основе построения японского общества. Двери (ворота, калитки) отражают и символизируют традиционные социальные рамки, социальные границы и переходы. Японцы всегда считались народом, стремящимся к объединению, они осознают себя только в качестве членов какой-либо социальной группы - семьи, компании, школы, клуба. Вхождение в группу, членство в ней имеет огромное общественное значение. Эти групповые границы и нашли свое отражение с ландшафтном дизайне в виде оград и входов. Большинство классических японских садов достаточно четко очерчены в пространстве. Иногда это связано с недостатком территории в условиях города, но, чаще всего, ограда служит обрамлением. Дизайнер использует эту естественную границу чтобы оценить, общий вид сада и то, насколько гармонично он встраивается в окружающее его пространство. Если же такой границы нет, сад будет противопоставлен своим окрестностям и едва уловимые внутренние композиционные связи будут нарушены. Ограда позволяет воспринимать сад как отдельное независимое произведение искусства - например сады кэр-сан-суй, вокруг святынь дзэн-буддизма, которые воспринимаются как картины.
Ограда предполагает наличие входов. Достаточно типично для дизайнера использовать ворота в качестве мостика, через который его сад общается с внешним миром, равно как внутренние калитки соединяют разноуровневые пространства в пределах сада. Хорошим примером такого соединения могут служить парки в поместьях дайме периода эдо. Парки были спроектированы в виде нескольких совершенно различных «картин», которые вырисовывались непрерывной чередой перед взором гуляющих. Иногда смена таких картин обозначалось физическим разделением пространства - деревянными воротами, но чаще всего переходом служила небольшая рощица, овраг или наоборот - возвышение или любой другой «эфемерный» вход. Другой пример использования входов, правда в несравнимо меньших масштабах - чайные садики. В этом случае речь идет не только о входе в физическом смысле, но и о духовном вхождении.
Пустоты и расстановка акцентов
Следующая немаловажная деталь проектирования внутреннего пространства сада - проработка пустых мест. Пустоты в данном случае несут и духовную нагрузку - японцы называют их ма. Это коротенькое слово имеет огромное количество значений. Иероглиф, обозначающий «мэ», может также иметь несколько вариантов прочтения - айда, кен, кэн и джэн. Эта многозначность иероглифа делает необходимым небольшой экскурс в историю самого слова. Схема, представленная выше, также поможет разобраться во всех нюансах.
Термин мэ, в самом общем смысле, может быть определен как вакуум, пустота или пространство - физическое, социальное, временное или же комбинация их. Ма -- это последствия каких-либо событий или результат достижения цели, которые «обрамляют» пространство и являются причиной его существования. Ма - это не только результат действий и событий, но и, одновременно с этим, их точка отсчета. Прерывистость ритма в японском танце, резкие движения актеров театра но, звуковые пустоты в национальной музыке, дистанция между гостем и хозяином во время чайной церемонии, белые пятна на рисунках тушью - все это может быть описано термином ма.
Ландшафтные дизайнеры добиваются создания ма различными способами. В частности, пустые пространства могут возникать физически - при движении по саду; зрительно - при его созерцании (в этом случае они просто домысливаются, хотя на самом деле их нет); либо созданием временных пустот - остановок, которые провоцируются проектировщиком сада, дабы в полной мере насладиться им. С точки зрения религии ма олицетворяет принцип му - небытие, центральную идею дзэн-буддизма. В эстетическом же отношении дизайнеры используют многозначность ма, чтобы создать йохаку-но-би, красоту малого количества элементов, которая так ценилась в средневековом искусстве.
Рис.1 - "Если же такой границы нет, сад будет противопоставлен своим окрестностям и едва уловимые внутренние композиционные связи будут нарушены". Риоджен-ин, Дайтуки-джи, Киото.
Рис.2 - "Ма -- это последствия каких-либо событий или результат достижения цели, которые «обрамляют» пространство и являются причиной его существования". Токаи-ан, Муошин-джи, Киото.
Рис.3 - "Ограда предполагает ворота". Внешний вход в чайный садик, Шокадо, Киото
Иероглиф | Произношение | Буквенное обозначение | Значение |
ма | пространство, время | ||
айда | интервал ( в пространстве или времени) | ||
кен | линейное, одномерное пространство, длина татами, страндартная единица в архитектуре | ||
ма | двухмерное пространство, хиро-ма - большой зал для торжеств | ||
кукан | пустой + ма | трехмерное пространство | |
джикан | время + ма | время | |
нинджэн | человек + ма | люди |
Китайский сад
Китайский стиль или Фэн-шуй – один из древнейших в мире способов разведения садов, который насчитывает несколько тысячелетий. Зародился в Китае, когда там уже была высокоразвитая цивилизация, а на территории Европы еще обитали дикие племена. Основным положением является: Человек и Природа должны находиться в гармонии друг относительно друга, а всю целостность бытия пронизывает незримая энергия, именуемая ци. Эта сила находится и циркулирует во всем, что нас окружает и жизненно необходима для благополучия, счастья, здоровья и даже богатства людей. «Чистая ци поднялась, чтобы стать небом, а мутная и тяжелая опустилась, что бы стать землей; дуновение, гармонично соединившее обе, стало человеком» – так трактуется происхождение всего сущего в древнекитайском трактате Лао-Цзы. Человек, посредством ци соединен с остальным миром и искаженное или затрудненное течение ци может вызывать дискомфорт в мироощущении, и даже болезни. Согласно этому учению, для обеспечения беспрепятственного потока ци, любая вещь должна иметь соответствующую форму и месторасположение.
Разбивка сада не составляет исключения. Сад в данном стиле отличается от традиционных европейских садов. Гармония и равновесие являются здесь приоритетами, при этом абсолютно не важным является размер и площадь участка. Китайцы понимают жизнь как равновесие двух начал, инь (мужское) и ян (женское), сил, не способных существовать друг без друга. Каждое растение и элемент ландшафта должны быть расположены в строгом соответствии с соответствующими им сторонами света. При планировке участка главной должна быть максимальная естественность ландшафта. Важнейшей составляющей является равновесие форм и размеров. Согласно фен-шуй несколько изысканных оригинальных цветов, в окружении естественной зелени, гораздо более способствуют беспрепятственному потоку ци, чем яркая и пестрая клумба, с потерянным чувством утонченности. Дорожки обязательно должны быть плавно изогнутыми, исключаются любые прямые линии. Поговорка: «Прямая дорога не всегда является самой короткой», здесь находит еще одно подтверждение.
Нежелательным является устройство на участке ботанического сада, поскольку еще несколько тысячелетий назад китайцы пришли к выводу, о том, что более гармоничным и раскрепощающим является место, на котором произрастает всего несколько разновидностей трав, кустарников или цветов, и где есть место для таких необходимых элементов как пруд, альпинарий или даже декоративный огород
.
Предаваясь занятиям по благоустройству земельных территорий, которыми китайцы в совершенстве овладели еще несколько тысячелетий назад, было выведено следующее утверждение - любой обладатель земельного участка, может устроить свою среду обитания таким образом, что чувство гармонии и правильного взаимодействия с природой, не покинет его ни на минуту во время пребывания на «своих землях» и обеспечит мир и спокойствие, здоровье и благополучие на все время обладания этим кусочком мировой суши.
Для Китайского сада характерны:
Многоплановость и символичность композиции
Плавные линии крупных водоёмов, рельефа, свободно растущие растения
Архитектурные сооружения, надписи и камни, подчёркивающие настроение ландшафта
Тонкая взаимосвязь с музыкой, литературой, живописью; эмоциональность
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 455;